Нужен кадастр недвижимости
На днях Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О государственном кадастре недвижимости». Он направлен на пересмотр сложившейся в России системы учета объектов недвижимого имущества. Эксперты единодушны в оценке этого документа – он очень нужен рынку.
Основными целями законопроекта являются упрощение процедуры оформления земельных участков и иных объектов недвижимости, обеспечение перехода к взиманию единого налога на недвижимое имущество.
Данный документ предлагает объединить систему земельного учета, которая находится в ведении федеральных органов с техническим учетом зданий, сооружений, за который отвечают БТИ. Таким образом, будет создан единый реестр объектов недвижимости для целей налогообложения. В качестве объектов кадастрового учета предлагается рассматривать земельные участки, здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территории.
Закон возлагает функции по индивидуализации объектов кадастрового учета на соответствующих специальным требованиям физических и юридических лиц – кадастровых инженеров. При этом внесение данных в Государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровыми инженерами сведений предполагается специально уполномоченным органом государственной власти.
О «плюсах» и «минусах»
Как рассказал заместитель председателя думского Комитета по собственности Евгений Богомольный, закон появился не на ровном месте.
«Сегодня ситуация в сфере учета недвижимости очень сложная. Действует многоуровневая система реестров. В одном кадастре ведется учет земли, в другом – строений на этой земле. Эти реестры не связаны между собой. И этот факт мешает получать достоверные сведения об имуществе. В то же время эти данные очень важны, поскольку для органов самоуправления налоги на землю и на недвижимость являются сегодня основными источниками пополнения бюджетов» – говорит депутат.
«Чтобы налоги можно было собирать в полном объеме, нужно знать имущество, которое ими облагается. А для этого нужно провести его полную регистрацию. Для этого принято решение сделать землю и все, что на ней построено, единым объектом налогообложения», – пояснил парламентарий.
По словам Евгения Богомольного, новый закон вводит определенный понятийный аппарат: «объект кадастрового учета», «государственный кадастр недвижимости», «правовая зона», «опорно-межевая сеть» и др. Он также регламентирует порядок внесения и предоставления сведений в органы государственного кадастра недвижимости, порядок ведения кадастра. Вводится и понятие кадастровой стоимости. Ее будут рассчитывать по существующим методикам с учетом сложившихся рыночных цен на недвижимость в регионе и сведений о сделках с аналогичными объектами.
«Основанием для проведения государственного кадастрового будет обращение заинтересованного лица. То есть человек сам должен обратиться в органы учета. Рано или поздно он вынужден будет это сделать, потому что без кадастровых документов невозможно будет совершать сделки с недвижимостью» – говорит Евгений Богомольный.
Эксперт также сообщил, что результатом проведения государственного кадастрового учета станет присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации кадастрового номера и изготовление кадастрового паспорта.
«Отдельно хочу отметить, что в законе регламентирована деятельность кадастровых инженеров. По закону это специалисты, которые должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, иметь высшее образование и стаж работы не менее двух лет по специальности. Работа кадастровых инженеров – это вид коммерческой деятельности на основании публичного возмездного договора» – сообщил собеседник.
«Все это нужно для демонополизации рынка технической инвентаризации и повышения качества оказываемых услуг», – отметил он.
Г-н Богомольный подчеркнул, что как любой «сырой» закон, которому еще предстоит доработка, данный документ имеет и ряд «минусов».
Во-первых, мы имеем дело с явным избытком сведений необходимых для проведения кадастрового учета. А в законе должно быть четко прописано все, вплоть до требований к зданиям. Иначе на местах пробелы в законе будут вызывать волюнтаризм мелких чиновников, которые начнут требовать от людей тысячи всяких справок.
Во-вторых, необходимо производить постановку на кадастровый учет исключительно на основании минимально необходимого и закрытого перечня документов, позволяющих индивидуализировать конкретный объект из множества других объектов (Иные, обязательные, но не классифицирующие признаки, должны иметь справочный характер, например, характеристики почв, инженерных коммуникаций и прочее).
В-третьих, законопроект не создает четких условий и не предусматривает конкретных правовых механизмов объединения сведений технического учета зданий и сведений Единого государственного реестра земель. Он не определяет сроки передачи информации по ранее учтенным объектам от организаций, осуществлявших технический и кадастровый учет, специально уполномоченному органу.
«Но в процессе второго чтения закон будет существенно изменен, и все эти недочеты исчезнут», – заключил эксперт.
Автор: Наталья Ковтун
Основными целями законопроекта являются упрощение процедуры оформления земельных участков и иных объектов недвижимости, обеспечение перехода к взиманию единого налога на недвижимое имущество.
Данный документ предлагает объединить систему земельного учета, которая находится в ведении федеральных органов с техническим учетом зданий, сооружений, за который отвечают БТИ. Таким образом, будет создан единый реестр объектов недвижимости для целей налогообложения. В качестве объектов кадастрового учета предлагается рассматривать земельные участки, здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территории.
Закон возлагает функции по индивидуализации объектов кадастрового учета на соответствующих специальным требованиям физических и юридических лиц – кадастровых инженеров. При этом внесение данных в Государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровыми инженерами сведений предполагается специально уполномоченным органом государственной власти.
О «плюсах» и «минусах»
Как рассказал заместитель председателя думского Комитета по собственности Евгений Богомольный, закон появился не на ровном месте.
«Сегодня ситуация в сфере учета недвижимости очень сложная. Действует многоуровневая система реестров. В одном кадастре ведется учет земли, в другом – строений на этой земле. Эти реестры не связаны между собой. И этот факт мешает получать достоверные сведения об имуществе. В то же время эти данные очень важны, поскольку для органов самоуправления налоги на землю и на недвижимость являются сегодня основными источниками пополнения бюджетов» – говорит депутат.
«Чтобы налоги можно было собирать в полном объеме, нужно знать имущество, которое ими облагается. А для этого нужно провести его полную регистрацию. Для этого принято решение сделать землю и все, что на ней построено, единым объектом налогообложения», – пояснил парламентарий.
По словам Евгения Богомольного, новый закон вводит определенный понятийный аппарат: «объект кадастрового учета», «государственный кадастр недвижимости», «правовая зона», «опорно-межевая сеть» и др. Он также регламентирует порядок внесения и предоставления сведений в органы государственного кадастра недвижимости, порядок ведения кадастра. Вводится и понятие кадастровой стоимости. Ее будут рассчитывать по существующим методикам с учетом сложившихся рыночных цен на недвижимость в регионе и сведений о сделках с аналогичными объектами.
«Основанием для проведения государственного кадастрового будет обращение заинтересованного лица. То есть человек сам должен обратиться в органы учета. Рано или поздно он вынужден будет это сделать, потому что без кадастровых документов невозможно будет совершать сделки с недвижимостью» – говорит Евгений Богомольный.
Эксперт также сообщил, что результатом проведения государственного кадастрового учета станет присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации кадастрового номера и изготовление кадастрового паспорта.
«Отдельно хочу отметить, что в законе регламентирована деятельность кадастровых инженеров. По закону это специалисты, которые должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, иметь высшее образование и стаж работы не менее двух лет по специальности. Работа кадастровых инженеров – это вид коммерческой деятельности на основании публичного возмездного договора» – сообщил собеседник.
«Все это нужно для демонополизации рынка технической инвентаризации и повышения качества оказываемых услуг», – отметил он.
Г-н Богомольный подчеркнул, что как любой «сырой» закон, которому еще предстоит доработка, данный документ имеет и ряд «минусов».
Во-первых, мы имеем дело с явным избытком сведений необходимых для проведения кадастрового учета. А в законе должно быть четко прописано все, вплоть до требований к зданиям. Иначе на местах пробелы в законе будут вызывать волюнтаризм мелких чиновников, которые начнут требовать от людей тысячи всяких справок.
Во-вторых, необходимо производить постановку на кадастровый учет исключительно на основании минимально необходимого и закрытого перечня документов, позволяющих индивидуализировать конкретный объект из множества других объектов (Иные, обязательные, но не классифицирующие признаки, должны иметь справочный характер, например, характеристики почв, инженерных коммуникаций и прочее).
В-третьих, законопроект не создает четких условий и не предусматривает конкретных правовых механизмов объединения сведений технического учета зданий и сведений Единого государственного реестра земель. Он не определяет сроки передачи информации по ранее учтенным объектам от организаций, осуществлявших технический и кадастровый учет, специально уполномоченному органу.
«Но в процессе второго чтения закон будет существенно изменен, и все эти недочеты исчезнут», – заключил эксперт.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Cобытия и комментарии