Жить по плану можно не только при социализме
Не так давно в нашем городе уже в пятый раз прошел форум лидеров стратегического планирования, который в этом году вышел на новые рубежи. Его организаторами выступили Минэкономразвития РФ, Минрегионразвития РФ, Совет Федерации, Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ), Ассоциация специалистов по экономическому развитию территорий, Институт Всемирного банка, EUROPEAID.
Тема, которая обсуждалась в течение двух дней представителями 55 регионов страны, а также Белоруссии, Эстонии, Финляндии, Норвегии и Швеции – «Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов». В рамках форума прошла специальная сессия, посвященная 100-летию В.В. Леонтьева, торжественная церемония по случаю 10-летия стратегического плана Санкт-Петербурга, шесть пленарных заседаний, в том числе «Региональная проекция национальных проектов» и «На пути к мировым городам» и несколько круглых столов. Один из них – «Региональные механизмы поддержки доступного жилья» – посвящался тому, как решается жилищная проблема в нашем городе.
Минрегион –
всему голова
Одним из центральных выступлений на форуме стала презентация Министерства регионального развития РФ. Представитель министерства Елена Рожкова охарактеризовала собственную структуру как «принципиально новое образование в системе государственного управления страны». Это сквозное министерство, которое нанизывает на себя решение разных тем регионального развития. Несмотря на свою юность (образовано в сентябре 2004 года), министерство уже сделало много полезного, к примеру, разработало паспорт субъекта РФ, который все регионы распределяет по определенной типологии. Министерство предполагает поляризованное развитие регионов, не стремится к их выравниванию. Кроме того, заслушаны отчеты 48 субъектов страны. Особое впечатление на сотрудников межведомственной комиссии, слушавшей отчеты, произвел доклад руководства Московской области. Он сопровождался картой региона, за пределами которого было сплошное белое поле, и внутри, вместо Москвы, тоже дырка. Область прозвали бубликом и поставили на вид, напомнив, что в стране не только она одна, есть еще 88 регионов, и хотя бы приграничные стоило отразить. В настоящее время в Министерстве завершается разработка стратегии социально-экономического развития регионов на 20-25 лет и программ развития, разрабатывается нормативная база, регулирующая региональное развитие, планируется введение финансирования региональных бюджетов по результату.
ЛуЧше меньше, да крупнее
Ассоциированный директор Центра институциональных реформ и неформального сектора (IRIS) при Университете штата Мэриленд Леонид Полищук представил на обсуждение стратегию по укрупнению регионов. Пересмотр границ является дополнительным ресурсом в повышении качества управления. Укрупнение регионов позволит адаптировать границы к реалиям экономики. Однако, по его мнению, проблему следует рассматривать в длительной перспективе, а не руководствоваться сиюминутными интересами. Леонид Полищук отметил, что многие регионы в нашей стране экономически несостоятельны, кроме того, они часто разнятся по площади и количеству проживающего населения. Согласно его информации, в стране планируется создать 10-20 регионов с целью более эффективного развития территорий и совершенствования управления ими. По мнению ученого, когда регионов слишком много, ими трудно управлять, более крупными и в меньшем количестве управлять проще. Укрупнение регионов позволит ликвидировать внутренние административные границы, что самым положительным образом скажется на развитии бизнеса. Реальная выгода: слияние регионов способствует реализации трансграничных объектов, сокращает бюджетное неравенство и потребность в федеральных дотациях. Минусы объединения в рамках нашей страны: укрупнение может повлечь за собой национальные конфликты. К тому же необходимо пересмотреть Конституцию и провести референдумы, а это достаточно затратно. Тем не менее, курс на укрупнение регионов уже взят, и процесс будет продолжаться.
На пути
к мировым городам
Вечерняя пленарная сессия, модератором которой выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, была посвящена презентации Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Эти четыре крупнейших города России, по мнению организаторов, более всего приблизились к мировым центрам. Петербург представлял председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев. По его мнению, до 2003 года в городе не было нормального стратегического планирования, несмотря на то, что именно наш город является его основателем (в 1996 году был принят первый стратегический план), «было несколько планов и около 30 целевых программ, слабо увязанных между собой». Приход новой команды под руководством губернатора Валентины Матвиенко первоочередной задачей поставил разработку новой системы государственного планирования региона. По мнению чиновника, такая уникальная система сегодня создана и характеризуется эффективностью, многовариантностью, оптимистичностью, системностью, комплексностью и управляемостью. «Госпланирование в Петербурге представляет из себя пирог из семи слоев», – отметил Алексей Сергеев. А Михаил Осеевский добавил, что новое планирование позволило перевести формирование бюджета из области эмоций в область нормативов. Самое сложное в нынешней системе планирования – баланс ресурсов. В настоящее время в городе разрабатывается экологический баланс, баланс трудовых ресурсов. По мнению г-на Осеевского, «формирование балансов – самая сложная и ответственная часть государственного планирования и управления».
Презентация тандема петербургских экономистов выглядела неплохо, но выступавший последним заместитель генерального директора НИиПИ Генплана г. Москвы Валерий Беккер был вне конкуренции. Градостроительное планирование – тема не самая интересная – было представлено блестяще.
О Москве с улыбкой
Господин Беккер начал с того, что и «в Москве мы чего-то такое делаем, и Петербург хорошеет день ото дня» и предложил познакомиться с той кухней, на которой делается Генплан столицы. Разрабатывается главный план развития города на базе советских технологий, от генпланов районов до градостроительных планов земельных участков. По словам Валерия Беккера, в Москве нет законодательства о долгосрочном планировании, поэтому стратегия – это хобби отдельных увлеченных перспективой людей. Структура Генплана состоит из 5 разделов: демографическое развитие, экономическое развитие, социальное развитие, экологическое развитие и ресурсное обеспечение. «В настоящее время Москва окружена китайской стеной под названием Московская область,– отметил Валерий Беккер, – и это позволяет городу не расползаться. Он теперь, в основном, растет вверх». Разработчик рассказал о планах организации 17 крупных промышленных зон вместо 83 существующих ныне, о непонятном термине «природный комплекс города», который планируется создать. Жилой территории в столице 32 тысячи га, а общая площадь – 108 тысяч га. Вообще разработку генерального плана города без учета развития области г-н Беккер считает безумием. К примеру, в генплане Московской области Москвы не существует вовсе, вернее, она упоминается всего один раз, в схеме канализации. Хотя у этих субъектов вся инженерия общая. Но ситуация такова, что эти два соседних региона ни в какую не хотят даже слышать друг о друге.
По поводу решения жилищной проблемы Валерий Беккер сказал: «Сегодня в Москве возводится ежегодно 5 млн кв. метров жилья. В плане у нас заложено поддерживать баланс на уровне 200 миллионов. Но если равняться на Европу, то надо построить 350 миллионов метров жилья. Для этого нет ни земельных участков, ни строительных материалов. Сегодня в Москве 30 процентов жителей имеет по две квартиры, а в богатой Америке такое могут себе позволить только 0,5 процента населения». Разработчик отметил и такую тенденцию: в районе сноса «хрущевок» резко уменьшилось население, несмотря на то, что квартир там построено больше. Это как раз и говорит о том, что москвичи имеют по две квартиры. Перед столицей стоит следующая задача: снос 9- и 12-этажных зданий. «Но теперь этих людей можно отселять разве что в Рязань, в Москве территорий под новое строительство практически не осталось», – заметил докладчик. А между тем в портфеле лежат заявки на строительство 39 млн кв. метров, в плане же до 10 года – только 29 миллионов. Причем то, что планировалось построить только к 2020-м годам, будет завершено к 2010-му году. А по инфраструктуре все наоборот, планы не выполняются вовсе. Ежегодно в Москве строится 600 тыс. кв. метров для очередников, 270 тысяч под программу «Молодежи – доступное жилье» и 100 тысяч под расселение пятиэтажек. Коэффициент доступности жилья на сегодня составляет 30 лет, жилье покупает 40 процентов москвичей.
