Британская планировка. Часть первая
Представители лондонского бюро международной компании «Генслер» продемонстрировали проект планировки 476 гектаров намывных территорий на западной оконечности Васильевского острова членам Градостроительного совета Санкт-Петербурга. В минувший четверг состоялся первый этап обсуждения проекта, второй намечен на 22 декабря. Уж слишком объемный материал!
Проект планировки вновь образуемых территорий явился плодом совместного труда двух компаний – «Генслер», в функции которой входит разработка плана будущего земельного участка, и «Бюро Хаппольд», отвечающего за создание схем инженерного и транспортного обеспечения.
Проектировщики 30 ноября продемонстрировали коллегии советников все этапы процесса формирования новой городской среды, от идеи проецирования элементов исторического центра Петербурга на намывные территории в понимании этого процесса в XXI веке, до «увязки» проекта планировки со строительством Западного скоростного диаметра. «На сегодняшний день определены основные элементы проекта, – сообщил советник президента УК «Морской фасад» Олег Харченко. – Мы не являемся соавторами, в функции архитектурной группы, выступавшей со стороны заказчика, входило предоставление всей необходимой для работы информации, касающейся российских нормативов, в первую очередь, по объектам социальной и инженерной инфраструктуры».
В декабре будут представлены более подробные характеристики проекта в части плотности застройки, ее функционального назначения, объемные решения, разработанные проектировщиками компании «Генслер». Также перед членами Градостроительного совета выступят рецензенты – доцент СПбГАСУ В. Линов и генеральный директор ЗАО «Петербургский НИПИград» Валентин Назаров. Тогда же состоится обсуждение проектных разработок.
Разработку проекта планировки пока несуществующего участка земли было необходимо завершить до конца текущего года, чтобы установить юридические отношения с городом, включив 476 гектаров территории Невской Губы в Генеральный план Петербурга, создав для них градостроительный регламент, отраженный в Правилах землепользования и застройки.
Бизнес-остров и мегаколонны
Планировка территории должна была разрабатываться с учетом серьезных требований, выдвинутых заказчиком – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» и руководством города. Так, проект должен учитывать месторасположение и границы морского пассажирского терминала – первого объекта, который будет построен на намывной земле. Также особое внимание уделялось организации системы транспортного обеспечения в увязке с трассой Западного скоростного диаметра и существующей улично-дорожной сетью Васильевского острова. В планировочную структуру в обязательном порядке включались зеленые зоны и водоемы.
Одним из первоначальных замыслов было создание на намывных территориях сети каналов, подобных тем, что были вырыты на Васильевском острове по приказу Петра I и засыпаны первым губернатором Санкт-Петербурга Александром Меншиковым. Однако эта идея оказалась утопической. Проведя исследования водных течений, специалисты «Бюро Хаппольд» пришли к выводу, что не удастся добиться проточности воды в каналах.
Единственным местом, где благодаря течению реки Смоленки не будет застаиваться вода, стал канал в северо-западной части намывной территории. Это позволило включить в проект планировки создание одного острова, который отлично вписывается в основную концепцию «истории в современном воплощении». Архитектурно-исторический параллелизм обусловил и характер предполагаемой застройки этого острова высотными доминантами.
Остров призван стать новым деловым центром Санкт-Петербурга. Его большая часть будет занята коммерческой недвижимостью с точечными вкраплениями торговых площадей, жилой застройки и объектов общественного назначения. Подобный микс не случаен – проектировщики отказались от идеи создания исключительно общественно-деловой застройки на острове, поскольку в определенное время суток часть территории окажется «мертвой». «Деловые районы Лондона или Нью-Йорка совершенно безлюдны по ночам, – отметил проектировщик компании «Генслер» Ян Мукахи. – Мы постарались уйти от этого в наших проектах в Дубаи и Шанхае. Смешанная застройка более жизнеспособна».
Дополнением новому острову должны стать пилоны мостов, соединяющих намывные территории с «большой землей», которые станут подобием Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова. Мосты являются частью ЗСД. Что же касается его прохождения по земле, то наиболее оптимальным был признан комбинированный вариант, когда часть трассы проходит под землей, а часть на поверхности, образуя три транспортные развязки – южную, центральную и северную. Подобная схема была разработана в ходе проведения совместных совещаний ЗАО «Западный скоростной диаметр», компании «Генслер» и «Бюро Хаппольд».
Надо отметить, что полученные результаты не совсем удовлетворяют британских проектировщиков. «Мы еще будем работать над решением этой задачи», – отметил представитель «Бюро Хаппольд» Алан Хаген.
ПЯть районов,
не сЧитаЯ порта
По замыслу генпроектировщика, вся намывная территория делится на пять примерно равных по площади районов – «Северный», «Финансовый», «Центральный», «Западный» и «Южный». Особняком стоит земля, отданная под строительство морского пассажирского терминала по проекту архитектурного бюро «А.Лен».
Функциональное зонирование по районам выглядит примерно так: в северной и финансовой частях будет сконцентрирована общественно-деловая застройка, торговые зоны и небольшое количество жилья; в примыкающей к порту центральной части расположатся музеи, выставочные залы и торговые комплексы; в западной части – в основном жилье и немного коммерческой недвижимости, а южную часть можно назвать «спальным районом» – здесь самая большая концентрация жилой застройки. По предварительным расчетам, на площади в 476 гектаров будет размещено 3,312 млн кв. метров жилья, 1,8 млн кв. метров коммерческой недвижимости, площадь в 258,5 тыс. кв. метров займут общественные сооружения, 213 тыс. кв. метров отводится под объекты торговли и 197 тыс. кв. метров – гостиничные комплексы. Таким образом, на намывных территориях смогут проживать около 100 тыс. человек, и еще примерно столько же будут посещать эту часть Васильевского острова и работать здесь.
Высотные регламенты для новой территории будут создаваться с учетом розы ветров. Результаты исследований, проведенных компанией «Бюро Хаппольд», показали, что наибольшей силы на данной территории ветры западного и юго-западного направления. Гасить их интенсивность предполагается постепенным повышением высотности зданий от морской границы в глубь острова.
Проект будет реализовываться поэтапно. Первоначально будет осуществлен намыв центральной части с морским портом – в настоящее время на этом участке ведутся активные работы (намыто примерно 40 га территории). Следующим этапом станет намыв северного и южного районов. Все это создаст условия для строительства ЗСД. Затем планируется создать территорию в западной части, заключительным этапом станет намыв острова.
От идеи к воплощению
В проекте намыва территории тесно переплетены городские и частные интересы. На новой земле государству будут принадлежать сети, дороги, многие объекты социальной инфраструктуры и выкупаемый порт. Инвестору – все остальное.
Победитель земельных торгов за воду Финского залива, проведенных в июне 2006 года, – ЗАО «Терра Нова» после того, как будет выполнена инженерная подготовка намывной территории, получит ее в долгосрочную аренду или выкупит по льготной цене. Это значит, что через несколько лет не только город будет устраивать аукционы по продаже прав застройки земель.
«Задача КГА при утверждении архитектурных проектов, когда их будут приносить конкретные застройщики, – руководствоваться всем набором существующей документации, в том числе и разработанным проектом планировки данной территории, – прокомментировал вице-президент ООО «Управляющая компания «Морской фасад» Лев Пукшанский. – Потребуется вписывать новые проекты в тот план, первая часть которого была представлена на Градостроительный совет».
Лев Пукшанский также подчеркнул, что территория не будет выставляться на торги для комплексного освоения в границах пяти районов, обозначенным проектировщиками. «Помимо крупного членения территория была разбита на небольшие блоки, которые и станут впоследствии лотами на земельных торгах «Морского фасада». Обязательно мелкие лоты, для того, чтобы получить оптимальное сочетание разных типов застройки, иначе на всей территории будет четыре вида зданий, а жизнь гораздо более многообразна», – заметил он.
Компания «Морской фасад» планирует и самостоятельно заниматься девелопментом на новой территории в сегменте коммерческой и, возможно, жилой застройки, в настоящее время обсуждаются варианты «приложения сил» к тем объектам, которые наиболее привлекательны с коммерческой точки зрения.
Автор: Вероника Шеменева
Проект планировки вновь образуемых территорий явился плодом совместного труда двух компаний – «Генслер», в функции которой входит разработка плана будущего земельного участка, и «Бюро Хаппольд», отвечающего за создание схем инженерного и транспортного обеспечения.
Проектировщики 30 ноября продемонстрировали коллегии советников все этапы процесса формирования новой городской среды, от идеи проецирования элементов исторического центра Петербурга на намывные территории в понимании этого процесса в XXI веке, до «увязки» проекта планировки со строительством Западного скоростного диаметра. «На сегодняшний день определены основные элементы проекта, – сообщил советник президента УК «Морской фасад» Олег Харченко. – Мы не являемся соавторами, в функции архитектурной группы, выступавшей со стороны заказчика, входило предоставление всей необходимой для работы информации, касающейся российских нормативов, в первую очередь, по объектам социальной и инженерной инфраструктуры».
В декабре будут представлены более подробные характеристики проекта в части плотности застройки, ее функционального назначения, объемные решения, разработанные проектировщиками компании «Генслер». Также перед членами Градостроительного совета выступят рецензенты – доцент СПбГАСУ В. Линов и генеральный директор ЗАО «Петербургский НИПИград» Валентин Назаров. Тогда же состоится обсуждение проектных разработок.
Разработку проекта планировки пока несуществующего участка земли было необходимо завершить до конца текущего года, чтобы установить юридические отношения с городом, включив 476 гектаров территории Невской Губы в Генеральный план Петербурга, создав для них градостроительный регламент, отраженный в Правилах землепользования и застройки.
Бизнес-остров и мегаколонны
Планировка территории должна была разрабатываться с учетом серьезных требований, выдвинутых заказчиком – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» и руководством города. Так, проект должен учитывать месторасположение и границы морского пассажирского терминала – первого объекта, который будет построен на намывной земле. Также особое внимание уделялось организации системы транспортного обеспечения в увязке с трассой Западного скоростного диаметра и существующей улично-дорожной сетью Васильевского острова. В планировочную структуру в обязательном порядке включались зеленые зоны и водоемы.
Одним из первоначальных замыслов было создание на намывных территориях сети каналов, подобных тем, что были вырыты на Васильевском острове по приказу Петра I и засыпаны первым губернатором Санкт-Петербурга Александром Меншиковым. Однако эта идея оказалась утопической. Проведя исследования водных течений, специалисты «Бюро Хаппольд» пришли к выводу, что не удастся добиться проточности воды в каналах.
Единственным местом, где благодаря течению реки Смоленки не будет застаиваться вода, стал канал в северо-западной части намывной территории. Это позволило включить в проект планировки создание одного острова, который отлично вписывается в основную концепцию «истории в современном воплощении». Архитектурно-исторический параллелизм обусловил и характер предполагаемой застройки этого острова высотными доминантами.
Остров призван стать новым деловым центром Санкт-Петербурга. Его большая часть будет занята коммерческой недвижимостью с точечными вкраплениями торговых площадей, жилой застройки и объектов общественного назначения. Подобный микс не случаен – проектировщики отказались от идеи создания исключительно общественно-деловой застройки на острове, поскольку в определенное время суток часть территории окажется «мертвой». «Деловые районы Лондона или Нью-Йорка совершенно безлюдны по ночам, – отметил проектировщик компании «Генслер» Ян Мукахи. – Мы постарались уйти от этого в наших проектах в Дубаи и Шанхае. Смешанная застройка более жизнеспособна».
Дополнением новому острову должны стать пилоны мостов, соединяющих намывные территории с «большой землей», которые станут подобием Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова. Мосты являются частью ЗСД. Что же касается его прохождения по земле, то наиболее оптимальным был признан комбинированный вариант, когда часть трассы проходит под землей, а часть на поверхности, образуя три транспортные развязки – южную, центральную и северную. Подобная схема была разработана в ходе проведения совместных совещаний ЗАО «Западный скоростной диаметр», компании «Генслер» и «Бюро Хаппольд».
