Желаемое и действительное
В этом году Федеральная налоговая служба сообщила о том, что рассматривается возможность получения налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам, а также о платежах по возврату кредитов. Иными словами, налоговая служба хотела бы получить доступ к кредитным историям, имеющимся в распоряжении Бюро кредитных историй (БКИ). В настоящее время это желание вступает в конфликт с нормами законодательства. Но все может быть поправимо.
В России постоянно растут объемы кредитования населения. Наиболее высокими темпами развиваются такие секторы, как потребительское и автокредитование. Постепенно набирает обороты ипотека, и даже если этот кредитный продукт пока нельзя назвать массовым, объемы жилищного кредитования растут. Особое влияние на этот процесс оказал стремительный рост цен на жилье, наблюдавшийся с апреля по сентябрь текущего года.
Так, по данным Городского Ипотечного Банка, объем сделок (по общей сумме) с использованием кредитных средств увеличился более чем в 2 раза. «Это связано с ростом средней суммы кредита, – отметил директор по Северо-Западному округу ООО «Городской Ипотечный Банк» Игорь Жигунов. – В Санкт-Петербурге средняя сумма кредита составляет порядка $60-70 тыс.». Для сравнения – в 2005 году этот показатель составил около $30-35 тыс. Кроме роста ценовой планки эксперт также отмечает рост доходов населения.
Львиная доля этих доходов – «серая». Факт, хорошо известный банковскому сообществу, поскольку кредитование населения осуществляется с учетом этой доли. Практически в любом банке при получении ипотечного кредита просят предоставить либо справку о доходах по форме 2-НДФЛ, либо «в свободной форме».
Сейчас в России набирает обороты кампания по борьбе с легализацией «серых» доходов, и допуск Федеральной налоговой службы к информации о кредитах мог бы серьезно повлиять на этот процесс.
В прошлом году вступил в силу федеральный закон «О кредитных историях», регламентирующий сбор информации, касающейся своевременности выполнения заемщиками своих обязательств перед кредиторами. Несмотря на очень ограниченный перечень тех структур, которые имеют право ознакомиться с кредитной историей физлица, многими это было расценено как возможность дополнительного контроля за доходами населения. Желание ФНС войти в число имеющих доступ к кредитным историям косвенно опровергает это.
Согласно действующему закону №218-ФЗ доступ к данным о заимствованиях, отраженным в отчетной части кредитных историй граждан, дозволяется только в трех случаях: субъекту кредитной истории (физлицу) для ознакомления, по запросу пользователя кредитной истории (банка), а также в суд или органы прокуратуры по уголовным делам, находящимся в производстве. Кроме того, титульная часть кредитного отчета передается в Центральное бюро кредитных историй. Ни о каких налоговых службах в законе речь не идет, а следовательно, нет и взаимодействия между Бюро кредитных историй и ФСН. «Работа БКИ ведется в полном соответствии с федеральным законом, – отметили в ЗАО «Северо-Западное бюро кредитных историй». – Идеи налоговиков остаются на уровне разговоров и не имеют под собой почвы».
«Деятельность бюро регулируется законом, и никаких новых клиентов из числа федеральных структур у нас нет, и ни о каких договорах в «частном порядке» не может идти речи, – заявляет гендиректор Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова. – Ситуация может измениться только в том случае, если будут приняты соответствующие поправки к закону, но пока ФНС не обращалась в Госдуму с такой инициативой. Кроме того, на основании работы, проведенной думским Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с представителями БКИ и банков, было принято решение о том, что пока никакие поправки в закон о кредитных историях обсуждаться не будут. Достаточно «молодому» закону нужно дать время, чтобы он заработал, и проявились его возможные недоработки. Да и процесс принятия поправок небыстрый – он может занять и несколько месяцев, и несколько лет».
Таким образом, гражданам, уклоняющимся от уплаты 14 процентов подоходного налога, пока беспокоиться не о чем. Тем более что далеко не у всех заемщиков есть своя кредитная история, так как, во-первых, формирование кредитной истории – дело сугубо добровольное, а во-вторых, сами банки даже не обязаны сообщать своим клиентам о такой возможности – как раз на обсуждении поправки, обязывающей банки информировать заемщиков, в марте текущего года депутаты приняли решение приостановить работу в этом направлении.
