Слушания по Правилам
В Законодательном собрании 14 ноября состоялись депутатские слушания «О Проекте правил застройки и землепользования в Санкт-Петербурге», организованные постоянной Комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам.
В работе слушаний приняли участие депутаты Михаил Амосов, Наталия Евдокимова, Владимир Гольман, Алексей Белоусов и Вадим Войтановский, представители городского правительства, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и строительных объединений.
Открывая слушания, председатель Комиссии Михаил Амосов пояснил, что «проводимое мероприятие – это возможность рассмотреть положительные и негативные моменты проекта Правил застройки и землепользования, а также обсудить ход и результаты общественных обсуждений данного проекта».
Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук сообщил, что в соответствии с федеральным законодательством Правила застройки и землепользования должны быть утверждены в форме закона Санкт-Петербурга, так же, как и Генеральный план, принятый 23 декабря 2005 года.
Г-н Полищук призвал разграничивать эти два документа: «Первый год реализации Генерального плана показал, что многие трактуют его как Правила застройки и землепользования и пытаются определить, что можно строить на конкретном земельном участке». Он еще раз напомнил, что Генеральный план – это документ перспективного планирования. Его задача – определение всех параметров развития пятимиллионного субъекта Федерации, включая его население, его функциональные зоны – промышленные, жилые, рекреационные районы и т.п., размещение объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, обозначенные на макроуровне. Правила застройки и землепользования – это документ другого уровня, касающийся конкретных земельных участков, на которых формируются разрешенные объекты недвижимости. Эти земельные участки объединяются в территориальные зоны, функциональное назначение которых вытекает из Генерального плана.
Правила застройки и землепользования – документ оригинальный, но подобная работа в Петербурге уже делалась при исполнении жилищного проекта Всемирного банка, такая документация уже разрабатывалась для Пушкинского района, для 130 квартала в Центральном районе, для Парголова, Коломяг, Суздальских озер. Это были прообразы нынешнего проекта Правил. Практика показала, что подобные правовые и нормативные документы прекрасно отвечают на те вопросы, которые возникают при регулировании застройки на отдельных земельных участках, – отметил г-н Полищук.
На всех слушаниях в районах с участием всех муниципальных образований выражалась тревога относительно громоздкости документа, но это не так. Проект Правил – достаточно компактный документ, который имеет короткую текстовую часть из двух разделов: общее назначение, терминология, цели и задачи, предмет регулирования закона и вторую содержательная часть, где приведены регламенты для территориальных зон в виде таблиц. Следующее основное содержание Правил – это карты территориальных зон в масштабе 1:10000 в виде альбома. В каждой таблице легко найти все разрешенные виды земельного использования для данной территориальной зоны. Следующая часть Правил связана с обременениями: в плане историческо-культурного наследия, санитарно-экологических аспектов и территории особого использования МЧС, которые внесены в Правила, исходя из действующих ведомственных нормативных актов.
В отдельный раздел вынесен высотный регламент, связанный с ограничениями в исторической части города и техническими запретами высотного строительства в районе аэропорта и военных объектов.
При обсуждении проекта Правил в административных районах эта часть привлекала наибольшее внимание горожан, у которых вызывало беспокойство разрешенная высотность строительства в данном микрорайоне, – рассказал г-н Полищук. – Каждый раз представителям КГА приходилось подчеркивать, что Правила – это не проект застройки. Это нормативно-правовой акт, определяющий виды использования земельного участка для планировки и межевания, проекты которых в свою очередь проходят свои процедуры публичных слушаний. При этом при разработке проектов планировки и межевания учитываются все технические нормативы по озеленению, парковке автомобилей, размещению объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры. Правила являются только одним из ключевых компонентов в пакете разрешительных документов для нового строительства, – отметил г-н Полищук.
Генеральный план делает значительный акцент на реконструкцию, модернизацию и санацию жилого фонда, и в проекте Правил уделено большое внимание вопросам строительства в местах сложившейся застройки, чтобы условия жизни там не ухудшались. Ни у кого не должно возникнуть подозрений, что Правила открывают шлюзы для легализации уплотнительной застройки, – особо подчеркнул г-н Полищук.
Ведущий юрист ФГУП РОС НИПИ урбанистики Александр Черникин в качестве недочетов проекта отметил неудачную структуру текстовой части, излишнее дублирование норм Градостроительного Кодекса РФ, а в ряде случаев и противоречие отдельных абзацев федеральному законодательству.
Вице-президент Союзпетростроя Лев Каплан высказал опасения, что Правила застройки и землепользования будут постоянно подвергаться пересмотру, поскольку в них не учтен ряд параметров развития города. «Состоялось уже пятое заседание комиссии по внесению изменений в Генеральный план Петербурга. Я боюсь, что Правила застройки и землепользования ждет та же судьба», – отметил он.
Имеют недоработку Правила и в части вопросов энергоснабжения города. Так, в документе не прописано размещение 21 подстанции, строительство которых предусмотрено соглашением между городом и РАО ЕЭС. Кроме того, хорошо бы перенять опыт Москвы по созданию электронного градостроительного кадастра, с помощью которого и жители, и строители смогут оперативно получить всю информацию об интересующем их земельном участке.
В ходе слушаний обсуждалась возможность внесения поправок в проект Правил, с учетом готовящейся корректировки Генерального плана, уточнения высотного регламента и методики расчета парковочных мест для личного автотранспорта, недопущения возможности уплотнительной застройки в большинстве районов Петербурга, высказывались конкретные замечания и предложения.
Завершая слушания, Михаил Амосов отметил, что многие замечания депутатов уже учтены разработчиками проекта Правил, например, недопустимость включения в состав документа временного высотного регламента, и заверил, что все высказанные замечания к проекту Правил застройки и землепользования будут обобщены и направлены депутатам для ознакомления.
Автор: Евгений Герасимов
В работе слушаний приняли участие депутаты Михаил Амосов, Наталия Евдокимова, Владимир Гольман, Алексей Белоусов и Вадим Войтановский, представители городского правительства, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и строительных объединений.
Открывая слушания, председатель Комиссии Михаил Амосов пояснил, что «проводимое мероприятие – это возможность рассмотреть положительные и негативные моменты проекта Правил застройки и землепользования, а также обсудить ход и результаты общественных обсуждений данного проекта».
Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук сообщил, что в соответствии с федеральным законодательством Правила застройки и землепользования должны быть утверждены в форме закона Санкт-Петербурга, так же, как и Генеральный план, принятый 23 декабря 2005 года.
Г-н Полищук призвал разграничивать эти два документа: «Первый год реализации Генерального плана показал, что многие трактуют его как Правила застройки и землепользования и пытаются определить, что можно строить на конкретном земельном участке». Он еще раз напомнил, что Генеральный план – это документ перспективного планирования. Его задача – определение всех параметров развития пятимиллионного субъекта Федерации, включая его население, его функциональные зоны – промышленные, жилые, рекреационные районы и т.п., размещение объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, обозначенные на макроуровне. Правила застройки и землепользования – это документ другого уровня, касающийся конкретных земельных участков, на которых формируются разрешенные объекты недвижимости. Эти земельные участки объединяются в территориальные зоны, функциональное назначение которых вытекает из Генерального плана.
Правила застройки и землепользования – документ оригинальный, но подобная работа в Петербурге уже делалась при исполнении жилищного проекта Всемирного банка, такая документация уже разрабатывалась для Пушкинского района, для 130 квартала в Центральном районе, для Парголова, Коломяг, Суздальских озер. Это были прообразы нынешнего проекта Правил. Практика показала, что подобные правовые и нормативные документы прекрасно отвечают на те вопросы, которые возникают при регулировании застройки на отдельных земельных участках, – отметил г-н Полищук.
На всех слушаниях в районах с участием всех муниципальных образований выражалась тревога относительно громоздкости документа, но это не так. Проект Правил – достаточно компактный документ, который имеет короткую текстовую часть из двух разделов: общее назначение, терминология, цели и задачи, предмет регулирования закона и вторую содержательная часть, где приведены регламенты для территориальных зон в виде таблиц. Следующее основное содержание Правил – это карты территориальных зон в масштабе 1:10000 в виде альбома. В каждой таблице легко найти все разрешенные виды земельного использования для данной территориальной зоны. Следующая часть Правил связана с обременениями: в плане историческо-культурного наследия, санитарно-экологических аспектов и территории особого использования МЧС, которые внесены в Правила, исходя из действующих ведомственных нормативных актов.
В отдельный раздел вынесен высотный регламент, связанный с ограничениями в исторической части города и техническими запретами высотного строительства в районе аэропорта и военных объектов.
При обсуждении проекта Правил в административных районах эта часть привлекала наибольшее внимание горожан, у которых вызывало беспокойство разрешенная высотность строительства в данном микрорайоне, – рассказал г-н Полищук. – Каждый раз представителям КГА приходилось подчеркивать, что Правила – это не проект застройки. Это нормативно-правовой акт, определяющий виды использования земельного участка для планировки и межевания, проекты которых в свою очередь проходят свои процедуры публичных слушаний. При этом при разработке проектов планировки и межевания учитываются все технические нормативы по озеленению, парковке автомобилей, размещению объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры. Правила являются только одним из ключевых компонентов в пакете разрешительных документов для нового строительства, – отметил г-н Полищук.
Генеральный план делает значительный акцент на реконструкцию, модернизацию и санацию жилого фонда, и в проекте Правил уделено большое внимание вопросам строительства в местах сложившейся застройки, чтобы условия жизни там не ухудшались. Ни у кого не должно возникнуть подозрений, что Правила открывают шлюзы для легализации уплотнительной застройки, – особо подчеркнул г-н Полищук.
Ведущий юрист ФГУП РОС НИПИ урбанистики Александр Черникин в качестве недочетов проекта отметил неудачную структуру текстовой части, излишнее дублирование норм Градостроительного Кодекса РФ, а в ряде случаев и противоречие отдельных абзацев федеральному законодательству.
Вице-президент Союзпетростроя Лев Каплан высказал опасения, что Правила застройки и землепользования будут постоянно подвергаться пересмотру, поскольку в них не учтен ряд параметров развития города. «Состоялось уже пятое заседание комиссии по внесению изменений в Генеральный план Петербурга. Я боюсь, что Правила застройки и землепользования ждет та же судьба», – отметил он.
Имеют недоработку Правила и в части вопросов энергоснабжения города. Так, в документе не прописано размещение 21 подстанции, строительство которых предусмотрено соглашением между городом и РАО ЕЭС. Кроме того, хорошо бы перенять опыт Москвы по созданию электронного градостроительного кадастра, с помощью которого и жители, и строители смогут оперативно получить всю информацию об интересующем их земельном участке.
В ходе слушаний обсуждалась возможность внесения поправок в проект Правил, с учетом готовящейся корректировки Генерального плана, уточнения высотного регламента и методики расчета парковочных мест для личного автотранспорта, недопущения возможности уплотнительной застройки в большинстве районов Петербурга, высказывались конкретные замечания и предложения.
Завершая слушания, Михаил Амосов отметил, что многие замечания депутатов уже учтены разработчиками проекта Правил, например, недопустимость включения в состав документа временного высотного регламента, и заверил, что все высказанные замечания к проекту Правил застройки и землепользования будут обобщены и направлены депутатам для ознакомления.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти