Пионерский закон
Законодательное собрание 6 декабря приняло за основу проект закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», внесенный губернатором.
Законопроект определяет принципы и формы участия города в государственно-частных партнерствах, регулирует порядок проведения конкурсов на право заключения соглашения, устанавливает гарантии прав партнеров. Участие Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах осуществляется в целях создания (реконструкции) или эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, включая железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и подземный транспорт; системы коммунального хозяйства; объектов энергоснабжения; объектов связи и телекоммуникаций; объектов сферы культуры, здравоохранения и социального обслуживания; объектов сферы туризма и спорта.
Как сообщил вице-губернатор Юрий Молчанов, одной из причин, сдерживающей развитие экономики Санкт-Петербурга, является неудовлетворительное состояние городской инфраструктуры. Закон направлен на привлечение в инфраструктуру города частных инвестиций. Единственным правовым актом в России, который регулирует эти процессы, является федеральный закон «О концессионных соглашениях», но, к сожалению, он не затрагивает достаточно большое число возможных схем государственно-частного партнерства. В предлагаемом законопроекте скрупулезно прописаны условия, на которых Санкт-Петербург будет участвовать в государственно-частных партнерствах, есть разделы, определяющие требования к частному участнику; разделы, посвященные разделению рисков и объектам, в отношении которых могут заключаться такие договоры. «Законопроект направлен на те проекты, осуществление которых только за счет частных средств невозможно ввиду их нерентабельности и низкой доходности, и город будет софинансировать такие проекты с тем, чтобы условия минимальной доходности стали приемлемы для частных инвесторов», – отметил вице-губернатор.
Отвечая на вопрос депутата Сергея Гуляева, кому будут принадлежать созданные по таким схемам объекты, г-н Молчанов пояснил, что существует несколько вариантов: первый – объект находится в государственной собственности и во время его создания, и во время его эксплуатации (примеры: Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель); второй – объект находится в частной собственности до тех пор, пока он не окупится, затем он возвращается в собственность Санкт-Петербурга (пример – Юго-Западные очистные сооружения); третий вариант – объект находится все время в частной собственности при условии выполнения задач, на которые он был ориентирован.
Депутат Сергей Никешин напомнил, что аналогичный законопроект, в основе которого лежал опыт губернатора Красноярского края Александра Хлопонина по развитию экономики региона, был подготовлен им еще 1,5 года назад. Тогда правительство Санкт-Петербурга дало отрицательный отзыв на этот законопроект, причем доводы были точно такие же, как и в заключении Юридического управления Законодательного собрания к обсуждаемому законопроекту – полномочия субъектов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены действующим федеральным законодательством: ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ», «О приватизации государственного и муниципального имущества». Часть новелл из того законопроекта перешли в законопроект «О совершенствовании механизма осуществления инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге», который сейчас готов к рассмотрению в третьем чтении. «Мне непонятно, какие изменения в правовой базе произошли за это время», – заметил депутат.
По мнению представителя губернатора в Законодательном собрании Михаила Бродского, государственно-частные партнерства гражданским законодательством РФ не предусмотрены, однако они и не запрещены. Данный закон принимается в рамках гражданского законодательства РФ, не изменяя и не регулируя его нормы. «Положения законопроекта не выходят за рамки региональных полномочий, более того, все его положения в настоящее время охватывают практическую деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга», – отметил г-н Бродский.
«У меня большие сомнения, что данный законопроект не выходит за рамки полномочий Санкт-Петербурга, – заявил председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов, – и для того, чтобы уйти от серьезного разговора по законопроекту, он намеренно вынесен на обсуждение Законодательного собрания без предварительного обсуждения в профильных комиссиях». По мнению депутата, данный законопроект является вторжением в сферу полномочий федеральных органов власти, «и об этом нас предупреждают юристы».
Председатель Комитета по законодательству Игорь Михайлов напомнил, что согласно действующему законодательству и федеральному, и местному, включая Устав Санкт-Петербурга, имуществом города распоряжается губернатор. Исходя из этой логики, правительство могло бы обойтись и постановлением по данному вопросу. Однако с учетом его юридической сложности правительство решило привлечь к обсуждению Законодательное собрание и предложило законопроект, который представляет собой первую попытку субъекта Федерации детализировать норму Гражданского кодекса как алгоритм действий. «Это не расширение и не сужение этой нормы, а попытка определить процедуру в виде закона, которую чиновники уже не смогут менять в зависимости от конъюнктуры, – отметил депутат. – Правовые издержки законопроекта могут быть устранены в последующих чтениях. Масштабные проекты, которые сейчас разворачиваются в городе, требуют такого закона, иначе губернатора постоянно будут обвинять в кулуарных решениях».
Алексей Белоусов рассказал, что первый проект данного закона был разработан еще в 2003 году. Рабочая группа, созданная при правительстве Санкт-Петербурга, за три года прошла непростой путь, с большим трудом преодолевая сопротивление Юридического комитета. Принятие данного закона увеличит инвестиционные вложения в инфраструктуру Санкт-Петербурга, так как отсутствие законодательной базы сдерживает частных инвесторов. «Закон является пионерским, и я надеюсь, что и Государственная дума, и многие субъекты Федерации пойдут по аналогичному пути», – заявил депутат.
Завершая дискуссию, вице-губернатор Молчанов напомнил, что Юго-Западные очистные сооружения как проект государственно-частного партнерства был начат в 2002 году. Все документы подписаны в рамках гражданского законодательства, проект успешно реализуется, и никто, включая прокуратуру, не заявил о нарушении действующего законодательства. Обвинения в том, что законопроект отстраняет Законодательное собрание от участия в подготовке партнерских проектов, неправомочны. Статья 8 пункт 4, статья 9 пункт 3 законопроекта говорят о том, что в случае софинансирования проектов Санкт-Петербургом целевые программы принимаются Законодательным собранием. «Все заседания правительства Санкт-Петербурга полностью открыты, и все депутаты приглашаются для участия в обсуждении интересующих их вопросов», – заявил г-н Молчанов.
Автор: Евгений Герасимов
Законопроект определяет принципы и формы участия города в государственно-частных партнерствах, регулирует порядок проведения конкурсов на право заключения соглашения, устанавливает гарантии прав партнеров. Участие Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах осуществляется в целях создания (реконструкции) или эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, включая железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и подземный транспорт; системы коммунального хозяйства; объектов энергоснабжения; объектов связи и телекоммуникаций; объектов сферы культуры, здравоохранения и социального обслуживания; объектов сферы туризма и спорта.
Как сообщил вице-губернатор Юрий Молчанов, одной из причин, сдерживающей развитие экономики Санкт-Петербурга, является неудовлетворительное состояние городской инфраструктуры. Закон направлен на привлечение в инфраструктуру города частных инвестиций. Единственным правовым актом в России, который регулирует эти процессы, является федеральный закон «О концессионных соглашениях», но, к сожалению, он не затрагивает достаточно большое число возможных схем государственно-частного партнерства. В предлагаемом законопроекте скрупулезно прописаны условия, на которых Санкт-Петербург будет участвовать в государственно-частных партнерствах, есть разделы, определяющие требования к частному участнику; разделы, посвященные разделению рисков и объектам, в отношении которых могут заключаться такие договоры. «Законопроект направлен на те проекты, осуществление которых только за счет частных средств невозможно ввиду их нерентабельности и низкой доходности, и город будет софинансировать такие проекты с тем, чтобы условия минимальной доходности стали приемлемы для частных инвесторов», – отметил вице-губернатор.
Отвечая на вопрос депутата Сергея Гуляева, кому будут принадлежать созданные по таким схемам объекты, г-н Молчанов пояснил, что существует несколько вариантов: первый – объект находится в государственной собственности и во время его создания, и во время его эксплуатации (примеры: Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель); второй – объект находится в частной собственности до тех пор, пока он не окупится, затем он возвращается в собственность Санкт-Петербурга (пример – Юго-Западные очистные сооружения); третий вариант – объект находится все время в частной собственности при условии выполнения задач, на которые он был ориентирован.
Депутат Сергей Никешин напомнил, что аналогичный законопроект, в основе которого лежал опыт губернатора Красноярского края Александра Хлопонина по развитию экономики региона, был подготовлен им еще 1,5 года назад. Тогда правительство Санкт-Петербурга дало отрицательный отзыв на этот законопроект, причем доводы были точно такие же, как и в заключении Юридического управления Законодательного собрания к обсуждаемому законопроекту – полномочия субъектов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены действующим федеральным законодательством: ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ», «О приватизации государственного и муниципального имущества». Часть новелл из того законопроекта перешли в законопроект «О совершенствовании механизма осуществления инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге», который сейчас готов к рассмотрению в третьем чтении. «Мне непонятно, какие изменения в правовой базе произошли за это время», – заметил депутат.
По мнению представителя губернатора в Законодательном собрании Михаила Бродского, государственно-частные партнерства гражданским законодательством РФ не предусмотрены, однако они и не запрещены. Данный закон принимается в рамках гражданского законодательства РФ, не изменяя и не регулируя его нормы. «Положения законопроекта не выходят за рамки региональных полномочий, более того, все его положения в настоящее время охватывают практическую деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга», – отметил г-н Бродский.
«У меня большие сомнения, что данный законопроект не выходит за рамки полномочий Санкт-Петербурга, – заявил председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов, – и для того, чтобы уйти от серьезного разговора по законопроекту, он намеренно вынесен на обсуждение Законодательного собрания без предварительного обсуждения в профильных комиссиях». По мнению депутата, данный законопроект является вторжением в сферу полномочий федеральных органов власти, «и об этом нас предупреждают юристы».
Председатель Комитета по законодательству Игорь Михайлов напомнил, что согласно действующему законодательству и федеральному, и местному, включая Устав Санкт-Петербурга, имуществом города распоряжается губернатор. Исходя из этой логики, правительство могло бы обойтись и постановлением по данному вопросу. Однако с учетом его юридической сложности правительство решило привлечь к обсуждению Законодательное собрание и предложило законопроект, который представляет собой первую попытку субъекта Федерации детализировать норму Гражданского кодекса как алгоритм действий. «Это не расширение и не сужение этой нормы, а попытка определить процедуру в виде закона, которую чиновники уже не смогут менять в зависимости от конъюнктуры, – отметил депутат. – Правовые издержки законопроекта могут быть устранены в последующих чтениях. Масштабные проекты, которые сейчас разворачиваются в городе, требуют такого закона, иначе губернатора постоянно будут обвинять в кулуарных решениях».
Алексей Белоусов рассказал, что первый проект данного закона был разработан еще в 2003 году. Рабочая группа, созданная при правительстве Санкт-Петербурга, за три года прошла непростой путь, с большим трудом преодолевая сопротивление Юридического комитета. Принятие данного закона увеличит инвестиционные вложения в инфраструктуру Санкт-Петербурга, так как отсутствие законодательной базы сдерживает частных инвесторов. «Закон является пионерским, и я надеюсь, что и Государственная дума, и многие субъекты Федерации пойдут по аналогичному пути», – заявил депутат.
Завершая дискуссию, вице-губернатор Молчанов напомнил, что Юго-Западные очистные сооружения как проект государственно-частного партнерства был начат в 2002 году. Все документы подписаны в рамках гражданского законодательства, проект успешно реализуется, и никто, включая прокуратуру, не заявил о нарушении действующего законодательства. Обвинения в том, что законопроект отстраняет Законодательное собрание от участия в подготовке партнерских проектов, неправомочны. Статья 8 пункт 4, статья 9 пункт 3 законопроекта говорят о том, что в случае софинансирования проектов Санкт-Петербургом целевые программы принимаются Законодательным собранием. «Все заседания правительства Санкт-Петербурга полностью открыты, и все депутаты приглашаются для участия в обсуждении интересующих их вопросов», – заявил г-н Молчанов.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти