Георгий Богачев: «Мы должны выстроить понятную градостроительную политику»
Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству, рассказал газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» о приоритетах в развитии строительного комплекса региона.
– Георгий Игоревич, Вы почти 4 месяца работаете в должности вице-губернатора Ленинградской области по строительству и, что называется, вжились во все проблемы региона. Какие вопросы подведомственный Вам строительный комплекс должен решить в первую очередь?
– Я не могу сказать, что я уже «вжился» во все проблемы Ленобласти. Но по курируемой мною сфере я бы обозначил два главных приоритета. Первый из них касается дорожного хозяйства. Очевидно, что региону необходим новый подход к системе управления автомобильными дорогами. С точки зрения нагрузок и интенсивности эксплуатации все магистрали разные, поэтому нужен разный подход к их содержанию и ремонту. Так, на федеральных дорогах существуют 6 видов ремонтов, а у нас всего 1. Для начала нужно создать современную интерактивную информационную базу региональных автомобильных дорог, на основе которой выстраивать систему управления.
Второй приоритет касается градостроительной политики. На мой взгляд, в особенности по ближайшим к Санкт-Петербургу районам Ленобласти – Всеволожскому, Ломоносовскому, Тосненскому, отчасти Кировскому – необходимо вырабатывать комплексный подход к градостроительству. В Санкт-Петербурге есть Генеральный план и Правила землепользования и застройки для всего города. А в Ленобласти, если следовать букве закона, такие документы должны быть у каждого из 222 муниципальных образований. В процессе строительства получается, что дома в сельских поселениях растут, а ни дорог, ни социальных объектов нет. Эти проблемы нужно решать как можно быстрее, чтобы в недалеком будущем они не превратились в катастрофу. Поэтому сегодня мы должны выстроить понятную градостроительную политику. Мы делаем упор на строительстве социальных объектов – детских садов, школ и т. д. И застройщикам предлагаются удобные схемы сотрудничества по этому вопросу. Например, в обмен на уплату налогов в бюджет региона строить соцобъекты.
– А где взять деньги на региональные дороги?
– Если говорить о привлечении частного капитала, то это не очень актуально для Ленобласти, где интенсивность движения вряд ли позволит говорить об окупаемости частных проектов в сфере транспортного строительства.
В связи с этим сегодня существуют три основных источника финансирования: областной бюджет, федеральное софинансирование в рамках работы Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, и отчисления, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов. Например, у нас существует соглашение, согласно которому Газпром перечисляет в бюджет Ленобласти только по проектам, связанным со строительством первых двух очередей трубопровода «Северный поток», порядка 800 млн рублей. Позиция Газпрома очень конструктивна: компания понимает, что в процессе строительства дорогам наносится ущерб, и она готова его компенсировать.
К сожалению, пока мы не находим такого взаимопонимания с ОАО «РЖД», которое реализует несколько серьезных проектов на территории области. Например, строительство маршрута Мга – Гатчина – Вейнмарн – Ивангород решает вопросы железнодорожной инфраструктуры, ведущей к порту Усть-Луга. Второй проект связан с выносом грузового движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская из-за пуска скоростного поезда «Аллегро». Там строится новая ветка Лосево – Каменногорск и реконструируется существующая ветка Выборг – Каменногорск. Ущерб дорогам наносится колоссальный. Но мы будем продолжать работать с инвесторами и убеждать их в том, что необходимо участвовать в реконструкции дорог.
– А за чей счет будут строиться путепроводы, которых не хватает Ленобласти?
– Действительно, давно обсуждается, что в Ленобласти на разных железных дорогах необходимо построить порядка 40 путепроводов. Однако мы готовим новую концепцию, согласно которой эти объекты нужно разделить по зонам ответственности того или иного субъекта правоотношений или органа власти.
Мы убеждены и будем продолжать настаивать, что часть этих путепроводов должна включаться в проекты реконструкции и строиться за счет ОАО «РЖД». Именно инициатор любого проекта должен решать все вопросы, связанные со смежниками.
Вторая группа путепроводов – это те, которые должны быть построены в соответствии с новым техническим регламентом «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», который вступает в действие с 1 января 2013 года. На наш взгляд, они должны строиться за счет федерального бюджета. В сумме объектов РЖД и федеральных объектов насчитывается 18. Строительство остальных двух десятков путепроводов должно осуществляться на принципах софинансирования Ленобласти, федерального бюджета и РЖД в течение ближайших 10 лет.
– Сегодня много говорят об актуальности строительства КАД-2. В каком виде она нужна региону?
– Начнем с того, что КАД-2 фактически уже есть и носит название А-120 «Магистральная», а в простонародье называется «бетонкой». Ее южное полукольцо является федеральной собственностью, а северное полукольцо принадлежит региону. Однако существует версия о строительстве КАД-2, которую на самом деле можно назвать КАД-3, – она по замыслам должна проходить между А-120 и главной КАД.
Позиция Ленинградской области такова, что проект КАД-2 должен быть осуществлен на базе реконструкции автомобильной дороги А-120 «Магистральная». Не нужно ее делать 6-полосным автобаном, достаточно расширить до 2 полос в каждую сторону, сделать новые развязки, и это решит все проблемы с транзитом грузового транспорта.
Строительство КАД-2 – это не главный вопрос для Ленобласти. Намного актуальнее строительство и реконструкция «вылетных» дорог из Санкт-Петербурга. В первую очередь нужно организовать транспортные обходы населенных пунктов Новодевяткино, Мурино, Сертолово, Колтуши.
– Согласно планам Минрегиона РФ Ленобласть к 2015 году должна ввести 1,7 млн кв. м жилья, а в прошлом году было введено 1,07 млн кв. м. Как можно достичь той планки и не попасть в ситуацию, которая сложилась с Мурино?
– Это замечательно, что строится жилье, но не всякий квадратный метр статистики хорош. Если мы говорим о строительстве индивидуальных жилых домов, то здесь я согласен: чем больше – тем лучше. Но на сегодня рост объемов ввода идет в основном за счет таких проектов, как Мурино, то есть многоэтажек, расположенных близко к Санкт-Петербургу. И в этом случае погоня за цифрами статистики может нас вовлечь в гораздо большие проблемы.
На мой взгляд, чтобы достичь тех показателей, о которых говорит Минрегион, нужно вовлекать в оборот новые земли. Кроме того, важно изменить сознание застройщика, который пока настроен выжать как можно больше «квадратов» из каждого гектара земли. Если вдуматься, то в том же Мурино плотность застройки в 2,5 раза превышает аналогичные показатели по Санкт-Петербургу. Это безумие. В Ленобласти хватает земли. Важно направить инвестора на меньшую этажность по сравнению с тем, что он строит сейчас, и вовлекать больше площадей в хозяйственный оборот.
– По Мурино уже есть какие-то результаты проверки?
– Будут после 1 октября, и мы их обязательно обнародуем. Я считаю, что наша задача как органа государственной власти – информировать население о том, что покупка квартиры в том или ином месте для них в будущем будет связана с массой проблем.
Сегодня у застройщиков очень неплохая маржа. И они способны построить школу за свой счет. Однако мы не можем требовать этого от компаний, а можем только убеждать. Губернатор не случайно заявляет о том, что правительство готово идти навстречу – возвращать их же налоги в виде «социалки». По-моему, прекрасная схема.
– Ваше видение того, как должна развиваться отрасль производства строительных материалов в Ленинградской области.
– Мое принципиально мнение, что органам государственной власти в отрасли строительных материалов делать нечего. В Ленобласти очень развита индустрия строительных материалов – уже существуют или строятся новые производства цемента, газобетона, кирпича. По производству щебня Ленобласть занимает второе место в России после Урала. Главная задача власти – это не мешать развитию отрасли.
– В органы исполнительной власти Вы пришли из бизнеса. Теперь, оказавшись в кресле чиновника, чего Вы ждете от профессионального строительного сообщества, то есть как Вам видится дальнейшая работа в связке «власть – строительный бизнес»?
– Любая власть существует на деньги налогоплательщиков, а главным налогоплательщиком является бизнес. Соответственно, я искренне убежден в том, что, во-первых, власть должна оказывать содействие и создавать равные для всех субъектов предпринимательской деятельности условия для развития. Во-вторых, власть не должна мешать тому, что осуществляется в рамках закона.
– Кстати, «дорожная карта» в строительстве будет способствовать тому, чтобы не мешать?
– Наше общество слишком молодое с точки зрения ответственности за свои поступки. Хороший пример – дачная амнистия. Все превратилось в то, что под видом ИЖС, которое не требует экспертизы и имеет уведомительный характер регистрации, стали строить многоквартирные дома. Вот и с «дорожной картой» нужно быть осторожными, чтобы не началась очередная «вакханалия».
– Георгий Игоревич, Вы почти 4 месяца работаете в должности вице-губернатора Ленинградской области по строительству и, что называется, вжились во все проблемы региона. Какие вопросы подведомственный Вам строительный комплекс должен решить в первую очередь?
– Я не могу сказать, что я уже «вжился» во все проблемы Ленобласти. Но по курируемой мною сфере я бы обозначил два главных приоритета. Первый из них касается дорожного хозяйства. Очевидно, что региону необходим новый подход к системе управления автомобильными дорогами. С точки зрения нагрузок и интенсивности эксплуатации все магистрали разные, поэтому нужен разный подход к их содержанию и ремонту. Так, на федеральных дорогах существуют 6 видов ремонтов, а у нас всего 1. Для начала нужно создать современную интерактивную информационную базу региональных автомобильных дорог, на основе которой выстраивать систему управления.
Второй приоритет касается градостроительной политики. На мой взгляд, в особенности по ближайшим к Санкт-Петербургу районам Ленобласти – Всеволожскому, Ломоносовскому, Тосненскому, отчасти Кировскому – необходимо вырабатывать комплексный подход к градостроительству. В Санкт-Петербурге есть Генеральный план и Правила землепользования и застройки для всего города. А в Ленобласти, если следовать букве закона, такие документы должны быть у каждого из 222 муниципальных образований. В процессе строительства получается, что дома в сельских поселениях растут, а ни дорог, ни социальных объектов нет. Эти проблемы нужно решать как можно быстрее, чтобы в недалеком будущем они не превратились в катастрофу. Поэтому сегодня мы должны выстроить понятную градостроительную политику. Мы делаем упор на строительстве социальных объектов – детских садов, школ и т. д. И застройщикам предлагаются удобные схемы сотрудничества по этому вопросу. Например, в обмен на уплату налогов в бюджет региона строить соцобъекты.
– А где взять деньги на региональные дороги?
– Если говорить о привлечении частного капитала, то это не очень актуально для Ленобласти, где интенсивность движения вряд ли позволит говорить об окупаемости частных проектов в сфере транспортного строительства.
В связи с этим сегодня существуют три основных источника финансирования: областной бюджет, федеральное софинансирование в рамках работы Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, и отчисления, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов. Например, у нас существует соглашение, согласно которому Газпром перечисляет в бюджет Ленобласти только по проектам, связанным со строительством первых двух очередей трубопровода «Северный поток», порядка 800 млн рублей. Позиция Газпрома очень конструктивна: компания понимает, что в процессе строительства дорогам наносится ущерб, и она готова его компенсировать.
К сожалению, пока мы не находим такого взаимопонимания с ОАО «РЖД», которое реализует несколько серьезных проектов на территории области. Например, строительство маршрута Мга – Гатчина – Вейнмарн – Ивангород решает вопросы железнодорожной инфраструктуры, ведущей к порту Усть-Луга. Второй проект связан с выносом грузового движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская из-за пуска скоростного поезда «Аллегро». Там строится новая ветка Лосево – Каменногорск и реконструируется существующая ветка Выборг – Каменногорск. Ущерб дорогам наносится колоссальный. Но мы будем продолжать работать с инвесторами и убеждать их в том, что необходимо участвовать в реконструкции дорог.
– А за чей счет будут строиться путепроводы, которых не хватает Ленобласти?
– Действительно, давно обсуждается, что в Ленобласти на разных железных дорогах необходимо построить порядка 40 путепроводов. Однако мы готовим новую концепцию, согласно которой эти объекты нужно разделить по зонам ответственности того или иного субъекта правоотношений или органа власти.
Мы убеждены и будем продолжать настаивать, что часть этих путепроводов должна включаться в проекты реконструкции и строиться за счет ОАО «РЖД». Именно инициатор любого проекта должен решать все вопросы, связанные со смежниками.
Вторая группа путепроводов – это те, которые должны быть построены в соответствии с новым техническим регламентом «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», который вступает в действие с 1 января 2013 года. На наш взгляд, они должны строиться за счет федерального бюджета. В сумме объектов РЖД и федеральных объектов насчитывается 18. Строительство остальных двух десятков путепроводов должно осуществляться на принципах софинансирования Ленобласти, федерального бюджета и РЖД в течение ближайших 10 лет.
– Сегодня много говорят об актуальности строительства КАД-2. В каком виде она нужна региону?