Прошелся Валерий Яковлевич и по социальным объектам, которые инвесторы строить не хотят. Поэтому в Москве не хватает детских садов, школ, а особенно стадионов и спортивных площадок для массовых занятий спортом. Серьезные проблемы с канализацией. «В центре города трубы, по которым еще Гиляровский лазал», – насмешил всех докладчик. Сегодня правительство Москвы выделяет ежегодно по 630 млн рублей на строительство жилья и 1300 миллионов на инфраструктуру. И все равно этого недостаточно. Возможно, проблема будет решена частично благодаря тем соглашениям, что московское правительство подписало с РАО ЕЭС, РАО РЖД и еще целым рядом организаций. А в остальном – все хорошо. Своим выступлением г-н Беккер сорвал бурные аплодисменты.
В Петербурге
все нормально?
О ситуации на строительном рынке Санкт-Петербурга рассказали помощник депутата Законодательного собрания Михаила Амосова Юрий Курикалов и заместитель директора Санкт-Петербургского союза строительных компаний Евгений Каплан. Первый говорил о законодательной стороне, второй – о практике. Юрий Курикалов, коснувшись существовавшей ранее ИТК, поведал собравшимся о том, что депутаты, борясь за место в этой самой комиссии (у них было одно, а хотели пять), в итоге привели к ее полному закрытию. А вступившие в последние годы в действие Градостроительный и Жилищный кодексы напрочь лишили инвесторов получения участков целевым назначением. Сегодня это возможно только под строительство социальных объектов. Все остальное – через торги. Отсутствие в Петербурге инженерно подготовленных территорий привело к тому, что сегодня в квартал продается всего 10 участков, тогда как при ИТК – распределялось по 100 и больше. Естественно, это сказывается на количестве построенных метров. Основные сложности возникли с подготовкой документации по участкам. Первоначально предполагалось, что та компания, которая подготовит полный пакет, будет иметь преимущественное право при приобретении данного участка. Однако впоследствии КУГИ продавило другой вариант – возмещение затрат в объеме 10 процентов от стоимости участка. Причем если пакет готовит одновременно несколько компаний, то возмещение получает только та, что принесет его первой. Остальные остаются без возмещения затрат.
Относительно принятого в конце прошлого года Генплана Юрий Курикалов высказался в том духе, что документ сырой, с множеством технических ошибок. В настоящее время идет судебный процесс по признанию его недействительным.
Критично о нынешних торгах высказался и Евгений Каплан. По его мнению, последние участки были проданы по такой цене, что в себестоимости 1 кв. метра $450 составляет плата за инфраструктуру. При этом себестоимость строительства инфраструктурных объектов составляет всего $150, то есть 300 американских рублей – чистая прибыль города. Между тем, ложится она на карман покупателя квартиры. Кроме того, сегодня ситуация складывается так, что участки готовят петербургские компании, а покупают их либо зарубежные, либо московские. По мнению Евгения Каплана, надо развивать класс девелоперов, которые будут приобретать участки комплексно, а затем сдавать их под застройку строителям. «Девелопер упаковывает товар, делает работу города», – считает бизнесмен. Тогда будет ответственный за те же дороги и инженерию. А сейчас получается, что разные компании нахватали участки, дома построили, а пространство между зданиями облагораживать некому. Если же установить принцип квартальной застройки, да чтобы у квартала был один хозяин – девелопер, то все наладится. По словам Евгения Каплана, в настоящее время в Думе находится проект закона «О комплексном освоении территории». Но его недостаток в том, что речь там идет только о тех территориях, где более 50 процентов составляет ветхое и аварийное жилье. А закон нужен для комплексного освоения любых территорий.