Автор: Вероника Шеменева
В России постоянно растут объемы кредитования населения. Наиболее высокими темпами развиваются такие секторы, как потребительское и автокредитование. Постепенно набирает обороты ипотека, и даже если этот кредитный продукт пока нельзя назвать массовым, объемы жилищного кредитования растут. Особое влияние на этот процесс оказал стремительный рост цен на жилье, наблюдавшийся с апреля по сентябрь текущего года.
Так, по данным Городского Ипотечного Банка, объем сделок (по общей сумме) с использованием кредитных средств увеличился более чем в 2 раза. «Это связано с ростом средней суммы кредита, – отметил директор по Северо-Западному округу ООО «Городской Ипотечный Банк» Игорь Жигунов. – В Санкт-Петербурге средняя сумма кредита составляет порядка $60-70 тыс.». Для сравнения – в 2005 году этот показатель составил около $30-35 тыс. Кроме роста ценовой планки эксперт также отмечает рост доходов населения.
Львиная доля этих доходов – «серая». Факт, хорошо известный банковскому сообществу, поскольку кредитование населения осуществляется с учетом этой доли. Практически в любом банке при получении ипотечного кредита просят предоставить либо справку о доходах по форме 2-НДФЛ, либо «в свободной форме».
Сейчас в России набирает обороты кампания по борьбе с легализацией «серых» доходов, и допуск Федеральной налоговой службы к информации о кредитах мог бы серьезно повлиять на этот процесс.
В прошлом году вступил в силу федеральный закон «О кредитных историях», регламентирующий сбор информации, касающейся своевременности выполнения заемщиками своих обязательств перед кредиторами. Несмотря на очень ограниченный перечень тех структур, которые имеют право ознакомиться с кредитной историей физлица, многими это было расценено как возможность дополнительного контроля за доходами населения. Желание ФНС войти в число имеющих доступ к кредитным историям косвенно опровергает это.
Согласно действующему закону №218-ФЗ доступ к данным о заимствованиях, отраженным в отчетной части кредитных историй граждан, дозволяется только в трех случаях: субъекту кредитной истории (физлицу) для ознакомления, по запросу пользователя кредитной истории (банка), а также в суд или органы прокуратуры по уголовным делам, находящимся в производстве. Кроме того, титульная часть кредитного отчета передается в Центральное бюро кредитных историй. Ни о каких налоговых службах в законе речь не идет, а следовательно, нет и взаимодействия между Бюро кредитных историй и ФСН. «Работа БКИ ведется в полном соответствии с федеральным законом, – отметили в ЗАО «Северо-Западное бюро кредитных историй». – Идеи налоговиков остаются на уровне разговоров и не имеют под собой почвы».
«Деятельность бюро регулируется законом, и никаких новых клиентов из числа федеральных структур у нас нет, и ни о каких договорах в «частном порядке» не может идти речи, – заявляет гендиректор Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова. – Ситуация может измениться только в том случае, если будут приняты соответствующие поправки к закону, но пока ФНС не обращалась в Госдуму с такой инициативой. Кроме того, на основании работы, проведенной думским Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с представителями БКИ и банков, было принято решение о том, что пока никакие поправки в закон о кредитных историях обсуждаться не будут. Достаточно «молодому» закону нужно дать время, чтобы он заработал, и проявились его возможные недоработки. Да и процесс принятия поправок небыстрый – он может занять и несколько месяцев, и несколько лет».
Таким образом, гражданам, уклоняющимся от уплаты 14 процентов подоходного налога, пока беспокоиться не о чем. Тем более что далеко не у всех заемщиков есть своя кредитная история, так как, во-первых, формирование кредитной истории – дело сугубо добровольное, а во-вторых, сами банки даже не обязаны сообщать своим клиентам о такой возможности – как раз на обсуждении поправки, обязывающей банки информировать заемщиков, в марте текущего года депутаты приняли решение приостановить работу в этом направлении.
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Актуальная тема