Надо отметить, что полученные результаты не совсем удовлетворяют британских проектировщиков. «Мы еще будем работать над решением этой задачи», – отметил представитель «Бюро Хаппольд» Алан Хаген.
ПЯть районов,
не сЧитаЯ порта
По замыслу генпроектировщика, вся намывная территория делится на пять примерно равных по площади районов – «Северный», «Финансовый», «Центральный», «Западный» и «Южный». Особняком стоит земля, отданная под строительство морского пассажирского терминала по проекту архитектурного бюро «А.Лен».
Функциональное зонирование по районам выглядит примерно так: в северной и финансовой частях будет сконцентрирована общественно-деловая застройка, торговые зоны и небольшое количество жилья; в примыкающей к порту центральной части расположатся музеи, выставочные залы и торговые комплексы; в западной части – в основном жилье и немного коммерческой недвижимости, а южную часть можно назвать «спальным районом» – здесь самая большая концентрация жилой застройки. По предварительным расчетам, на площади в 476 гектаров будет размещено 3,312 млн кв. метров жилья, 1,8 млн кв. метров коммерческой недвижимости, площадь в 258,5 тыс. кв. метров займут общественные сооружения, 213 тыс. кв. метров отводится под объекты торговли и 197 тыс. кв. метров – гостиничные комплексы. Таким образом, на намывных территориях смогут проживать около 100 тыс. человек, и еще примерно столько же будут посещать эту часть Васильевского острова и работать здесь.
Высотные регламенты для новой территории будут создаваться с учетом розы ветров. Результаты исследований, проведенных компанией «Бюро Хаппольд», показали, что наибольшей силы на данной территории ветры западного и юго-западного направления. Гасить их интенсивность предполагается постепенным повышением высотности зданий от морской границы в глубь острова.
Проект будет реализовываться поэтапно. Первоначально будет осуществлен намыв центральной части с морским портом – в настоящее время на этом участке ведутся активные работы (намыто примерно 40 га территории). Следующим этапом станет намыв северного и южного районов. Все это создаст условия для строительства ЗСД. Затем планируется создать территорию в западной части, заключительным этапом станет намыв острова.
От идеи к воплощению
В проекте намыва территории тесно переплетены городские и частные интересы. На новой земле государству будут принадлежать сети, дороги, многие объекты социальной инфраструктуры и выкупаемый порт. Инвестору – все остальное.
Победитель земельных торгов за воду Финского залива, проведенных в июне 2006 года, – ЗАО «Терра Нова» после того, как будет выполнена инженерная подготовка намывной территории, получит ее в долгосрочную аренду или выкупит по льготной цене. Это значит, что через несколько лет не только город будет устраивать аукционы по продаже прав застройки земель.
«Задача КГА при утверждении архитектурных проектов, когда их будут приносить конкретные застройщики, – руководствоваться всем набором существующей документации, в том числе и разработанным проектом планировки данной территории, – прокомментировал вице-президент ООО «Управляющая компания «Морской фасад» Лев Пукшанский. – Потребуется вписывать новые проекты в тот план, первая часть которого была представлена на Градостроительный совет».
Лев Пукшанский также подчеркнул, что территория не будет выставляться на торги для комплексного освоения в границах пяти районов, обозначенным проектировщиками. «Помимо крупного членения территория была разбита на небольшие блоки, которые и станут впоследствии лотами на земельных торгах «Морского фасада». Обязательно мелкие лоты, для того, чтобы получить оптимальное сочетание разных типов застройки, иначе на всей территории будет четыре вида зданий, а жизнь гораздо более многообразна», – заметил он.
Компания «Морской фасад» планирует и самостоятельно заниматься девелопментом на новой территории в сегменте коммерческой и, возможно, жилой застройки, в настоящее время обсуждаются варианты «приложения сил» к тем объектам, которые наиболее привлекательны с коммерческой точки зрения.
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Тенденции и перспективы