Космические замыслы японского зодчего

Японский проект строительства стадиона им. Кирова подвергся резкой критике российских архитекторов. Зодчие Москвы и Петербурга вернули на землю коллегу из Японии, архитектурную звезду мирового масштаба Кисе Курокаву, по их мнению, замахнувшегося на космические параметры строительства. Перед тем как представить проект на суд российских архитекторов, господин Курокава предусмотрительно внес в работу определенные изменения. После заседания Градостроительного совета стало ясно, что эти изменения являются далеко не последними.
Нашумевший проект строительства стадиона им. Кирова в исполнении Кисе Курокавы носит условное название «Космический корабль». Объясняется это в первую очередь внешним сходством проектируемого здания с космическим кораблем. Здание стадиона по проекту будет держаться на восьми опорах, благодаря которым будет создана видимость «оторвавшегося» от земли корабля. Эти колонны будут переходить в своеобразные «мачты», возвышающиеся над стадионом. Таким образом, со стороны Финского залива стадион, как уверяет Кисе Курокава, стадион действительно будет напоминать корабль. На такое решение, как признался японский архитектор, сильно повлияли его личные впечатления от России. По словам Кисе Курокавы, еще 50 лет назад русские его восхищали своим абсолютным первенством в развитии космических технологий. Россия и в настоящее время в представлении японского зодчего ассоциируется с космосом. Проект стадиона, как утверждает Кисе Курокава, воплощает национальные интересы России.
Петербургские архитекторы признали, что не только корабль господина Курокавы может быть космическим. Космическими им показались и архитектурные решения проекта.
Хрупкие технологии
Изначально главными технологическими особенностями стадиона являлись система выдвижного игрового поля и раздвижная крыша. К таким решениям японский мастер пришел после предварительного анализа климатических условий Северной столицы. В соответствии с требованиями УЕФА и ФИФА футбольная арена стадиона, рассчитанного на проведение финальных матчей чемпионатов мира, должна быть покрыта не искусственной, а натуральной травой. На территории Санкт-Петербурга нет ни одного стадиона с естественным травяным покрытием. Система выдвижного поля, как говорит Кисе Курокава, могла бы обеспечить траве солнечное освещение круглый год. Такие системы, по словам японского мастера, успешно действуют на стадионах в Германии, Нидерландах и Японии. Как выяснилось на последнем заседании Градостроительного совета, в России таких систем как не было, так и не будет в ближайшее время. Кисе Курокава приехал в Петербург, предварительно заменив технологии выдвижного поля системами модулей 2х2 метра, из которых будет состоять арена. Так, в соответствии с проектом, блоки игрового поля, которые меньше других попадают под солнечные лучи, будут просто изыматься и выноситься наружу, каждый в отдельности. Такое решение петербургских архитекторов, изначально настроенных против выдвижного поля, несколько успокоило. «Выдвижное поле с учетом наших национальных особенностей очень хрупко!» – подчеркивает архитектор Сергей Шмаков. Модульная система, по словам автора проекта, облегчит строительство и снизит его стоимость.
Раздвижная крыша стадиона тоже вызывает множество нареканий со стороны отечественных специалистов. По идее Кисе Курокавы, крыша будет действовать по принципу «японского веера» или русской «гармошки»: она будет собираться летом и «раскрываться» зимой. Кровельные конструкции, по проекту, должны в зимнее время снабжаться теплоэнергией для того, чтобы предотвратить скопление осадков на крыше. Петербургских архитекторов напугала, во-первых, сама мысль о том, что над 62 тысячами зрителей, на которых рассчитан стадион, нависнут тяжелые кровельные конструкции. Как считает архитектор Юрий Земцов, они будут представлять потенциальную угрозу для зрителей. Во-вторых, практически у всех участников заседания Градостроительного совета возникли большие сомнения по поводу отопления кровельной системы. Архитектор Олег Харченко утверждает, что теплоснабжение раздвижной крыши потребует огромных расходов, которые не вписываются в рамки финансирования строительства.
На грани фантастики
Напомним, что стоимость проекта в соответствии с требованиями Администрации Санкт-Петербурга и инвестирующей компании «Газпром» не должна превышать $250 млн. Изначально Кисе Курокава предложил проект, реализация которого потребует чуть более $225 млн, что сыграло немаловажную роль для победы на международном конкурсе. В настоящее время японский мастер утверждает, что его проект стоит $238 млн. При этом архитектор обращает особое внимание на то, что стоимость проекта представлена все же ниже установленной суммы.
Воплощение многих идей Кисе Курокавы, по мнению петербуржцев, может вывести реализацию проекта за установленные рамки финансирования. Отечественных архитекторов беспокоит мысль о том, что японский проект может повторить судьбу французского проекта строительства второй сцены Мариинского театра. Напомним, что стоимость проекта французского архитектора Доминика Перро менялась в сторону увеличения. Однако уверенный в собственных расчетах Кисе Курокава относится к подобным предположениям философски. «У каждого проекта своя участь, либо это судьба, либо нет», – говорит Кисе Курокава.
Большая часть концептуально важных предложений японского мастера смутила отечественных архитекторов. То, что для японского коллеги является совершенно понятным и рациональным, петербуржцам показалось фантастическим. Например, сенсоры, которые Кисе Курокава предлагает установить в конструкциях здания стадиона. Их применение связано с особенностью грунтовых почв в Северной столице. «При слабых грунтах возможны подвижки в разных частях сооружения, – говорит Кисе Курокава, – поэтому в необходимых местах мы предлагаем установить датчики, которые будут реагировать на движение грунта в той или иной точке. В зависимости от того, где двигается почва, будет обеспечено и движение самого здания». Новшеством для российских зодчих стали и резиновые подушки, которые, по представлениям токийского коллеги, в случае землетрясений будут обеспечивать устойчивость зданию. По мнению петербуржцев, сооружения в городе на Неве надо обезопасить не от землетрясений, а от наводнений. Именно поэтому архитекторы Петербурга были категорически против выдвижного поля. «Поле, наоборот, нужно максимально оградить, – говорит Сергей Шмаков. – Холм, на котором будет построен стадион, играет еще и роль дамбы. Как только мы его «разорвем», его накроет нагорная волна с юго-западной стороны – и наводнения не избежать!» Очевидно, с самого начала архитектор из Японии таких «тонкостей» не учел.
Зодчие Петербурга «не очень понимают» инженерную инфраструктуру, которую разработал Кисе Курокава. По словам Сергея Митягина, до сих пор неясно, как будет обеспечиваться поступление тепла, воды и электроэнергии. Количество парковочных мест тоже не удовлетворило участников Градостроительного совета. 1700 мест, запланированных Кисе Курокавой, недостаточно для 60 тысяч зрителей.
Большую проблему петербуржцы увидели в системе выдвижных лестниц, по которым зрители будут подниматься на стадион. В чрезвычайных ситуациях сбои в такой системе могут быть чреваты печальными последствиями. В ответ на это Кисе Курокава согласился заменить выдвижные лестницы стационарными.
Проект был бы полностью разнесен отечественными ревнителями архитектуры, если бы не маленькое замечание в его пользу, высказанное рецензентом Сергеем Митягиным: «Нам особенно понравилось, что стадион будет окружен парковыми элементами. Обеспечение трамвайных путей, предусмотренное автором проекта, повысит интерактивность всего комплекса: можно будет проводить обзорные экскурсии». Между тем, транспортная инфраструктура все равно осталась нерешенной. Ее обеспечению препятствует строительство кольцевой автодороги, которая в будущем может перекрыть стадион со стороны строящегося пассажирского порта «Морской фасад».
Участники Градостроительного совета напомнили Кисе Курокаве о том, что месяц назад он заявлял о намерениях сотрудничать с петербургскими специалистами. По мнению петербуржцев, надо сначала создать команду архитекторов, которые хорошо знают особенности родного города, и после этого решать все проблемы до конца.
Несмотря на резкую критику архитекторов, представители заказчика, специалисты Комитета по инвестициям и стратегическим проектам отнеслись к представленной работе вполне лояльно. По словам заместителя председателя комитета Николая Асаула, пока концептуально важным изменением в проекте стал отказ от выдвижного поля. Как говорит Николай Асаул, поправки в проектирование должны быть внесены до 7 ноября этого года. Итоги будут подведены 27 ноября этого года.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.