Платные дороги – неизбежное будущее?

Уже в начале следующего года Правительство России планирует внести в Госдуму РФ проект закона «О платных дорогах» и разместить государственный облигационный заем на строительство таких магистралей.
Первый конкурс на строительство платных дорог должен пройти до конца этого года. Речь идет о Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге, трассе Москва – Санкт-Петербург и начале Минского шоссе (под Одинцово) в направлении Германии.
Первыми раскошелЯтсЯ грузовики
Как заявил на днях министр транспорта РФ Игорь Левитин, «автомобильные дороги станут платными, но их объем будет невелик – примерно 1,5 процента от общего количества. Поэтому они не будут играть слишком важную роль в развитии дорожной инфраструктуры страны, однако это – первый шаг к новым технологиям».
По словам министра, первым делом платить за проезд по дорогам обяжут грузовики весом более 12 тонн на ось. Под эту категорию подпадают все тяжелые фуры, в том числе те, которые идут из Германии. «Основная часть магистралей России строилась в 60-70-х годах под нагрузку 6 тонн на ось, и тяжелые грузовики сегодня разбивают наши дороги, – пояснил министр. – Поэтому мы хотели бы в первую очередь за счет полученных средств компенсировать наносимый ими ущерб».
«Но взимаемая плата должна быть умеренной, чтобы не отпугнуть автовладельцев», – заключил министр. Он также сообщил, что в развитие дорог страны в следующем году планируется инвестировать около 2 трлн рублей. «Здесь и государственные деньги, и механизмы государственно-частного партнерства, и привлечение инвесторов к строительству платных автодорог», – пояснил Игорь Левитин.
Облигации.
ВостоЧный опыт
Мысль о выпуске государственного облигационного займа на строительство платных дорог озвучил на днях глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. По его словам, идею о выпуске займа его ведомство позаимствовало на Востоке.
«Мы обратили внимание на опыт Китая, который сегодня выпускает восьмилетние облигационные займы и планирует сделать их шестилетними, так как проекты по строительству платных дорог становятся рентабельными в этой стране уже через пять-шесть лет», – заявил министр.
По мнению Германа Грефа, такого рода займы помогли бы решить в России сразу две задачи – «это и инвестиционные расходы на строительство дорог, и борьба с инфляцией одновременно».
«Пока эти предложения еще не формализованы и не обсуждались с другими заинтересованными структурами, – сообщил министр. – Но мы уверены, что их выпуск целесообразен. Мы проводим соответствующий анализ, после чего министерство сможет официально выступить с оформленными предложениями».
Эксперты позитивно оценили инициативу Минэкономразвития. Так, генеральный директор «Интерфакс–Центр экономического анализа» Михаил Матовников, заявил, что этот проект – «очень разумная вещь, особенно если облигации, как обещано, будут выпускаться под гарантии федерального бюджета».
«Это действительно стоящий инструмент борьбы с инфляцией, – отметил эксперт. – Чем откладывать деньги в кубышку, лучше развивать сеть дорог: платить людям, которые будут их строить, покупать большое количество материалов и техники, вкладывать в новые дорожные технологии».
В свою очередь, главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков отметил богатый мировой опыт выпуска таких займов, подчеркнув, что «это очень успешный инструмент, который практически не дает сбоев».

Автор: Наталья Ковтун
рубрика: Кредитная история
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.