До марта есть время…
На днях Ассоциация строителей России (АСР) и Госдума РФ обнародовали проект закона о саморегулировании в строительной отрасли. Произошло это 4 декабря на расширенном заседании совета АСР.
Работа над документом длилась десять месяцев. В результате был подготовлен проект соответствующих изменений в Градостроительный Кодекс РФ. До конца года он будет представлен учредителям и членам АСР, ведущим организациям отрасли и государственным ведомствам для внесения изменений. Доработанный таким образом проект закона будет представлен в Госдуму для первого чтения в марте 2007 года.
Как сообщил председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, ключевым вопросом, который должны решить представители стройиндустрии за ближайшие месяцы, является разработка принципов членства в саморегулируемой организации.
«Именно строительному сообществу необходимо выработать, принять и внедрить критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в строительном процессе (для разных сфер деятельности – инвестор, заказчик, генеральный подрядчик, подрядчик, специализированная организация – критерии будут разными). Только так можно будет очистить отрасль от недобросовестных участников», – отметил Виктор Плескачевский.
Президент АСР Николай Кошман выразил готовность провести эту работу в кратчайшие сроки. Он отметил, что «строительное сообщество сегодня обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного управления отраслью, для решения общенациональных и локальных задач в сфере строительства».
«Саморегулируемая организация способна обеспечить ответственность строительных компаний перед потребителями их услуг. Для этого мы выработаем механизм коллективной ответственности – через создание компенсационных фондов и принятие обязательного страхования строительных рисков», – заявил он.
В свою очередь президент Российского Союза Строителей Виктор Забелин (этот союз тоже участвовал в работе над проектом поправок) выразил готовность поддержать эту работу в рамках своей общественной организации. «Переход к саморегулированию позволит нам внедрить эффективные механизмы внутреннего контроля за деятельностью членов организации, что принесет пользу и рынку, и простым гражданам», – отметил он.
ЗаЧем все это нужно?
Необходимость внести соответствующие поправки в Градостроительный Кодекс возникла в связи с предстоящей в новом году отменой лицензирования в строительной отрасли. Из-за этого появилось много вопросов: как будет регулироваться работа строительных фирм? кто будет ее контролировать? не произойдет ли резкое снижение качества застройки?
Ответом на эти вопросы должно стать создание саморегулируемых организаций (СРО). Концепций создания таких структур в стране много, но ни одна пока не имеет статуса федерального закона. А существующий закон «О саморегулировании» – это рамочный документ, который касается всех отраслей, а не только строительной сферы. (Возможно, это одина из причин, почему его до сих пор не приняли).
Основная идея введения саморегулирования заключается в разграничении государственного регулирования и регулирования со стороны профессиональных и предпринимательских объединений. Это позволит профессиональным сообществам решать несколько важных задач.
Во-первых, у них появится возможность выработать, принять и внедрить критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для работы на том или ином рынке.
Во-вторых, они смогут разработать и принять правила и стандарты деятельности, обязательные для всех членов СРО.
В-третьих, появятся эффективные механизмы внутреннего контроля деятельности членов СРО и возможность эффективно разрешать экономические споры, как внутри организации, так и во взаимоотношениях ее членов со своими партнерами и потребителями услуг – через третейские процедуры, конфликтные комиссии и другие механизмы, минуя долгую и не всегда справедливую процедуру государственного судебного разбирательства.
И последнее. СРО способна обеспечить ответственность участников рынка перед потребителями их услуг путем выработки механизмов коллективной ответственности.
Коротко о главном
Особенность концепции СРО, предложенной Ассоциацией строителей России, заключается в том, что саморегулируемая организация рассматривается в ней как специальный институт регулирования. Это некоммерческая организация, отвечающая прописанным требованиям: по численности членов, по наличию механизмов дополнительной материальной ответственности (страхование гражданской ответственности и компенсационный фонд), по наличию обязательных органов управления (орган по разработке стандартов, орган по контролю и орган по дисциплинарной ответственности).
Основные права и обязанности СРО заключаются в том, что она: разрабатывает стандарты деятельности, осуществляет допуск к конкретному виду деятельности, отстаивает интересы своих членов в судах и перед органами власти без доверенности, контролирует их деятельность, применяет, если надо, меры дисциплинарного воздействия и несет ограниченную материальную ответственность имуществом Компенсационного фонда за всех своих участников по конкретному перечню рисков.
Если же рассматривать СРО как систему, то здесь основные принципы такие: множественность СРО в каждом сегменте рынка. А также двухуровневая модель СРО: нижний уровень – региональные и специальные СРО, а верхний уровень – Национальное объединение саморегулируемых организаций (основное представительство сегмента рынка).
Автор: Наталья Ковтун
Работа над документом длилась десять месяцев. В результате был подготовлен проект соответствующих изменений в Градостроительный Кодекс РФ. До конца года он будет представлен учредителям и членам АСР, ведущим организациям отрасли и государственным ведомствам для внесения изменений. Доработанный таким образом проект закона будет представлен в Госдуму для первого чтения в марте 2007 года.
Как сообщил председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, ключевым вопросом, который должны решить представители стройиндустрии за ближайшие месяцы, является разработка принципов членства в саморегулируемой организации.
«Именно строительному сообществу необходимо выработать, принять и внедрить критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в строительном процессе (для разных сфер деятельности – инвестор, заказчик, генеральный подрядчик, подрядчик, специализированная организация – критерии будут разными). Только так можно будет очистить отрасль от недобросовестных участников», – отметил Виктор Плескачевский.
Президент АСР Николай Кошман выразил готовность провести эту работу в кратчайшие сроки. Он отметил, что «строительное сообщество сегодня обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного управления отраслью, для решения общенациональных и локальных задач в сфере строительства».
«Саморегулируемая организация способна обеспечить ответственность строительных компаний перед потребителями их услуг. Для этого мы выработаем механизм коллективной ответственности – через создание компенсационных фондов и принятие обязательного страхования строительных рисков», – заявил он.
В свою очередь президент Российского Союза Строителей Виктор Забелин (этот союз тоже участвовал в работе над проектом поправок) выразил готовность поддержать эту работу в рамках своей общественной организации. «Переход к саморегулированию позволит нам внедрить эффективные механизмы внутреннего контроля за деятельностью членов организации, что принесет пользу и рынку, и простым гражданам», – отметил он.
ЗаЧем все это нужно?
Необходимость внести соответствующие поправки в Градостроительный Кодекс возникла в связи с предстоящей в новом году отменой лицензирования в строительной отрасли. Из-за этого появилось много вопросов: как будет регулироваться работа строительных фирм? кто будет ее контролировать? не произойдет ли резкое снижение качества застройки?
Ответом на эти вопросы должно стать создание саморегулируемых организаций (СРО). Концепций создания таких структур в стране много, но ни одна пока не имеет статуса федерального закона. А существующий закон «О саморегулировании» – это рамочный документ, который касается всех отраслей, а не только строительной сферы. (Возможно, это одина из причин, почему его до сих пор не приняли).
Основная идея введения саморегулирования заключается в разграничении государственного регулирования и регулирования со стороны профессиональных и предпринимательских объединений. Это позволит профессиональным сообществам решать несколько важных задач.
Во-первых, у них появится возможность выработать, принять и внедрить критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для работы на том или ином рынке.
Во-вторых, они смогут разработать и принять правила и стандарты деятельности, обязательные для всех членов СРО.
В-третьих, появятся эффективные механизмы внутреннего контроля деятельности членов СРО и возможность эффективно разрешать экономические споры, как внутри организации, так и во взаимоотношениях ее членов со своими партнерами и потребителями услуг – через третейские процедуры, конфликтные комиссии и другие механизмы, минуя долгую и не всегда справедливую процедуру государственного судебного разбирательства.
И последнее. СРО способна обеспечить ответственность участников рынка перед потребителями их услуг путем выработки механизмов коллективной ответственности.
Коротко о главном
Особенность концепции СРО, предложенной Ассоциацией строителей России, заключается в том, что саморегулируемая организация рассматривается в ней как специальный институт регулирования. Это некоммерческая организация, отвечающая прописанным требованиям: по численности членов, по наличию механизмов дополнительной материальной ответственности (страхование гражданской ответственности и компенсационный фонд), по наличию обязательных органов управления (орган по разработке стандартов, орган по контролю и орган по дисциплинарной ответственности).
Основные права и обязанности СРО заключаются в том, что она: разрабатывает стандарты деятельности, осуществляет допуск к конкретному виду деятельности, отстаивает интересы своих членов в судах и перед органами власти без доверенности, контролирует их деятельность, применяет, если надо, меры дисциплинарного воздействия и несет ограниченную материальную ответственность имуществом Компенсационного фонда за всех своих участников по конкретному перечню рисков.
Если же рассматривать СРО как систему, то здесь основные принципы такие: множественность СРО в каждом сегменте рынка. А также двухуровневая модель СРО: нижний уровень – региональные и специальные СРО, а верхний уровень – Национальное объединение саморегулируемых организаций (основное представительство сегмента рынка).
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Тенденции и перспективы