Форум выявил массу проблем. Осталось найти к ним решения.
Автор: Лилиана Глазова
Тема, которая обсуждалась в течение двух дней представителями 55 регионов страны, а также Белоруссии, Эстонии, Финляндии, Норвегии и Швеции – «Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов». В рамках форума прошла специальная сессия, посвященная 100-летию В.В. Леонтьева, торжественная церемония по случаю 10-летия стратегического плана Санкт-Петербурга, шесть пленарных заседаний, в том числе «Региональная проекция национальных проектов» и «На пути к мировым городам» и несколько круглых столов. Один из них – «Региональные механизмы поддержки доступного жилья» – посвящался тому, как решается жилищная проблема в нашем городе.
Минрегион –
всему голова
Одним из центральных выступлений на форуме стала презентация Министерства регионального развития РФ. Представитель министерства Елена Рожкова охарактеризовала собственную структуру как «принципиально новое образование в системе государственного управления страны». Это сквозное министерство, которое нанизывает на себя решение разных тем регионального развития. Несмотря на свою юность (образовано в сентябре 2004 года), министерство уже сделало много полезного, к примеру, разработало паспорт субъекта РФ, который все регионы распределяет по определенной типологии. Министерство предполагает поляризованное развитие регионов, не стремится к их выравниванию. Кроме того, заслушаны отчеты 48 субъектов страны. Особое впечатление на сотрудников межведомственной комиссии, слушавшей отчеты, произвел доклад руководства Московской области. Он сопровождался картой региона, за пределами которого было сплошное белое поле, и внутри, вместо Москвы, тоже дырка. Область прозвали бубликом и поставили на вид, напомнив, что в стране не только она одна, есть еще 88 регионов, и хотя бы приграничные стоило отразить. В настоящее время в Министерстве завершается разработка стратегии социально-экономического развития регионов на 20-25 лет и программ развития, разрабатывается нормативная база, регулирующая региональное развитие, планируется введение финансирования региональных бюджетов по результату.
ЛуЧше меньше, да крупнее
Ассоциированный директор Центра институциональных реформ и неформального сектора (IRIS) при Университете штата Мэриленд Леонид Полищук представил на обсуждение стратегию по укрупнению регионов. Пересмотр границ является дополнительным ресурсом в повышении качества управления. Укрупнение регионов позволит адаптировать границы к реалиям экономики. Однако, по его мнению, проблему следует рассматривать в длительной перспективе, а не руководствоваться сиюминутными интересами. Леонид Полищук отметил, что многие регионы в нашей стране экономически несостоятельны, кроме того, они часто разнятся по площади и количеству проживающего населения. Согласно его информации, в стране планируется создать 10-20 регионов с целью более эффективного развития территорий и совершенствования управления ими. По мнению ученого, когда регионов слишком много, ими трудно управлять, более крупными и в меньшем количестве управлять проще. Укрупнение регионов позволит ликвидировать внутренние административные границы, что самым положительным образом скажется на развитии бизнеса. Реальная выгода: слияние регионов способствует реализации трансграничных объектов, сокращает бюджетное неравенство и потребность в федеральных дотациях. Минусы объединения в рамках нашей страны: укрупнение может повлечь за собой национальные конфликты. К тому же необходимо пересмотреть Конституцию и провести референдумы, а это достаточно затратно. Тем не менее, курс на укрупнение регионов уже взят, и процесс будет продолжаться.
На пути
к мировым городам
Вечерняя пленарная сессия, модератором которой выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, была посвящена презентации Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Эти четыре крупнейших города России, по мнению организаторов, более всего приблизились к мировым центрам. Петербург представлял председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев. По его мнению, до 2003 года в городе не было нормального стратегического планирования, несмотря на то, что именно наш город является его основателем (в 1996 году был принят первый стратегический план), «было несколько планов и около 30 целевых программ, слабо увязанных между собой». Приход новой команды под руководством губернатора Валентины Матвиенко первоочередной задачей поставил разработку новой системы государственного планирования региона. По мнению чиновника, такая уникальная система сегодня создана и характеризуется эффективностью, многовариантностью, оптимистичностью, системностью, комплексностью и управляемостью. «Госпланирование в Петербурге представляет из себя пирог из семи слоев», – отметил Алексей Сергеев. А Михаил Осеевский добавил, что новое планирование позволило перевести формирование бюджета из области эмоций в область нормативов. Самое сложное в нынешней системе планирования – баланс ресурсов. В настоящее время в городе разрабатывается экологический баланс, баланс трудовых ресурсов. По мнению г-на Осеевского, «формирование балансов – самая сложная и ответственная часть государственного планирования и управления».
Презентация тандема петербургских экономистов выглядела неплохо, но выступавший последним заместитель генерального директора НИиПИ Генплана г. Москвы Валерий Беккер был вне конкуренции. Градостроительное планирование – тема не самая интересная – было представлено блестяще.
О Москве с улыбкой
Господин Беккер начал с того, что и «в Москве мы чего-то такое делаем, и Петербург хорошеет день ото дня» и предложил познакомиться с той кухней, на которой делается Генплан столицы. Разрабатывается главный план развития города на базе советских технологий, от генпланов районов до градостроительных планов земельных участков. По словам Валерия Беккера, в Москве нет законодательства о долгосрочном планировании, поэтому стратегия – это хобби отдельных увлеченных перспективой людей. Структура Генплана состоит из 5 разделов: демографическое развитие, экономическое развитие, социальное развитие, экологическое развитие и ресурсное обеспечение. «В настоящее время Москва окружена китайской стеной под названием Московская область,– отметил Валерий Беккер, – и это позволяет городу не расползаться. Он теперь, в основном, растет вверх». Разработчик рассказал о планах организации 17 крупных промышленных зон вместо 83 существующих ныне, о непонятном термине «природный комплекс города», который планируется создать. Жилой территории в столице 32 тысячи га, а общая площадь – 108 тысяч га. Вообще разработку генерального плана города без учета развития области г-н Беккер считает безумием. К примеру, в генплане Московской области Москвы не существует вовсе, вернее, она упоминается всего один раз, в схеме канализации. Хотя у этих субъектов вся инженерия общая. Но ситуация такова, что эти два соседних региона ни в какую не хотят даже слышать друг о друге.
По поводу решения жилищной проблемы Валерий Беккер сказал: «Сегодня в Москве возводится ежегодно 5 млн кв. метров жилья. В плане у нас заложено поддерживать баланс на уровне 200 миллионов. Но если равняться на Европу, то надо построить 350 миллионов метров жилья. Для этого нет ни земельных участков, ни строительных материалов. Сегодня в Москве 30 процентов жителей имеет по две квартиры, а в богатой Америке такое могут себе позволить только 0,5 процента населения». Разработчик отметил и такую тенденцию: в районе сноса «хрущевок» резко уменьшилось население, несмотря на то, что квартир там построено больше. Это как раз и говорит о том, что москвичи имеют по две квартиры. Перед столицей стоит следующая задача: снос 9- и 12-этажных зданий. «Но теперь этих людей можно отселять разве что в Рязань, в Москве территорий под новое строительство практически не осталось», – заметил докладчик. А между тем в портфеле лежат заявки на строительство 39 млн кв. метров, в плане же до 10 года – только 29 миллионов. Причем то, что планировалось построить только к 2020-м годам, будет завершено к 2010-му году. А по инфраструктуре все наоборот, планы не выполняются вовсе. Ежегодно в Москве строится 600 тыс. кв. метров для очередников, 270 тысяч под программу «Молодежи – доступное жилье» и 100 тысяч под расселение пятиэтажек. Коэффициент доступности жилья на сегодня составляет 30 лет, жилье покупает 40 процентов москвичей.
Прошелся Валерий Яковлевич и по социальным объектам, которые инвесторы строить не хотят. Поэтому в Москве не хватает детских садов, школ, а особенно стадионов и спортивных площадок для массовых занятий спортом. Серьезные проблемы с канализацией. «В центре города трубы, по которым еще Гиляровский лазал», – насмешил всех докладчик. Сегодня правительство Москвы выделяет ежегодно по 630 млн рублей на строительство жилья и 1300 миллионов на инфраструктуру. И все равно этого недостаточно. Возможно, проблема будет решена частично благодаря тем соглашениям, что московское правительство подписало с РАО ЕЭС, РАО РЖД и еще целым рядом организаций. А в остальном – все хорошо. Своим выступлением г-н Беккер сорвал бурные аплодисменты.
В Петербурге
все нормально?
О ситуации на строительном рынке Санкт-Петербурга рассказали помощник депутата Законодательного собрания Михаила Амосова Юрий Курикалов и заместитель директора Санкт-Петербургского союза строительных компаний Евгений Каплан. Первый говорил о законодательной стороне, второй – о практике. Юрий Курикалов, коснувшись существовавшей ранее ИТК, поведал собравшимся о том, что депутаты, борясь за место в этой самой комиссии (у них было одно, а хотели пять), в итоге привели к ее полному закрытию. А вступившие в последние годы в действие Градостроительный и Жилищный кодексы напрочь лишили инвесторов получения участков целевым назначением. Сегодня это возможно только под строительство социальных объектов. Все остальное – через торги. Отсутствие в Петербурге инженерно подготовленных территорий привело к тому, что сегодня в квартал продается всего 10 участков, тогда как при ИТК – распределялось по 100 и больше. Естественно, это сказывается на количестве построенных метров. Основные сложности возникли с подготовкой документации по участкам. Первоначально предполагалось, что та компания, которая подготовит полный пакет, будет иметь преимущественное право при приобретении данного участка. Однако впоследствии КУГИ продавило другой вариант – возмещение затрат в объеме 10 процентов от стоимости участка. Причем если пакет готовит одновременно несколько компаний, то возмещение получает только та, что принесет его первой. Остальные остаются без возмещения затрат.
Относительно принятого в конце прошлого года Генплана Юрий Курикалов высказался в том духе, что документ сырой, с множеством технических ошибок. В настоящее время идет судебный процесс по признанию его недействительным.
Критично о нынешних торгах высказался и Евгений Каплан. По его мнению, последние участки были проданы по такой цене, что в себестоимости 1 кв. метра $450 составляет плата за инфраструктуру. При этом себестоимость строительства инфраструктурных объектов составляет всего $150, то есть 300 американских рублей – чистая прибыль города. Между тем, ложится она на карман покупателя квартиры. Кроме того, сегодня ситуация складывается так, что участки готовят петербургские компании, а покупают их либо зарубежные, либо московские. По мнению Евгения Каплана, надо развивать класс девелоперов, которые будут приобретать участки комплексно, а затем сдавать их под застройку строителям. «Девелопер упаковывает товар, делает работу города», – считает бизнесмен. Тогда будет ответственный за те же дороги и инженерию. А сейчас получается, что разные компании нахватали участки, дома построили, а пространство между зданиями облагораживать некому. Если же установить принцип квартальной застройки, да чтобы у квартала был один хозяин – девелопер, то все наладится. По словам Евгения Каплана, в настоящее время в Думе находится проект закона «О комплексном освоении территории». Но его недостаток в том, что речь там идет только о тех территориях, где более 50 процентов составляет ветхое и аварийное жилье. А закон нужен для комплексного освоения любых территорий.
Форум выявил массу проблем. Осталось найти к ним решения.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти