Декларация проекта
На днях спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что для решения проблемы с высокими ценами на жилье в России необходимо создать государственную строительную корпорацию.
По идее Сергея Миронова, эта корпорация могла бы брать на субподряд строительные компании за ранее определенные нормы прибыли. «Строительные компании были бы рады такой схеме, поскольку она может гарантировать им заказы на десятилетия, – уверен спикер. – Строительная корпорация могла бы получить право на организацию строительства на земельных участках во всех городах России». По его мнению, в настоящее время цены на жилье в России растут из-за отсутствия баланса между спросом и предложением. «Государство дает деньги и тем самым подогревает спрос, а рынок сразу взвинчивает цены, увеличивая прибыль в разы», – заявил он, отметив при этом, что себестоимость жилья «конечно, немножко растет» из-за цен на стройматериалы, электроэнергию, топливо, но не настолько, чтобы так сильно взвинчивать цены.
Государство
усилит влиЯние
Идею Сергея Миронова политики и эксперты восприняли с разной долей скепсиса. Так, член думского Комитета по строительству Валерий Рязанский заявил, что «в этом есть доля здравого смысла».
«Я прекрасно понимаю, о чем тревожится Сергей Миронов, высказывая идею о государственной строительной корпорации, – заявил эксперт. – Он беспокоится о том, чтобы национальный проект «Доступное и комфортное жилье» был безусловно реализован. Сейчас проект буксует. В 2006 году по плану необходимо ввести 50,8 млн кв. метров жилья. По состоянию на 1 ноября введено 24,9 млн кв. метров, что на 12 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года, но составляет 53 процента от планового показателя. В РФ 24 субъекта ввели жилья свыше 60 процентов от уровня, запланированного на год. Вместе с тем восемь регионов России построили менее 20 процентов от установленного объема».
Он отметил, что в этой ситуации более широкое участие государства в строительных программах было бы желательно. Но каким способом государство должно усилить свое влияние, должно решать Правительство.
«Создание государственной корпорации – один из возможных путей. Но у него есть явный недостаток – потенциальная коррупционность. При таких схемах велик соблазн монополизировать рынок, – заявил депутат. – Мне, например, кажется более целесообразным исполнение государственного заказа на конкурсных условиях частными структурами. При этом, с одной стороны, сохранится государственный заказ, но, с другой, мы сохраним конкурентную среду. На мой взгляд, это более совершенная модель».
Решение –
в другой плоскости
С коллегой не согласился депутат Госдумы РФ Геннадий Селезнев. Он заявил в интервью «Строительному Еженедельнику», что ни в коем случае нельзя допустить появления подобной корпорации.
«У нас и так в строительном секторе сейчас не все в порядке. А появление корпорации, которая от имени государства будет делать заказы строительным компаниям, может развязать руки коррупционерам, – заявил эксперт. – Представляете, что будет? Опять начнется деление компаний на «свои» и «чужие». Своей заказ дам, а чужой – «кислород перекрою», если «ручку не позолотит».
«А ответ на вопрос, как снизить цены на жилье, лежит в другой плоскости. Тут ничего не надо придумывать. Строители должны строить, а городские и федеральные власти – создавать им нормальные условия для работы, – говорит Геннадий Селезнев. – Для этого надо свести до минимума вал государственных обременений, которые резко поднимают в цене строительные проекты».
По его словам, сегодня, чтобы получить пятно земли под застройку, «компании надо столько предварительно денег заплатить за оформление документов, столько взять на себя разных обременений – от строительства детского сада во дворе до выделения квартир на социальные нужды, – что в итоге квадратный метр в ее исполнении становится для обычного потребителя «золотым». «Надо разобраться хотя бы с вопросом подключения объекта к сетям – к газу, теплу, воде. Сегодня за это дерут сумасшедшие деньги. А за что, спрашивается? Ведь все коммуникации подведены, осталось только открыть вентиль, – заметил депутат. – А возникновение подобных туманных идей вполне понятно – начинается избирательная кампания. Мы их еще немало услышим».
На цены
влиЯют аукционы
Идею о создании государственной строительной корпорации комментирует заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города», юрист Леонид Бандорин.
– Леонид, как Вы оцениваете идею Сергея Миронова?
– Как призыв к возврату в социалистическое прошлое с особенным регулированием экономики. Ведь что предлагается? Сохранить государственный заказ и сделать так, чтобы по всей стране был один-единственный застройщик, который брал бы субподряд. Получилось бы, что вся земля, которая выставляется на аукционы, оказалась бы в собственности этой единой финансовой корпорации. А это отсутствие аукционов, по сути. Поэтому в условиях рынка создание такой корпорации как минимум – бессмысленно и как максимум – вредно.
– В чем неизбежный вред?
– В неизбежном возникновении монстра-монополиста. И отказе от принципов, заложенных в «жилищном пакете» – Жилищном и Строительном Кодексах.
– А сможет ли появление этой корпорации повлиять на вопросы ценообразования в строительстве?
– Нет. На него влияют процессы применения аукционных процедур в стране. Почему сейчас жилье дорого? Дело в том, что законодатель пресек порочную практику предоставления земли по предварительному согласованию места размещения объекта. Но переход на новые схемы происходит туго. Рынок был коррумпирован. Прикормленные администрациями строительные компании, которые привыкли получать землю «на халяву», на аукционы идти боятся – боятся конкуренции и проигрыша. И правильно делают. Практика проведения таких аукционов, например, в Калининграде, показала, что больше половины из них выигрывают не местные компании, а пришедшие – питерские и московские. Но когда процедура отработана, и конкурсы идут нормально, цены могут снижаться.
– Так почему же они растут?
– Временный эффект от того, что нахапанные участки застраиваются, но уже заканчиваются, а аукционы по стране практически не начались. Еще год примерно что-то будет строиться в прежнем режиме, а потом – бац – провал: еще меньше предложения при росте спроса. Отсюда галопирующие цены. И эта тема уже муссируется в рекламных акциях застройщиков. Они кричат – хватайте последнее, больше не будет!
– Почему же идея о создании корпорации преподносится как выход из положения?
– Это личное мнение Сергея Миронова. А логика процессов в строительной сфере свидетельствует о том, что на рынке должны быть только частные компании, и никаких государственных структур-монстров. Такова государственная политика в этой области.
Автор: Наталья Ковтун
По идее Сергея Миронова, эта корпорация могла бы брать на субподряд строительные компании за ранее определенные нормы прибыли. «Строительные компании были бы рады такой схеме, поскольку она может гарантировать им заказы на десятилетия, – уверен спикер. – Строительная корпорация могла бы получить право на организацию строительства на земельных участках во всех городах России». По его мнению, в настоящее время цены на жилье в России растут из-за отсутствия баланса между спросом и предложением. «Государство дает деньги и тем самым подогревает спрос, а рынок сразу взвинчивает цены, увеличивая прибыль в разы», – заявил он, отметив при этом, что себестоимость жилья «конечно, немножко растет» из-за цен на стройматериалы, электроэнергию, топливо, но не настолько, чтобы так сильно взвинчивать цены.
Государство
усилит влиЯние
Идею Сергея Миронова политики и эксперты восприняли с разной долей скепсиса. Так, член думского Комитета по строительству Валерий Рязанский заявил, что «в этом есть доля здравого смысла».
«Я прекрасно понимаю, о чем тревожится Сергей Миронов, высказывая идею о государственной строительной корпорации, – заявил эксперт. – Он беспокоится о том, чтобы национальный проект «Доступное и комфортное жилье» был безусловно реализован. Сейчас проект буксует. В 2006 году по плану необходимо ввести 50,8 млн кв. метров жилья. По состоянию на 1 ноября введено 24,9 млн кв. метров, что на 12 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года, но составляет 53 процента от планового показателя. В РФ 24 субъекта ввели жилья свыше 60 процентов от уровня, запланированного на год. Вместе с тем восемь регионов России построили менее 20 процентов от установленного объема».
Он отметил, что в этой ситуации более широкое участие государства в строительных программах было бы желательно. Но каким способом государство должно усилить свое влияние, должно решать Правительство.
«Создание государственной корпорации – один из возможных путей. Но у него есть явный недостаток – потенциальная коррупционность. При таких схемах велик соблазн монополизировать рынок, – заявил депутат. – Мне, например, кажется более целесообразным исполнение государственного заказа на конкурсных условиях частными структурами. При этом, с одной стороны, сохранится государственный заказ, но, с другой, мы сохраним конкурентную среду. На мой взгляд, это более совершенная модель».
Решение –
в другой плоскости
С коллегой не согласился депутат Госдумы РФ Геннадий Селезнев. Он заявил в интервью «Строительному Еженедельнику», что ни в коем случае нельзя допустить появления подобной корпорации.
«У нас и так в строительном секторе сейчас не все в порядке. А появление корпорации, которая от имени государства будет делать заказы строительным компаниям, может развязать руки коррупционерам, – заявил эксперт. – Представляете, что будет? Опять начнется деление компаний на «свои» и «чужие». Своей заказ дам, а чужой – «кислород перекрою», если «ручку не позолотит».
«А ответ на вопрос, как снизить цены на жилье, лежит в другой плоскости. Тут ничего не надо придумывать. Строители должны строить, а городские и федеральные власти – создавать им нормальные условия для работы, – говорит Геннадий Селезнев. – Для этого надо свести до минимума вал государственных обременений, которые резко поднимают в цене строительные проекты».
По его словам, сегодня, чтобы получить пятно земли под застройку, «компании надо столько предварительно денег заплатить за оформление документов, столько взять на себя разных обременений – от строительства детского сада во дворе до выделения квартир на социальные нужды, – что в итоге квадратный метр в ее исполнении становится для обычного потребителя «золотым». «Надо разобраться хотя бы с вопросом подключения объекта к сетям – к газу, теплу, воде. Сегодня за это дерут сумасшедшие деньги. А за что, спрашивается? Ведь все коммуникации подведены, осталось только открыть вентиль, – заметил депутат. – А возникновение подобных туманных идей вполне понятно – начинается избирательная кампания. Мы их еще немало услышим».
На цены
влиЯют аукционы
Идею о создании государственной строительной корпорации комментирует заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города», юрист Леонид Бандорин.
– Леонид, как Вы оцениваете идею Сергея Миронова?
– Как призыв к возврату в социалистическое прошлое с особенным регулированием экономики. Ведь что предлагается? Сохранить государственный заказ и сделать так, чтобы по всей стране был один-единственный застройщик, который брал бы субподряд. Получилось бы, что вся земля, которая выставляется на аукционы, оказалась бы в собственности этой единой финансовой корпорации. А это отсутствие аукционов, по сути. Поэтому в условиях рынка создание такой корпорации как минимум – бессмысленно и как максимум – вредно.
– В чем неизбежный вред?
– В неизбежном возникновении монстра-монополиста. И отказе от принципов, заложенных в «жилищном пакете» – Жилищном и Строительном Кодексах.
– А сможет ли появление этой корпорации повлиять на вопросы ценообразования в строительстве?
– Нет. На него влияют процессы применения аукционных процедур в стране. Почему сейчас жилье дорого? Дело в том, что законодатель пресек порочную практику предоставления земли по предварительному согласованию места размещения объекта. Но переход на новые схемы происходит туго. Рынок был коррумпирован. Прикормленные администрациями строительные компании, которые привыкли получать землю «на халяву», на аукционы идти боятся – боятся конкуренции и проигрыша. И правильно делают. Практика проведения таких аукционов, например, в Калининграде, показала, что больше половины из них выигрывают не местные компании, а пришедшие – питерские и московские. Но когда процедура отработана, и конкурсы идут нормально, цены могут снижаться.
– Так почему же они растут?
– Временный эффект от того, что нахапанные участки застраиваются, но уже заканчиваются, а аукционы по стране практически не начались. Еще год примерно что-то будет строиться в прежнем режиме, а потом – бац – провал: еще меньше предложения при росте спроса. Отсюда галопирующие цены. И эта тема уже муссируется в рекламных акциях застройщиков. Они кричат – хватайте последнее, больше не будет!
– Почему же идея о создании корпорации преподносится как выход из положения?
– Это личное мнение Сергея Миронова. А логика процессов в строительной сфере свидетельствует о том, что на рынке должны быть только частные компании, и никаких государственных структур-монстров. Такова государственная политика в этой области.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Тенденции и перспективы