Связь поколений, связь времен
Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Создание такого прекрасного города стало возможным благодаря строгой и продуманной градостроительной политике на протяжении всех прошедших трехсот лет. О том, как изменился город и каким нам предстоит его увидеть в будущем, рассказывает
главный художник Санкт-Петербурга
Георгий Шереметьев.
– Георгий Анатольевич, каким будет Санкт-Петербург в ближайшем будущем?
– За все эти 300 лет связь поколений, связь времен никогда не прерывалась, несмотря на смену строя. Поэтому у нас такой город.
Как вы сами видите, сейчас используется масса средств, чтобы Санкт-Петербург стал по-настоящему европейским городом, по-настоящему европейской столицей. Это видно во всех сферах жизни города, начиная с градостроительной политики и заканчивая эстетикой городской среды. В настоящее время Управлением по благоустройству и городскому ландшафту под руководством Ларисы Канунниковой разрабатывается концепция ландшафтного сценария Санкт-Петербурга. Она должна быть закончена в этом году. Эта концепция предполагает развитие зеленых зон Санкт-Петербурга на 25 будущих лет. Город думает на несколько шагов вперед – где у него будут зеленые насаждения и как он думает его благоустраивать.
– А как и где будет размещаться реклама, которая не всегда вызывает эстетическое наслаждение?
– Город принял правила содержания фасадов Санкт-Петербурга, это было в сентябре 2006 года. Согласно этим правилам мы начали выдавать паспорта на каждый фасад каждого здания. Уверен, что каждая улица Санкт-Петербурга, каждая магистраль рано или поздно превратится в хорошо скомпонованный с точки зрения колористики, с точки зрения размещения рекламы и вывесок единый ансамбль. Колористические паспорта на каждое здание (особенно в исторической части города) созданы на основании архивов, на основании расчисток. Это позволит видеть комплексное развитие каждой улицы. Кроме того, в паспорте здания указываются места, где возможно размещение рекламы, а также какого она будет размера, какого масштаба. Изначально заложено, что реклама не сможет диссонировать с фасадом. И если этот проект будет принят на уровне постановления правительства, то станет законом для Санкт-Петербурга. Это приведет к тому, что никто не будет предлагать рекламу вывески, идущую вразрез с фасадом, и, кроме того, уменьшится путь прохождения всей согласовательной документации. И нам уже не о чем будет спорить с заказчиками, потому что будет понятно, какие окна, какой фасад, какого размера реклама может быть у того или иного здания. Здесь самоуправство чиновников будет сведено к минимуму, потому что чиновник ничего не сможет сделать другого, кроме как разрешить то, что разрешено.
– Для каких улиц города разработаны такие колористические паспорта?
– До конца текущего года будут подготовлены графические материалы для формирования облика фасадов зданий по 15 магистралям города, это Московский проспект, Лиговский, Невский, Большой проспект Петроградской стороны, Большой проспект Васильевского острова, Каменноостровский, набережные… Рабочее название – концепция комплексного благоустройства Санкт-Петербурга. В результате этой работы каждая улица, каждый дом, каждый квартал будет иметь такую карту.
Недавно у меня на приеме был собственник здания, который привел такой аргумент: что розовый цвет – не мужской, давайте выкрасим здание в зеленый. А теперь, глядя на колерную карту, сразу видно, в какой цвет можно это здание выкрасить, а в какой уж точно нет. По этим правилам очень подробно расписано, что можно делать с фасадами, а что категорически нельзя.
– Изменится ли вид так называемых малых форм (скамеек, урн и т.д.)?
– Если говорить о городской мебели, то здесь мы тоже хотим, чтобы был комплексный подход. Мы разработали систему модулей, из которых можно набрать практически любой рисунок, любую композицию для любой улицы. Причем она может быть сделана из таких материалов, как то: бетон, керамогранит, шамот и другие недорогие материалы. Модульность – это возможность создания различных вариантов планирования, это очень удобно. Да и затраты на оснастку небольшие, потому что большой тираж. Эта мебель достаточно проста и из нее можно сделать любую изящную композицию. Кроме того, она может быть применима как для старого, так и для нового города, как для открытых пространств, так и для камерных – в закрытых садах и скверах, во дворах.
Наша городская мебель – это цветочницы, скамейки, источники освещения и т.д. Предлагается комплексное решение территории, чтобы, например, цветочница могла являться одновременно и скамейкой, чтобы одна и та же форма давала массу применений.
– Это пока на стадии проекта, или уже известны какие-то сроки появления новых форм городской мебели на улицах города?
– Сейчас мы готовим предложение на рассмотрение губернатора. Предполагается, что все это должно быть в работе к весне, когда начнутся закупки по госзаказу. Во всяком случае, это готовый каталог рекомендованных образцов – мы хотим, чтобы в городе было и разнообразие, и единство стиля, плюс к этому – это достаточно экономичные вещи.
– Планируется ли как-то видоизменять подсветку на улицах города?
– Подсветка делается только после того, как сделано хорошее, качественное освещение улицы, иногда, когда сделано хорошее освещение, подсветка нужна лишь для того, чтобы буквально чуть-чуть подчеркнуть карнизную часть, обозначить контур.
Невский проспект – центральная улица, и он просто залит подсветкой. По остальным улицам города мы собираемся работать по принципу «яростной подсветки». Как правило, по первому этажу домов идут витрины с освещением, затем есть уличное освещение. В данном случае мы хотим подсветить, подчеркнуть карниз – когда мы вечером идем по ярко освещенной улице, то верхняя часть домов уходит в небо, растворяется, и получается достаточно узкая щель. Человек на такой улице испытывает малокомфортное состояние. А если мы чуть-чуть отчеркнем состояние улицы, то подсветка сработает как большой красивый купол, и не будет ощущения, что идешь по высокой длинной щели.
Например, такой карниз сделан на Главном штабе на Дворцовой площади, когда мы светом подчеркнули только карниз и портики, стала подчеркнутой и сама архитектура.
Вот разработка такой подсветки Московского проспекта. Здесь сразу видно, как формируется улица, где перекрестки, где доминанты. Мы подчеркиваем архитектуру, мы идем от архитектуры, потому что это трехсотлетний генплан, и одно вытекает из другого, и это и есть единая градостроительная политика.
Этот проект предполагает, что подсветка пойдет от центра к окраинам, хотя сейчас уже делаем проекты подсветки целиком на улицы, кварталы. Но это все равно будет единый проект.
– Видоизменятся ли номерные знаки на домах?
– По номерным знакам на зданиях исторической застройки мы предлагаем использовать принцип ремейка исторического знака, но в то же время увеличили его читаемость, провели исследование – какие шрифты наиболее читаемы – и предлагаем несколько вариантов. А за счет небольших деталей (тех же клепок) делается реверанс историческому стилю как на модерне, как на классике, так и на барокко.
Новые знаки будут и в новых районах. Но там мы бы хотели сделать их более информационными, поскольку в новых районах существует проблема нахождения корпусов одного и того же дома. Мы предлагаем делать схемы под знаками на тех зданиях, которые стоят на углу квартала, чтобы вы, подходя к зданию, знали, где расположены корпуса этого дома. Это будут большие по размерам знаки, около 1-1,5 метров шириной.
Ориентировочно в середине января будущего года мы надеемся эту работу представить на рассмотрение губернатора.
– Появятся ли в городе новые памятники?
– Сейчас мы готовим проект постановления правительства. Это положение по установке памятников в Санкт-Петербурге. Хотим окончательно утвердить ту систему, которая уже сложилась в Санкт-Петербурге. В документе будет конкретно расписано, какие комитеты и за что конкретно будут отвечать. Мы хотим, чтобы было пошаговое принятие решений по установке памятников в городе. Сейчас памятников значительно меньше. В этом году художественная секция комитета рассматривала около 10 памятников. Согласитесь, для такого города, как Санкт-Петербург, это не много.
Недавно приходили ветераны различных спецподразделений – это те люди, которые защищают общество от террористов или других нештатных ситуаций. Они хотят установить памятник всем погибшим воинам спецподразделений. И я думаю, что идея достаточно хорошая.
Автор:
главный художник Санкт-Петербурга
Георгий Шереметьев.
– Георгий Анатольевич, каким будет Санкт-Петербург в ближайшем будущем?
– За все эти 300 лет связь поколений, связь времен никогда не прерывалась, несмотря на смену строя. Поэтому у нас такой город.
Как вы сами видите, сейчас используется масса средств, чтобы Санкт-Петербург стал по-настоящему европейским городом, по-настоящему европейской столицей. Это видно во всех сферах жизни города, начиная с градостроительной политики и заканчивая эстетикой городской среды. В настоящее время Управлением по благоустройству и городскому ландшафту под руководством Ларисы Канунниковой разрабатывается концепция ландшафтного сценария Санкт-Петербурга. Она должна быть закончена в этом году. Эта концепция предполагает развитие зеленых зон Санкт-Петербурга на 25 будущих лет. Город думает на несколько шагов вперед – где у него будут зеленые насаждения и как он думает его благоустраивать.
– А как и где будет размещаться реклама, которая не всегда вызывает эстетическое наслаждение?
– Город принял правила содержания фасадов Санкт-Петербурга, это было в сентябре 2006 года. Согласно этим правилам мы начали выдавать паспорта на каждый фасад каждого здания. Уверен, что каждая улица Санкт-Петербурга, каждая магистраль рано или поздно превратится в хорошо скомпонованный с точки зрения колористики, с точки зрения размещения рекламы и вывесок единый ансамбль. Колористические паспорта на каждое здание (особенно в исторической части города) созданы на основании архивов, на основании расчисток. Это позволит видеть комплексное развитие каждой улицы. Кроме того, в паспорте здания указываются места, где возможно размещение рекламы, а также какого она будет размера, какого масштаба. Изначально заложено, что реклама не сможет диссонировать с фасадом. И если этот проект будет принят на уровне постановления правительства, то станет законом для Санкт-Петербурга. Это приведет к тому, что никто не будет предлагать рекламу вывески, идущую вразрез с фасадом, и, кроме того, уменьшится путь прохождения всей согласовательной документации. И нам уже не о чем будет спорить с заказчиками, потому что будет понятно, какие окна, какой фасад, какого размера реклама может быть у того или иного здания. Здесь самоуправство чиновников будет сведено к минимуму, потому что чиновник ничего не сможет сделать другого, кроме как разрешить то, что разрешено.
– Для каких улиц города разработаны такие колористические паспорта?
– До конца текущего года будут подготовлены графические материалы для формирования облика фасадов зданий по 15 магистралям города, это Московский проспект, Лиговский, Невский, Большой проспект Петроградской стороны, Большой проспект Васильевского острова, Каменноостровский, набережные… Рабочее название – концепция комплексного благоустройства Санкт-Петербурга. В результате этой работы каждая улица, каждый дом, каждый квартал будет иметь такую карту.
Недавно у меня на приеме был собственник здания, который привел такой аргумент: что розовый цвет – не мужской, давайте выкрасим здание в зеленый. А теперь, глядя на колерную карту, сразу видно, в какой цвет можно это здание выкрасить, а в какой уж точно нет. По этим правилам очень подробно расписано, что можно делать с фасадами, а что категорически нельзя.
– Изменится ли вид так называемых малых форм (скамеек, урн и т.д.)?
– Если говорить о городской мебели, то здесь мы тоже хотим, чтобы был комплексный подход. Мы разработали систему модулей, из которых можно набрать практически любой рисунок, любую композицию для любой улицы. Причем она может быть сделана из таких материалов, как то: бетон, керамогранит, шамот и другие недорогие материалы. Модульность – это возможность создания различных вариантов планирования, это очень удобно. Да и затраты на оснастку небольшие, потому что большой тираж. Эта мебель достаточно проста и из нее можно сделать любую изящную композицию. Кроме того, она может быть применима как для старого, так и для нового города, как для открытых пространств, так и для камерных – в закрытых садах и скверах, во дворах.
Наша городская мебель – это цветочницы, скамейки, источники освещения и т.д. Предлагается комплексное решение территории, чтобы, например, цветочница могла являться одновременно и скамейкой, чтобы одна и та же форма давала массу применений.
– Это пока на стадии проекта, или уже известны какие-то сроки появления новых форм городской мебели на улицах города?
– Сейчас мы готовим предложение на рассмотрение губернатора. Предполагается, что все это должно быть в работе к весне, когда начнутся закупки по госзаказу. Во всяком случае, это готовый каталог рекомендованных образцов – мы хотим, чтобы в городе было и разнообразие, и единство стиля, плюс к этому – это достаточно экономичные вещи.
– Планируется ли как-то видоизменять подсветку на улицах города?
– Подсветка делается только после того, как сделано хорошее, качественное освещение улицы, иногда, когда сделано хорошее освещение, подсветка нужна лишь для того, чтобы буквально чуть-чуть подчеркнуть карнизную часть, обозначить контур.
Невский проспект – центральная улица, и он просто залит подсветкой. По остальным улицам города мы собираемся работать по принципу «яростной подсветки». Как правило, по первому этажу домов идут витрины с освещением, затем есть уличное освещение. В данном случае мы хотим подсветить, подчеркнуть карниз – когда мы вечером идем по ярко освещенной улице, то верхняя часть домов уходит в небо, растворяется, и получается достаточно узкая щель. Человек на такой улице испытывает малокомфортное состояние. А если мы чуть-чуть отчеркнем состояние улицы, то подсветка сработает как большой красивый купол, и не будет ощущения, что идешь по высокой длинной щели.
Например, такой карниз сделан на Главном штабе на Дворцовой площади, когда мы светом подчеркнули только карниз и портики, стала подчеркнутой и сама архитектура.
Вот разработка такой подсветки Московского проспекта. Здесь сразу видно, как формируется улица, где перекрестки, где доминанты. Мы подчеркиваем архитектуру, мы идем от архитектуры, потому что это трехсотлетний генплан, и одно вытекает из другого, и это и есть единая градостроительная политика.
Этот проект предполагает, что подсветка пойдет от центра к окраинам, хотя сейчас уже делаем проекты подсветки целиком на улицы, кварталы. Но это все равно будет единый проект.
– Видоизменятся ли номерные знаки на домах?
– По номерным знакам на зданиях исторической застройки мы предлагаем использовать принцип ремейка исторического знака, но в то же время увеличили его читаемость, провели исследование – какие шрифты наиболее читаемы – и предлагаем несколько вариантов. А за счет небольших деталей (тех же клепок) делается реверанс историческому стилю как на модерне, как на классике, так и на барокко.
Новые знаки будут и в новых районах. Но там мы бы хотели сделать их более информационными, поскольку в новых районах существует проблема нахождения корпусов одного и того же дома. Мы предлагаем делать схемы под знаками на тех зданиях, которые стоят на углу квартала, чтобы вы, подходя к зданию, знали, где расположены корпуса этого дома. Это будут большие по размерам знаки, около 1-1,5 метров шириной.
Ориентировочно в середине января будущего года мы надеемся эту работу представить на рассмотрение губернатора.
– Появятся ли в городе новые памятники?
– Сейчас мы готовим проект постановления правительства. Это положение по установке памятников в Санкт-Петербурге. Хотим окончательно утвердить ту систему, которая уже сложилась в Санкт-Петербурге. В документе будет конкретно расписано, какие комитеты и за что конкретно будут отвечать. Мы хотим, чтобы было пошаговое принятие решений по установке памятников в городе. Сейчас памятников значительно меньше. В этом году художественная секция комитета рассматривала около 10 памятников. Согласитесь, для такого города, как Санкт-Петербург, это не много.
Недавно приходили ветераны различных спецподразделений – это те люди, которые защищают общество от террористов или других нештатных ситуаций. Они хотят установить памятник всем погибшим воинам спецподразделений. И я думаю, что идея достаточно хорошая.
Автор:
рубрика:
Тенденции и перспективы