Дуб, сосна или металл
Купол собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка будет воссоздан из металла или иного современного материала, но не из дерева. Именно к такому решению пришли участники заседания Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Применение металла или иного материала позволит власти и специалистам-реставраторам значительно сократить затраты на воссоздание купола и уложиться в установленные сроки.
Всего один год назначили власти на воссоздание центрального купола Троицко-Измайловского собора, сгоревшего при пожаре. За это время архитекторам предстоит разработать и утвердить проект реставрации, заказчикам – определить подрядные организации, наконец, подрядчикам – непосредственно восстановить утраченное. К этому поэтапному процессу власти приступили сейчас, когда полностью завершены все противоаварийные работы по укрытию собора от внешних воздействий. Сегодня, как говорят реставраторы, Троицко-Измайловский собор защищен от дождя и снега и вообще подготовлен к зиме.
В настоящее время начаты плановые работы по восстановлению купола. Разработка проекта нового купола полностью зависит от того, из какого материала будут сделаны купольные конструкции. Все дело в том, что изначально, в XIX веке, автор центрального купола, архитектор Петр Базен предусматривал деревянные конструкции. Металл в то время представлялся зодчим достаточно новым материалом, не проверенным в строительстве столь масштабных объектов. В результате уникальный купол, аналогов которому не было, был создан именно из дерева. Теперь нет ни аналогов, ни самого купола. То, что можно было утратить, утрачено, а значит, не стало и объекта охраны. Если ранее не было никаких сомнений в том, что купол должен быть деревянным, то сейчас у специалистов появилось право выбора материала. Главное – воссоздать то, что было.
Специально для того, чтобы определиться с материалами, на прошлой неделе собрались члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. По словам главного инженера проекта восстановления купола, специалиста института «Спецпроектреставрация» Александра Серова, изначально рассматривались три варианта воссоздания: деревянные конструкции, металлическая сетка и железобетонная «скорлупа». Последний вариант показался проектировщикам действительно железобетонным во всех смыслах этого слова: такая «скорлупа» будет слишком тяжела для уникального памятника архитектуры. От железа и бетона специалисты решительно отказались, зато металл и дерево, как считает Александр Серов, «имеют полное право рассматриваться на равных».
При воссоздании деревянного купола, как утверждает главный архитектор проекта, специалист института «Спецпроектреставрация» Ирина Воинова, в первую очередь нужно сохранить инженерные конструктивные традиции. Уникальность решения Петра Базена в том, что деревянные конструкции купола держали сами себя. Более того, на них держался массивный крест. Этот выдающийся проект русского инженера известен и зарубежным специалистам. Так, по словам председателя городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, к восстановлению конструкций Петра Базена уже сейчас желают приступить французские инженеры. Однако все в руках петербуржцев.
По словам Александра Серова, выбор дерева для восстановления купола объясняется лишь культурно-этическими принципами. В идеале конструкции, несомненно, должны быть деревянными. Для воплощения этого идеала есть база в виде проектного чертежа и обмеров. Однако выбор дерева потребует от специалистов преодоления почти непреодолимых препятствий. Во-первых, потребуется либо дуб, либо сосна диаметром не менее 50 см. Во-вторых, древесина должна быть естественной просушки, на которую потребуется не меньше года. В Лесотехнической академии, как выяснилось, данных о древесине, соответствующей таким требованиям, нет. Еще одна немаловажная проблема, которая может существенно затруднить процесс восстановления – практически отсутствие квалифицированных плотников, способных справиться с такой серьезной задачей. Старейшины Совета по сохранению культурного наследия сомневаются в том, что удастся найти плотников столь высокого ранга.
Проблема мизерных запасов леса и хороших плотников сыграла ключевую роль в выборе материала. Тем более что для восстановления купола из металла, по словам Александра Серова, особых трудностей нет. Для этого есть главное – сам материал. Металл, по сравнению с деревом, способен облегчить купольные конструкции примерно на 30 процентов. Экономические преимущества металла обосновал независимый эксперт, профессор кафедры прочности материалов и конструкций Университета путей сообщения Анатолий Лялинов. По его подсчетам, на изготовление металлического купола потребуется всего пять месяцев, в то время как на создание купола из дерева – 3-5 лет. По словам Анатолия Лялинова, «металлический» вариант почти в два раза дешевле «деревянного».
И дерево, и металл имеют свои плюсы и минусы. У дерева минусов оказалось больше. Чтобы воссоздать деревянные конструкции, специалистам придется пойти на крупные риски. Однако для этого у них нет ни права, ни возможности, ни времени. «Коли памятника инженерной мысли уже нет, нужно идти на использование новых материалов», – отмечает заместитель генерального директора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик.
За новые материалы проголосовало абсолютное большинство членов Совета по сохранению культурного наследия. Из «новых материалов» и будет воссоздан центральный купол Троицко-Измайловского собора.
Автор: Марина Голокова
Всего один год назначили власти на воссоздание центрального купола Троицко-Измайловского собора, сгоревшего при пожаре. За это время архитекторам предстоит разработать и утвердить проект реставрации, заказчикам – определить подрядные организации, наконец, подрядчикам – непосредственно восстановить утраченное. К этому поэтапному процессу власти приступили сейчас, когда полностью завершены все противоаварийные работы по укрытию собора от внешних воздействий. Сегодня, как говорят реставраторы, Троицко-Измайловский собор защищен от дождя и снега и вообще подготовлен к зиме.
В настоящее время начаты плановые работы по восстановлению купола. Разработка проекта нового купола полностью зависит от того, из какого материала будут сделаны купольные конструкции. Все дело в том, что изначально, в XIX веке, автор центрального купола, архитектор Петр Базен предусматривал деревянные конструкции. Металл в то время представлялся зодчим достаточно новым материалом, не проверенным в строительстве столь масштабных объектов. В результате уникальный купол, аналогов которому не было, был создан именно из дерева. Теперь нет ни аналогов, ни самого купола. То, что можно было утратить, утрачено, а значит, не стало и объекта охраны. Если ранее не было никаких сомнений в том, что купол должен быть деревянным, то сейчас у специалистов появилось право выбора материала. Главное – воссоздать то, что было.
Специально для того, чтобы определиться с материалами, на прошлой неделе собрались члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. По словам главного инженера проекта восстановления купола, специалиста института «Спецпроектреставрация» Александра Серова, изначально рассматривались три варианта воссоздания: деревянные конструкции, металлическая сетка и железобетонная «скорлупа». Последний вариант показался проектировщикам действительно железобетонным во всех смыслах этого слова: такая «скорлупа» будет слишком тяжела для уникального памятника архитектуры. От железа и бетона специалисты решительно отказались, зато металл и дерево, как считает Александр Серов, «имеют полное право рассматриваться на равных».
При воссоздании деревянного купола, как утверждает главный архитектор проекта, специалист института «Спецпроектреставрация» Ирина Воинова, в первую очередь нужно сохранить инженерные конструктивные традиции. Уникальность решения Петра Базена в том, что деревянные конструкции купола держали сами себя. Более того, на них держался массивный крест. Этот выдающийся проект русского инженера известен и зарубежным специалистам. Так, по словам председателя городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, к восстановлению конструкций Петра Базена уже сейчас желают приступить французские инженеры. Однако все в руках петербуржцев.
По словам Александра Серова, выбор дерева для восстановления купола объясняется лишь культурно-этическими принципами. В идеале конструкции, несомненно, должны быть деревянными. Для воплощения этого идеала есть база в виде проектного чертежа и обмеров. Однако выбор дерева потребует от специалистов преодоления почти непреодолимых препятствий. Во-первых, потребуется либо дуб, либо сосна диаметром не менее 50 см. Во-вторых, древесина должна быть естественной просушки, на которую потребуется не меньше года. В Лесотехнической академии, как выяснилось, данных о древесине, соответствующей таким требованиям, нет. Еще одна немаловажная проблема, которая может существенно затруднить процесс восстановления – практически отсутствие квалифицированных плотников, способных справиться с такой серьезной задачей. Старейшины Совета по сохранению культурного наследия сомневаются в том, что удастся найти плотников столь высокого ранга.
Проблема мизерных запасов леса и хороших плотников сыграла ключевую роль в выборе материала. Тем более что для восстановления купола из металла, по словам Александра Серова, особых трудностей нет. Для этого есть главное – сам материал. Металл, по сравнению с деревом, способен облегчить купольные конструкции примерно на 30 процентов. Экономические преимущества металла обосновал независимый эксперт, профессор кафедры прочности материалов и конструкций Университета путей сообщения Анатолий Лялинов. По его подсчетам, на изготовление металлического купола потребуется всего пять месяцев, в то время как на создание купола из дерева – 3-5 лет. По словам Анатолия Лялинова, «металлический» вариант почти в два раза дешевле «деревянного».
И дерево, и металл имеют свои плюсы и минусы. У дерева минусов оказалось больше. Чтобы воссоздать деревянные конструкции, специалистам придется пойти на крупные риски. Однако для этого у них нет ни права, ни возможности, ни времени. «Коли памятника инженерной мысли уже нет, нужно идти на использование новых материалов», – отмечает заместитель генерального директора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик.
За новые материалы проголосовало абсолютное большинство членов Совета по сохранению культурного наследия. Из «новых материалов» и будет воссоздан центральный купол Троицко-Измайловского собора.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Точка зрения