Тоннель без конца и света

Активно обсуждаемый сегодня проект строительства Орловского тоннеля окончательно будет утвержден лишь после решения Администрации Санкт-Петербурга. Основная проблема в согласовании проекта связана с Апрельской улицей, под которой планируется проведение тоннеля. Жители Красногвардейского района не теряют надежды повлиять на решение администрации города все-таки изменить проект и снять нагрузку с Апрельской улицы. Времени у граждан на это остается все меньше: по планам городской власти, проект должен быть полностью согласован во всех инстанциях и утвержден до начала 2007 года.
Напомним, что обсуждаемый в настоящее время проект строительства Орловского тоннеля предполагает проведение двух тоннелей круглого сечения диаметром 14,2 метра под Невой, Свердловской и Смольной набережными. Основная цель реализации столь масштабного проекта – обеспечение круглосуточной транспортной связи двух берегов Невы, разгрузка транспортных потоков в Санкт-Петербурге, а также увеличение пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.
Воплощение давней меЧты
Идея построить именно тоннель родилась еще в середине 1960-х годов. Вариантов воплощения общегородской мечты в жизнь с тех пор прорабатывалось довольно много. Однако по разным причинам, прежде всего связанным с недостатком финансовых средств, великие замыслы до недавнего времени больше витали в воздухе. Свет для планируемого тоннеля забрезжил четыре года назад, когда специалисты петербургского «Метростроя» создали консорциум совместно с французской компанией Vinci, немецким предприятием «Херренкнехт» и петербургской компанией «Ленметрогипротранс» и определили основные направления в развитии предполагаемого проекта. По словам генерального директора ОАО «Метрострой» Вадима Александрова, впоследствии этот консорциум распался, но результаты большой работы сохранились и послужили основой для серьезных шагов городской власти. Весной этого года было принято постановление правительства Санкт-Петербурга о строительстве Орловского тоннеля. Длина его подземной части в целом должна составить 937,7 метра. В каждую сторону предполагается трехполосное движение. Общая стоимость реализации проекта превышает сумму в 26 млрд рублей, из которой 8,8 млрд рублей – средства из инвестиционного фонда РФ. В целом финансирование реализации проекта будут обеспечивать три участника: Санкт-Петербург, Российская Федерация и концессионер. Каждый из участников вносит треть необходимой суммы.
Стратегический проект строительства тоннеля под Невой на прошлой неделе был представлен Президенту РФ Владимиру Путину. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сообщила Президенту о том, что до конца текущего года будет решена задача, связанная с привлечением частных средств. Имена крупнейших компаний, желающих участвовать в концессионном конкурсе, пока не разглашаются. По планам строительство должно начаться в следующем и завершиться в 2010 году.
Страсти на Апрельской улице
Честь проектировать Орловский тоннель выпала проектно-строительному объединению «Система ГАЛС», специалисты которого к настоящему времени проработали далеко не единственный вариант строительства. По словам первого вице-президента по стратегическому развитию ПСО «Система ГАЛС» Владимира Клинова, бригада специалистов подготовила не меньше 15 вариантов проекта. Проект, который сегодня находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе, как говорит Владимир Клинов, является наиболее оптимальным решением всех транспортных проблем, с которыми можно столкнуться при масштабном строительстве тоннеля. Однако именно с этим «оптимальным» вариантом категорически не согласны жители Красногвардейского района. Проект предполагает строительство тоннеля под Апрельской улицей. Такое решение, по мнению проектировщиков, позволит обеспечить въезд транспорта в тоннель с двух сторон одновременно: с шоссе Революции и с Пискаревского проспекта. Однако жители считают такое направление «ошибочным». В частности, представители общественности считают, что проектировщики «устремились в обход по Апрельской улице и стали искать далекие выходы на Пискаревский проспект по проспекту Металлистов и улице Тухачевского через сложившийся жилой микрорайон «Полюстрово»». По мнению жителей, такой вариант значительно усложнит движение транспорта и «ухудшит условия движения по Апрельской улице для внутрирайонных сообщений на наземном уровне». Серьезную опасность, как считают жители Красногвардейского района, представляет также вторжение в «гидрогеологическую зону Полюстровского горизонта в районе проспекта Металлистов, где воды выходят на поверхность, что чревато обрушением близкорасположенных жилых домов». Граждан сильно беспокоит снос зеленых бульваров по Апрельской улице и зеленых насаждений по проспекту Металлистов. «Это нарушает экологию и сложившуюся среду обитания», – считают жители Красногвардейского района.
В результате со стороны, как оказалось, достаточно компетентных в сфере дорожного строительства граждан поступили конкретные предложения по поводу изменения проекта. Так, общественность настаивает на проведении тоннеля с левого берега Невы (со Смольной набережной) сразу в сторону Пискаревского проспекта, без ущерба для жителей Апрельской улицы. Таким образом, по мнению граждан, будет построена одна транспортная развязка на правом берегу Невы, в пространстве, ограниченном Полюстровским, Среднеохтинским, Пискаревским проспектами и шоссе Революции с коротким выходом на Пискаревский проспект в сторону КАД, куда и пойдут основные транспортные потоки. Представители общественности считают, что такое решение не только «упростит» транспортную схему, но и значительно снизит стоимость реализации проекта.
Подобные решения, как говорит Владимир Клинов, проектировщики ранее уже рассматривали. По словам Владимира Клинова, вариант выхода на Пискаревский проспект есть и сейчас. Однако, как считают специалисты, последствия его реализации не самым лучшим образом скажутся на транспортной схеме города. «Жители не учитывают множества нюансов, связанных со спецификой строительства Орловского тоннеля, – говорит Владимир Клинов. – Выход на Пискаревский проспект повлечет полное разрушение и восстановление Свердловской набережной, состояние которой сегодня можно отметить как критическое. Апрельская улица поможет решить технические задачи и устроить транспортную схему района».
Тоннели двух столиц
В правильности своего решения авторы проекта нисколько не сомневаются. В доказательство тому, что проект Орловского тоннеля будет реализован вполне успешно, проектировщики приводят строящийся сегодня Серебряноборский тоннель в Москве, который станет частью Краснопресненского проспекта от развязки с московской кольцевой автомобильной дороги до проспекта Маршала Жукова. Проект Орловского тоннеля, как говорит Владимир Клинов, является прототипом московского проекта.
Проект Серебряноборского тоннеля, по словам Владимира Клинова, москвичи изначально приняли тоже без особого восхищения. Жители района Крылатское, где проходит московский тоннель, боялись обрушения своих домов, однако до сего времени чрезвычайных ситуаций там пока не происходило. Проектировщики уверяют, что с технической точки зрения оба проекта тщательно проработаны. «Орловский тоннель не стоит ни одной жизни», – отмечает Владимир Клинов. Параметры тоннелей двух столиц, по словам специалистов, идентичны. Существенная разница в том, что Серебряноборский тоннель строится в одном направлении с продолжением линии московского метрополитена, поэтому глубина котлована, где тоннель выходит на поверхность, достигает 40 метров. Орловский тоннель со строительством линий метро пока не связан, и глубина заложения здесь достигает лишь 12 метров. Несмотря на эту разницу, оборудование при строительстве тоннеля в Санкт-Петербурге предполагается использовать то же, что и в Москве. Речь идет о проходческом щите диаметром 14, 2 метра, с помощью которого сейчас строится Серебряноборский тоннель. В стране это единственный проходческий щит с такими параметрами. По завершении строительства Серебряноборского тоннеля москвичам это дорогостоящее оборудование не понадобится как минимум в течение ближайшей зимы.
Чтобы построить Орловский тоннель, петербуржцам нужно будет либо самостоятельно приобрести подобное оборудование, что в любом случае обойдется весьма недешево, либо позаимствовать московский щит. Между тем москвичи на всякий случай уже предусматривают иные варианты выгодного применения уникального щита. «У нас есть некие замыслы строительства тоннеля под рекой Даугавой в Риге, – говорит Владимир Клинов. – Если щит не поедет в Петербург, мы направим его туда».
Сегодня, пока не определен окончательный вариант проекта Орловского тоннеля, решение проблемы с щитом городские власти не озвучивают. Основная проблема, в которую упирается дальнейшее развитие проекта – Апрельская улица, жители которой считают, что могут серьезно пострадать в результате глобального строительства. Окончательного решения городской власти с нетерпением ждут не только инициативные граждане, но и проектировщики и эксперты. По словам заместителя начальника Главгосэкспертизы Юрия Мельникова, проект не будет согласован до тех пор, пока не будет сказано веское слово губернатора Валентины Матвиенко. Света в конце Орловского тоннеля пока не видно.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Стиль бизнеса
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.