Безопасность в строительстве: по закону и без
На днях Ассоциация Строителей России (АСР) вновь обратилась к проблеме безопасности в строительстве, причиной которой является нормативно-правовой вакуум в сфере технического регулирования.
Жуликам закон не писан – именно этой теме был посвящен круглый стол, в котором приняли участие ведущие представители строительного сообщества, органов власти и отраслевых ведомств, в том числе и разработчики проблемного, но действующего сегодня закона «О техническом регулировании». Главной темой дискуссии стал вопрос – как обеспечить безопасность в строительстве при отсутствии четких требований в этой сфере.
В ходе обсуждения определились две ключевые позиции участников. Первая заключается в том, что необходимо внести поправки в существующий закон «О техническом регулировании», так как последствия заложенных в нем противоречий ставят под угрозу жизнь и комфорт граждан. «Данный закон – это минное поле», – охарактеризовал ситуацию первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Виктор Ельцов.
Но была озвучена и другая точка зрения. Ее высказали председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов и секретарь думского Комитета по техническому регулированию Анна Сысоева. (Оба эксперта участвовали в разработке действующего закона и защищали его дееспособность). Они подчеркивали, что сам закон составлен грамотно, а проблема в том, что медленно реализуется сама реформа. Однако их аргументы не были приняты. Так, г-н Рубцов в пылу спора заявил, что «закон не отменяет старые СНиПы и ГОСТы, вся база продолжает действовать». На что заместитель председателя Комитета ТПП по промышленности, сфере обслуживания и ЖКХ Лариса Баринова возразила: «В настоящее время все СНиПы являются добровольными для принятия строительными компаниями». А президент Российского союза строителей Виктор Забелин вообще заявил, что «СНиПы действуют для честных людей, но не действуют для жуликов».
А где же строители?
Не остался без внимания и вопрос о системных ошибках, касающихся строительства, заложенных в данный закон. О них не раз заявляли специалисты АСР. Так, закон содержит требование о разработке общего технического регламента в строительстве с наименованием «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих территорий». Это означает, что требования по безопасности к изысканиям, проектированию, строительству в общем техническом регламенте не будут установлены. Александр Рубцов данное положение прокомментировал коротко: «Нашим архитекторам понятен термин «эксплуатация». Однако большинству присутствовавших было очевидно, что существующее положение опасно, особенно в условиях развертывания государственной жилищной программы. Участники обратили внимание на то, что среди разработчиков законов, касающихся строительства, нет строителей и архитекторов: «Жилищный Кодекс разработан кандидатом географических наук, закон о долевом участии – экономистом, а где же строители? Без них разработка закона невозможна», – возмутилась депутат Госдумы Галина Хованская.
В свою очередь, директор Департамента строительства АСР Михаил Кайков подчеркнул, что сложившаяся ситуация выгодна конкурентам добросовестных строителей, так как компании, не соблюдающие определенные правила, могут дешевле и быстрее обеспечить строительство, соответственно, они и выигрывают тендеры. «А вопрос качества остается решать тем, кто заселяется в построенные без стандартов дома», – заявил он.
Эксперт отметил, что принятые решения правительственной комиссии по техническому регулированию от 21 ноября 2005 года и решения Правительства от 14 апреля 2006 года, а также прямое указание председателя правительства о необходимости принятия основополагающих 14-и СНиПов до сих пор
не выполнены органами исполнительной власти.
«Если российские строители не будут иметь своего технического законодательства при вступлении в ВТО, мы будем вынуждены применять нормы и правила наших конкурентов», – заключил Михаил Кайков.
Позицию коллеги из АСР полностью поддержал президент Российского союза строителей Виктор Забелин. Он подчеркнул, что строительный бизнес выступает против существующего закона и реформа идет медленно именно из-за противоречий в данном документе. В связи с этим он выразил готовность поддержать инициативы АСР и «единым фронтом» выступить с рядом мероприятий по исправлению существующей законодательной базы.
Вместо вывода
Участники пришли к выводу, что при сохранении существующего положения дел в сфере технического регулирования уровень безопасности в строительстве будет и дальше снижаться, а число аварий и катастроф возрастать. В связи с этим они предложили решить вопрос о внесении поправок в ФЗ «О техническом регулировании». Поправки должны дать возможность:
– разработать общий технический регламент, регулирующий вопросы безопасности не только при эксплуатации зданий и сооружений, но при выполнении инженерных изысканий, проектировании и строительстве;
– реализовать европейский подход к техническому регулированию;
– в переходный период, до принятия общего технического регламента, использовать имеющуюся нормативную базу (СНиПы, ГОСТы и т.д.) и возможность вносить в нее изменения
в соответствии с достижениями науки и техники;
– создать институт уполномоченных органов по оценке соответствия.
Автор: Наталья Ковтун
Жуликам закон не писан – именно этой теме был посвящен круглый стол, в котором приняли участие ведущие представители строительного сообщества, органов власти и отраслевых ведомств, в том числе и разработчики проблемного, но действующего сегодня закона «О техническом регулировании». Главной темой дискуссии стал вопрос – как обеспечить безопасность в строительстве при отсутствии четких требований в этой сфере.
В ходе обсуждения определились две ключевые позиции участников. Первая заключается в том, что необходимо внести поправки в существующий закон «О техническом регулировании», так как последствия заложенных в нем противоречий ставят под угрозу жизнь и комфорт граждан. «Данный закон – это минное поле», – охарактеризовал ситуацию первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Виктор Ельцов.
Но была озвучена и другая точка зрения. Ее высказали председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов и секретарь думского Комитета по техническому регулированию Анна Сысоева. (Оба эксперта участвовали в разработке действующего закона и защищали его дееспособность). Они подчеркивали, что сам закон составлен грамотно, а проблема в том, что медленно реализуется сама реформа. Однако их аргументы не были приняты. Так, г-н Рубцов в пылу спора заявил, что «закон не отменяет старые СНиПы и ГОСТы, вся база продолжает действовать». На что заместитель председателя Комитета ТПП по промышленности, сфере обслуживания и ЖКХ Лариса Баринова возразила: «В настоящее время все СНиПы являются добровольными для принятия строительными компаниями». А президент Российского союза строителей Виктор Забелин вообще заявил, что «СНиПы действуют для честных людей, но не действуют для жуликов».
А где же строители?
Не остался без внимания и вопрос о системных ошибках, касающихся строительства, заложенных в данный закон. О них не раз заявляли специалисты АСР. Так, закон содержит требование о разработке общего технического регламента в строительстве с наименованием «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих территорий». Это означает, что требования по безопасности к изысканиям, проектированию, строительству в общем техническом регламенте не будут установлены. Александр Рубцов данное положение прокомментировал коротко: «Нашим архитекторам понятен термин «эксплуатация». Однако большинству присутствовавших было очевидно, что существующее положение опасно, особенно в условиях развертывания государственной жилищной программы. Участники обратили внимание на то, что среди разработчиков законов, касающихся строительства, нет строителей и архитекторов: «Жилищный Кодекс разработан кандидатом географических наук, закон о долевом участии – экономистом, а где же строители? Без них разработка закона невозможна», – возмутилась депутат Госдумы Галина Хованская.
В свою очередь, директор Департамента строительства АСР Михаил Кайков подчеркнул, что сложившаяся ситуация выгодна конкурентам добросовестных строителей, так как компании, не соблюдающие определенные правила, могут дешевле и быстрее обеспечить строительство, соответственно, они и выигрывают тендеры. «А вопрос качества остается решать тем, кто заселяется в построенные без стандартов дома», – заявил он.
Эксперт отметил, что принятые решения правительственной комиссии по техническому регулированию от 21 ноября 2005 года и решения Правительства от 14 апреля 2006 года, а также прямое указание председателя правительства о необходимости принятия основополагающих 14-и СНиПов до сих пор
не выполнены органами исполнительной власти.
«Если российские строители не будут иметь своего технического законодательства при вступлении в ВТО, мы будем вынуждены применять нормы и правила наших конкурентов», – заключил Михаил Кайков.
Позицию коллеги из АСР полностью поддержал президент Российского союза строителей Виктор Забелин. Он подчеркнул, что строительный бизнес выступает против существующего закона и реформа идет медленно именно из-за противоречий в данном документе. В связи с этим он выразил готовность поддержать инициативы АСР и «единым фронтом» выступить с рядом мероприятий по исправлению существующей законодательной базы.
Вместо вывода
Участники пришли к выводу, что при сохранении существующего положения дел в сфере технического регулирования уровень безопасности в строительстве будет и дальше снижаться, а число аварий и катастроф возрастать. В связи с этим они предложили решить вопрос о внесении поправок в ФЗ «О техническом регулировании». Поправки должны дать возможность:
– разработать общий технический регламент, регулирующий вопросы безопасности не только при эксплуатации зданий и сооружений, но при выполнении инженерных изысканий, проектировании и строительстве;
– реализовать европейский подход к техническому регулированию;
– в переходный период, до принятия общего технического регламента, использовать имеющуюся нормативную базу (СНиПы, ГОСТы и т.д.) и возможность вносить в нее изменения
в соответствии с достижениями науки и техники;
– создать институт уполномоченных органов по оценке соответствия.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Cобытия и комментарии