– Начнем с того, что КАД-2 фактически уже есть и носит название А-120 «Магистральная», а в простонародье называется «бетонкой». Ее южное полукольцо является федеральной собственностью, а северное полукольцо принадлежит региону. Однако существует версия о строительстве КАД-2, которую на самом деле можно назвать КАД-3, – она по замыслам должна проходить между А-120 и главной КАД.
Позиция Ленинградской области такова, что проект КАД-2 должен быть осуществлен на базе реконструкции автомобильной дороги А-120 «Магистральная». Не нужно ее делать 6-полосным автобаном, достаточно расширить до 2 полос в каждую сторону, сделать новые развязки, и это решит все проблемы с транзитом грузового транспорта.
Строительство КАД-2 – это не главный вопрос для Ленобласти. Намного актуальнее строительство и реконструкция «вылетных» дорог из Санкт-Петербурга. В первую очередь нужно организовать транспортные обходы населенных пунктов Новодевяткино, Мурино, Сертолово, Колтуши.
– Согласно планам Минрегиона РФ Ленобласть к 2015 году должна ввести 1,7 млн кв. м жилья, а в прошлом году было введено 1,07 млн кв. м. Как можно достичь той планки и не попасть в ситуацию, которая сложилась с Мурино?
– Это замечательно, что строится жилье, но не всякий квадратный метр статистики хорош. Если мы говорим о строительстве индивидуальных жилых домов, то здесь я согласен: чем больше – тем лучше. Но на сегодня рост объемов ввода идет в основном за счет таких проектов, как Мурино, то есть многоэтажек, расположенных близко к Санкт-Петербургу. И в этом случае погоня за цифрами статистики может нас вовлечь в гораздо большие проблемы.
На мой взгляд, чтобы достичь тех показателей, о которых говорит Минрегион, нужно вовлекать в оборот новые земли. Кроме того, важно изменить сознание застройщика, который пока настроен выжать как можно больше «квадратов» из каждого гектара земли. Если вдуматься, то в том же Мурино плотность застройки в 2,5 раза превышает аналогичные показатели по Санкт-Петербургу. Это безумие. В Ленобласти хватает земли. Важно направить инвестора на меньшую этажность по сравнению с тем, что он строит сейчас, и вовлекать больше площадей в хозяйственный оборот.
– По Мурино уже есть какие-то результаты проверки?
– Будут после 1 октября, и мы их обязательно обнародуем. Я считаю, что наша задача как органа государственной власти – информировать население о том, что покупка квартиры в том или ином месте для них в будущем будет связана с массой проблем.
Сегодня у застройщиков очень неплохая маржа. И они способны построить школу за свой счет. Однако мы не можем требовать этого от компаний, а можем только убеждать. Губернатор не случайно заявляет о том, что правительство готово идти навстречу – возвращать их же налоги в виде «социалки». По-моему, прекрасная схема.
– Ваше видение того, как должна развиваться отрасль производства строительных материалов в Ленинградской области.
– Мое принципиально мнение, что органам государственной власти в отрасли строительных материалов делать нечего. В Ленобласти очень развита индустрия строительных материалов – уже существуют или строятся новые производства цемента, газобетона, кирпича. По производству щебня Ленобласть занимает второе место в России после Урала. Главная задача власти – это не мешать развитию отрасли.
– В органы исполнительной власти Вы пришли из бизнеса. Теперь, оказавшись в кресле чиновника, чего Вы ждете от профессионального строительного сообщества, то есть как Вам видится дальнейшая работа в связке «власть – строительный бизнес»?
– Любая власть существует на деньги налогоплательщиков, а главным налогоплательщиком является бизнес. Соответственно, я искренне убежден в том, что, во-первых, власть должна оказывать содействие и создавать равные для всех субъектов предпринимательской деятельности условия для развития. Во-вторых, власть не должна мешать тому, что осуществляется в рамках закона.
– Кстати, «дорожная карта» в строительстве будет способствовать тому, чтобы не мешать?
– Наше общество слишком молодое с точки зрения ответственности за свои поступки. Хороший пример – дачная амнистия. Все превратилось в то, что под видом ИЖС, которое не требует экспертизы и имеет уведомительный характер регистрации, стали строить многоквартирные дома. Вот и с «дорожной картой» нужно быть осторожными, чтобы не началась очередная «вакханалия».
рубрика:
Власть
автор:
Лидия Горборукова