Кто проверяет дорожную одежду?
Что ни говори, но наши дороги в большинстве своем имеют некачественное покрытие. Асфальт – покореженный и разбитый, латанный-перелатанный, давно никого не устраивает: ни автомобилистов, ни пешеходов.
Но согласитесь, в последнее время значительно улучшилось качество асфальтового покрытия, появились дороги, которые уже служат больше пяти-семи лет, не имея нареканий. Можно с уверенностью назвать, к примеру, Английскую набережную, условно пешеходную Малую Конюшенную, на которой вот уже почти десять лет пусть не гоняют, но постоянно ездят легковые автомобили. И ничего, выдерживают и асфальт, и тротуарная плитка. Безусловно, улиц с хорошим асфальтобетоном значительно меньше, чем плохих. Но так хочется верить, что наши дороги в ближайшие 10-15 лет ничем не будут уступать зарубежным, если, конечно, все финансирование пойдет по нужному руслу.
Между тем, в стране давно существуют службы, проверяющие качество грунтов, различных строительных материалов, которые служат основой для будущей дороги. К примеру, в Испытательном центре «Дорсервис» есть несколько лабораторий, проводящих контроль качества работ, испытания строительных материалов и конструкций.
ЛабораториЯ грунтов
Прежде чем строить будущую трассу или расширить дорогу, при проектировании нужно знать геологический разрез почвы, что собой представляют грунты на данном участке. При проведении инженерно-геологических работ заказчик просит исследовать грунт. По данным бурения отбираются пробы. По заданию геологов определенное количество проб грунтов привозят в лабораторию, и там уже проделывается комплекс физических или физико-механических работ. В ходе опытов проверяется плотность частиц, гранулометрический состав, естественная влажность, число пластичности, текучесть, пористость, сдвиги.
Когда нужно исследовать заторфованный участок, проводится зондирование болота, проводится выемка грунта, торфа глубиной до четырех метров. Очень важно, чтобы в лабораторию привезли хороший материал. На основании геологических исследований можно определить, какой высоты делать насыпь, возможно, необходимо осушить болотистый участок либо сделать выборку грунтов.
Монолиты представляют собой породу с ненарушенной структурой. Для их исследования круглый керн достается из скважины, вырезается, уплотняется и укладывается в контейнер. Также проводятся компрессионные испытания. В лаборатории в процессе исследования выявляют, из чего они состоят. Это может быть супесь, суглинок или песок. Хорошо, когда встречается кембрийская глина. Она прекрасно подходит при работе с искусственными сооружениями, ведь для них проводится бурение глубиной до 40 метров. Кембрийская глина идеальна при строительстве путепроводов, мостовых сооружений.
По результатам исследований и опытов геологи отстраивают разрезы по трассе: как продольные, так и секущие. Составляют отчеты, которые проходят соответствующие контролирующие инстанции. Впоследствии отчеты, в которых дается заключение на проведение работ, передаются проектным организациям.
МобильнаЯ лабораториЯ
Она существует для того, чтобы специалисты могли выехать на объект и на месте произвести исследования. К примеру, песок имеет три вида, и не каждый из них может подойти для строительства дорожной одежды. Бывает, что заказчик, покупая песок лучшего качества, взамен получает от поставщиков песок или щебень несоответствующего качества и уступающий по цене.
В споре третейским судьей выступает лаборатория песка, строительных материалов, которая проверяет требования по фильтрации, уплотнению. Если недобросовестные дорожные строительные организации все-таки используют песок, щебень не той фракции, это становится видно уже через некоторое время. На дороге появляется колейность, в некоторых местах – углубления и выемки. По просьбе заказчика специалисты лаборатории выезжают на объект и проводят исследования на коэффициент уплотнения и фильтрации. Существует прибор скоростной проверки песчаного основания «Кондор». Этот прибор определяет места, в которых уплотнение недостаточное. Чтобы получить нужный результат, при проверке объекта используют катки с вибрацией и без. К примеру, после того, как каток проезжает по дороге три раза, отбирают пробу первый раз. После второй трехразовой прокатки еще раз отбирают пробу; после третьей – берут пробу последний раз.
После этого дают заказчикам рекомендации, как работать с техникой. На основании заключения заказчик подписывает с подрядчиком акт на скрытые работы, в которой последний обязуется выполнить работы по исправлению недостатков (если таковые имеются) в течение определенного времени. Или же обязуется в течение нескольких лет эксплуатации дороги делать текущий ремонт.
Асфальтобетон, который всегда на виду
Несомненно, асфальтобетон является последним одеянием дороги. Уже по качеству смеси можно судить, будет ли дорога крепкой, или нет. На самом деле, существуют нормы, по которым следует определять качество всех слоев асфальтобетона. Причем эти нормы различны для городских, внегородских и федеральных дорог.
Если нужно проверить качество городских дорог, как правило, заказчики сами привозят в лабораторию определенное количество проб. Их вырезают специальной бурильной установкой с определенного участка. По краю разреза керна (вырубки) видны слои: на городских дорогах асфальтобетон двухслойный, на федеральных – трехслойный. Как правило, представляются три образца с ненарушенной структурой. В лаборатории формуют образцы разного диаметра и получают эталонный образец. Средняя плотность в монолите и средняя плотность усредненного образца для разных типов покрытий отличаются по коэффициенту уплотнения.
Если асфальт принимает много жидкости, значит, у него много пор. Здесь же в лаборатории проверяют качество битума. В ГОСТе есть специальная сетка, по которой определяется область ограничения. Если область ограничения не попадает в норматив, значит, асфальтовое покрытие некачественное. Конечно, существует и Технадзор, который проверяет качество дорожной одежды, и правила, по которым укладка асфальта должна производиться при определенном температурном режиме. Если смесь остывает, а подрядчик все равно использует ее, то такая дорога долго не прослужит. Как правило, в последние годы за этим строго следят.
И наконец
Если вы все-таки видите новые дороги, уложенные некачественным асфальтом, дороги, где проваливаются машины, знайте, это произошло из-за некачественной работы недобросовестных служб. А что касается дорог, отслуживших свое, ясно одно – им пора менять одежду.
Автор: Марианна Рахман
Но согласитесь, в последнее время значительно улучшилось качество асфальтового покрытия, появились дороги, которые уже служат больше пяти-семи лет, не имея нареканий. Можно с уверенностью назвать, к примеру, Английскую набережную, условно пешеходную Малую Конюшенную, на которой вот уже почти десять лет пусть не гоняют, но постоянно ездят легковые автомобили. И ничего, выдерживают и асфальт, и тротуарная плитка. Безусловно, улиц с хорошим асфальтобетоном значительно меньше, чем плохих. Но так хочется верить, что наши дороги в ближайшие 10-15 лет ничем не будут уступать зарубежным, если, конечно, все финансирование пойдет по нужному руслу.
Между тем, в стране давно существуют службы, проверяющие качество грунтов, различных строительных материалов, которые служат основой для будущей дороги. К примеру, в Испытательном центре «Дорсервис» есть несколько лабораторий, проводящих контроль качества работ, испытания строительных материалов и конструкций.
ЛабораториЯ грунтов
Прежде чем строить будущую трассу или расширить дорогу, при проектировании нужно знать геологический разрез почвы, что собой представляют грунты на данном участке. При проведении инженерно-геологических работ заказчик просит исследовать грунт. По данным бурения отбираются пробы. По заданию геологов определенное количество проб грунтов привозят в лабораторию, и там уже проделывается комплекс физических или физико-механических работ. В ходе опытов проверяется плотность частиц, гранулометрический состав, естественная влажность, число пластичности, текучесть, пористость, сдвиги.
Когда нужно исследовать заторфованный участок, проводится зондирование болота, проводится выемка грунта, торфа глубиной до четырех метров. Очень важно, чтобы в лабораторию привезли хороший материал. На основании геологических исследований можно определить, какой высоты делать насыпь, возможно, необходимо осушить болотистый участок либо сделать выборку грунтов.
Монолиты представляют собой породу с ненарушенной структурой. Для их исследования круглый керн достается из скважины, вырезается, уплотняется и укладывается в контейнер. Также проводятся компрессионные испытания. В лаборатории в процессе исследования выявляют, из чего они состоят. Это может быть супесь, суглинок или песок. Хорошо, когда встречается кембрийская глина. Она прекрасно подходит при работе с искусственными сооружениями, ведь для них проводится бурение глубиной до 40 метров. Кембрийская глина идеальна при строительстве путепроводов, мостовых сооружений.
По результатам исследований и опытов геологи отстраивают разрезы по трассе: как продольные, так и секущие. Составляют отчеты, которые проходят соответствующие контролирующие инстанции. Впоследствии отчеты, в которых дается заключение на проведение работ, передаются проектным организациям.
МобильнаЯ лабораториЯ
Она существует для того, чтобы специалисты могли выехать на объект и на месте произвести исследования. К примеру, песок имеет три вида, и не каждый из них может подойти для строительства дорожной одежды. Бывает, что заказчик, покупая песок лучшего качества, взамен получает от поставщиков песок или щебень несоответствующего качества и уступающий по цене.
В споре третейским судьей выступает лаборатория песка, строительных материалов, которая проверяет требования по фильтрации, уплотнению. Если недобросовестные дорожные строительные организации все-таки используют песок, щебень не той фракции, это становится видно уже через некоторое время. На дороге появляется колейность, в некоторых местах – углубления и выемки. По просьбе заказчика специалисты лаборатории выезжают на объект и проводят исследования на коэффициент уплотнения и фильтрации. Существует прибор скоростной проверки песчаного основания «Кондор». Этот прибор определяет места, в которых уплотнение недостаточное. Чтобы получить нужный результат, при проверке объекта используют катки с вибрацией и без. К примеру, после того, как каток проезжает по дороге три раза, отбирают пробу первый раз. После второй трехразовой прокатки еще раз отбирают пробу; после третьей – берут пробу последний раз.
После этого дают заказчикам рекомендации, как работать с техникой. На основании заключения заказчик подписывает с подрядчиком акт на скрытые работы, в которой последний обязуется выполнить работы по исправлению недостатков (если таковые имеются) в течение определенного времени. Или же обязуется в течение нескольких лет эксплуатации дороги делать текущий ремонт.
Асфальтобетон, который всегда на виду
Несомненно, асфальтобетон является последним одеянием дороги. Уже по качеству смеси можно судить, будет ли дорога крепкой, или нет. На самом деле, существуют нормы, по которым следует определять качество всех слоев асфальтобетона. Причем эти нормы различны для городских, внегородских и федеральных дорог.
Если нужно проверить качество городских дорог, как правило, заказчики сами привозят в лабораторию определенное количество проб. Их вырезают специальной бурильной установкой с определенного участка. По краю разреза керна (вырубки) видны слои: на городских дорогах асфальтобетон двухслойный, на федеральных – трехслойный. Как правило, представляются три образца с ненарушенной структурой. В лаборатории формуют образцы разного диаметра и получают эталонный образец. Средняя плотность в монолите и средняя плотность усредненного образца для разных типов покрытий отличаются по коэффициенту уплотнения.
Если асфальт принимает много жидкости, значит, у него много пор. Здесь же в лаборатории проверяют качество битума. В ГОСТе есть специальная сетка, по которой определяется область ограничения. Если область ограничения не попадает в норматив, значит, асфальтовое покрытие некачественное. Конечно, существует и Технадзор, который проверяет качество дорожной одежды, и правила, по которым укладка асфальта должна производиться при определенном температурном режиме. Если смесь остывает, а подрядчик все равно использует ее, то такая дорога долго не прослужит. Как правило, в последние годы за этим строго следят.
И наконец
Если вы все-таки видите новые дороги, уложенные некачественным асфальтом, дороги, где проваливаются машины, знайте, это произошло из-за некачественной работы недобросовестных служб. А что касается дорог, отслуживших свое, ясно одно – им пора менять одежду.
Автор: Марианна Рахман
рубрика:
Городская среда