Создан, чтоб поднять авторитет

На днях Комитет по строительству отпраздновал первый крупный юбилей: 10 лет со дня основания. Его создателем по праву считается человек, впоследствии 4 года возглавлявший вновь созданную структуру. В 1996 году с приходом к власти нового губернатора Владимира Яковлева система управления городом стала кардинально меняться, в администрации появились молодые, амбициозные управленцы, получившие базовое образование еще в советской высшей школе, но уже успевшие поработать в только что народившихся капиталистических структурах – акционерных обществах. Гость нашей редакции первый председатель Комитета по строительству Виктор Локтионов.
– Виктор Леонидович, давайте вспомним, как все начиналось.
– В ноябре 1996 года по распоряжению губернатора Владимира Яковлева Департамент по строительству был преобразован в Комитет по строительству. Тогда была создана новая структура – Администрация Санкт-Петербурга. И в этой новой структуре по моему предложению создали Комитет. Я считал, что есть необходимость поднять авторитет, престиж строительного комплекса Санкт-Петербурга. Владимир Анатольевич понял мои идеи, поддержал, пошел навстречу, так и был создан Комитет по строительству.
– И Вы его возглавили?
– Естественно. В Смольный я пришел работать в качестве строительного вице-губернатора в июне 1996 года с поста генерального директора домостроительного комбината №3, сразу после избрания нового губернатора. В течение полугода мы занимались реформированием структуры городской исполнительной власти, вникали в особенности, постепенно приходило понимание, что есть что. Я полагаю, что создание Комитета по строительству на тот период было совершенно оправдано. Дело в том, что Адресная программа капитальных вложений (АПКВ) бюджета Санкт-Петербурга была расписана по самым разным структурам. Заказчиками на бюджетные деньги выступали все ведомства: Комитет народного образования, Комитет по социальной работе, Комитет по здравоохранению, Комитет по культуре и другие. То есть они занимались несвойственными им функциями. В итоге они либо никак не выполняли функции заказчика-застройщика, либо плохо справлялись, и у них возникали большие проблемы. Чтобы максимально оптимизировать данную деятельность, я предложил создать в Комитете по строительству Службу заказчика. Теперь, по истечении времени, можно придти к выводу, что идея оказалась абсолютно правильной (раз Комитет существует уже 10 лет), несмотря на то, что за это время сменилось достаточное количество руководителей строительного Комитета.
– Сколько лет Вы его возглавляли?
– Я проработал руководителем Комитета с 1996 по 2000 год, четыре года.
– И почему ушли? Ведь Владимир Яковлев переизбрался на новый срок.
– Я ушел по доброй воле. Пришло время, и я решил, что пора поработать в иной сфере. Прежде всего, конечно, напрягала загруженность, я практически не виделся с семьей. Конечно, и материальный вопрос был немаловажным, в то время чиновники получали не очень большую зарплату. А у меня трое детей. Кроме того, наступает время, когда работу следует менять. То, что еще недавно казалось интересным и значимым, превращается в обыденность, а рядом проходит, казалось, более интересная жизнь. Хотелось самостоятельности. И я не жалею, что ушел. А с губернатором Яковлевым у меня сохранились хорошие отношения, и до сих пор они остаются таковыми.
– Что входило в функции вновь созданного Комитета?
– Основные задачи, стоящие перед Комитетом, заключались в исполнении АПКВ и привлечении инвестиций. Вместе с тем, я считаю одной из серьезных и значимых работ, которая проводилась в то время, разработку Стратегического плана Санкт-Петербурга. Я лично и Комитет по строительству принимали в этом самое активное участие. Мы его представили Правительству Российской Федерации. Это был первый Стратегический план в стране. Презентовали его во Всемирном банке, в Международном валютном фонде. Благодаря этому городу присвоили инвестиционный рейтинг, что позволило нам начать программу строительства жилья (все новое – хорошо забытое старое). Мы получили кредит во Всемирном банке на развитие территорий в Каменке и Коломягах. Инженерно подготовили эти кварталы и выставили их на продажу. Деньги, полученные от реализации данных территорий, вернули в бюджет, а застройщики получили довольно дешевую землю.
Тогда же началась работа по реконструкции центра Санкт-Петербурга на средства Всемирного банка. Я имею ввиду 130-й квартал, который сегодня уже преобразился: там построены гостиница, деловая зона. Дворы Капеллы мы тогда сделали. На Невском проспекте – мощение, освещение, начали подсветку зданий Невского проспекта.
Очень серьезная и значимая программа, которую мы выполнили: ликвидация вторых смен в школах. За 4 года было построено рекордное количество школ в послеперестроечные годы. Я помню, в 1997 году сдали 13 школ в эксплуатацию и 8 или 9 садиков, а всего за 4 года построили около 25 школ, и в городе проблема вторых смен практически была решена.
Также строилось много значимых объектов здравоохранения, была проведена реконструкция больницы Покровского. В общем, жизнь кипела, статус комитета был достаточно высокий. Все было новое, работали с большим воодушевлением, творчески.
Кроме того, в период моего правления начали строительство КАД. Это был наш проект. Я им больше занимался как вице-губернатор, не как председатель комитета, но это тоже был значимый проект.
В 1995 году было построено 600 тыс. кв. метров жилья, а, начиная с 1996-го, меньше миллиона не сдавалось, ежегодно прибавляли по 100-200 тысяч. И эта планка держится. Потому что тогда был сделан правильный задел. Мы как городские чиновники, как правительство Петербурга, принимали самое непосредственное участие в этом деле.
Еще мы начали разработку новой законодательной базы, создали ряд инвестиционных законов «О защите инвестиций», «О привлечении инвестиций», разработали порядок прохождения документации, который и сегодня практически не изменился. По моей инициативе было создано управление инвестиций. Правда, оно уже много раз видоизменилось за эти годы. Была у нас такая фантастическая идея – сделать одно окно: чтобы инвестор приходил, сдавал документы и – через определенное время – получал их полностью согласованными. К сожалению, не смогли. Идея сама по себе была хороша, но не получилось, потому что вмешался объективный человеческий фактор, люди не готовы были работать напряженно, пошел шквал обращений и люди просто физически не справлялись. Слишком была громоздкой система прохождения документации, а народа компетентного, ответственного, профессионалов не удалось набрать. Прогресса, рывка особого не было.
– Вы возглавили Комитет в 34 года. А сколько человек работало в тот период в комитете и каков был средний возраст сотрудников?
– Под моим руководством в Комитете работали около 90 человек, средний возраст 40-50 лет. Со мной пришло много новых людей. Режим дня был напряженный: рабочий день начинался около 8 утра и заканчивался иногда далеко за полночь. Выходных практически не было. Это связано с тем, что я был не только руководителем Комитета, но и членом правительства, вице-губернатором. Поэтому в субботу приходилось участвовать в обязательных объездах либо совещаниях с губернатором. А в воскресенье удавалось отдохнуть полдня, остальное время уходило на разборку почты, которую не успел в течение недели сделать.
– Виктор Леонидович, как Вы полагаете, сегодняшний Комитет по строительству выполняет те задачи, которые Вы ставили при его создании?
– Сегодняшний Комитет по строительству добросовестно выполняет свои задачи. Как орган государственной власти в структуре правительства формирует Адресную инвестиционную программу (бывшая АПКВ) и грамотно ее реализует. С этим он довольно-таки хорошо справляется. Вообще, работа комитета прописана в Положении «Об Администрации Санкт-Петербурга», утверждена депутатами, особой свободы тут нет, надо только исполнять свои полномочия.
– Вы вернулись в строительный бизнес. И теперь уже со стороны можете оценить значимость созданной Вами структуры. Насколько она необходима?
– Думаю, раз она существует, расширяет полномочия, например, курирует бюджетное строительство, говорит о том, что Комитет по строительству как орган управления отраслью нужен. Хотя мы с ним практически не соприкасаемся. Участки приобретаем на торгах в Фонде имущества либо у других компаний. Система торгов введена со вступлением в силу нового Градостроительного кодекса. Я считаю, что это решение абсолютно правильное. Земля начала продаваться на торгах, у кого деньги есть, тот приходит и покупает. Инвестору прописываются определенные задачи, которые он должен выполнить, если не выполняет, к нему применяются жесткие меры. Мы покупаем участки на торгах. Раньше проходили через тернии ИТК (инвестиционно-тендерная комиссия), чтобы получить участок. Теперь все стало проще. Правда, огромная конкуренция, много желающих приобрести землю, в итоге цена отличается иногда от первоначально установленной в десятки раз. Конечно, финансовая нагрузка очень тяжелая. Но мы вынуждены покупать, потому что в концерне работает около 1000 человек, а с членами семей – все 5 тысяч, которые кормятся от концерна. И я должен создавать условия труда для них, планировать свою работу на 3-5 лет, у нас все идет в плановом режиме, бригада сегодня заканчивает один участок, завтра я должен предоставить ей иное место работы. А значит, у меня должна быть в запасе земля, то есть я ее должен купить либо выиграть через тендер, работая подрядчиком.
– Так Вы считаете, что приобретать землю на торгах выгоднее, или все-таки распределение через ИТК было лучше?
– По какому критерию мы должны сравнивать ИТК и торги? По скорости подготовки документации или по объему выставленных участков? Объем предложения тогда был больше чем сейчас, потому что тогда документацию по участкам готовили все потенциальные интересанты. Мы готовили самостоятельно документы и выносили их на ИТК, продавливали свои документы. Сегодня тоже дали такое право застройщикам – готовить документы. Но когда их готовило только Управление инвестиций, конечно, предложение земли на рынке сузилось. И сегодня, ну что такое для Петербурга, для пятимиллионного города, несколько десятков участков? Отсюда и подорожание жилья, спрос превышает предложение. У этой ситуации две проблемы. Первая – громоздкая процедура подготовки документов, иногда неоправданно, можно было бы сузить и вторая – земли в городе остается все меньше и меньше, город наш не расширяется, к сожалению. Правда, есть много территорий неподготовленных ни инженерно, ни юридически. То есть место для строительства есть, но оно не подготовлено. Нужны большие инвестиции и политическая воля. Частным девелоперам трудно поднять такие территории.
– Поработав в госструктуре и вернувшись в бизнес, Вы можете сравнивать. Где работать интереснее?
– Везде есть свои прелести. В городе интересно работать, это совершенно другой уровень, масштабность задач иная, встречи с интересными людьми, с интересными задачами, где сам растешь, как личность, как профессионал. Город – это огромный мегаполис, работая в нем, понимаешь, как устроен строительный мир, как вообще политический мир устроен. Многие вещи начинаешь понимать, до которых бы не дошел, если бы продолжал работать на ДСК-3. И естественно, сегодняшние успехи концерна ИПС предрешены моими успехами в качестве чиновника. У меня другое понимание, другой подход к решению задач. Немаловажную роль играют и связи, которые, конечно же, остались.
Но в бизнесе значительно интереснее работать. Здесь я принадлежу сам себе. Там работаешь по графику, по регламенту, есть правительство, есть обязательные встречи, есть протокол, нравится тебе это или не нравится, надо это дело делать. Здесь я сам планирую свой день, неделю, месяц, и набираю тех людей, с которыми мне приятно работать. Желания вернуться во власть нет. У меня было 3-4 предложения на федеральном уровне. Но я отказался. Чиновничий хлеб не самый сладкий. Я честно признаюсь: работа чиновника неблагодарная. Ты можешь биться как рыба об лед, результаты по крохам собирать, но одна небольшая промашка, и тебя обгадят с ног до головы. Неблагодарная работа у чиновников.
– Ваши пожелания коллегам к юбилею.
– Развиваться вместе с жизнью. Ведь она не стоит на месте. Значит, и управленческие структуры должны расти, чтобы город строился.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Точка зрения
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.