Первый из региональных

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко внесла на рассмотрение Законодательного собрания проект закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который регулирует взаимоотношения города и инвесторов при реализации социально значимых проектов. Законопроект был принят депутатами за основу 6 декабря, до конца года он должен пройти три чтения.
О причинах появления нового правового документа и его отличиях от федерального аналога мы беседуем с одним из разработчиков законопроекта, начальником сектора правового обеспечения Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Виктором Васильевым.
– Виктор Михайлович, почему возникла необходимость разработки петербургского законопроекта о государственно-частном партнерстве?
– Когда началась работа над этим документом, еще не существовало федерального закона «О концессионных соглашениях», появившегося только в 2005 году. Планировалось предварить изменения федерального законодательства разработкой проекта закона Санкт-Петербурга, касающегося именно концессионного инвестирования. Работа над проектом городского закона заняла около трех лет. За это время появился федеральный закон, и мы увидели, что в нем предусмотрена только одна гражданско-правовая модель – BTO (Build, Transfer & Operate), согласно которой инвестор строит объект, передает его государству, а потом использует. Под концессиями подразумевалось более узкое понятие, чем это принято в мире.
– Чем петербургские власти не устраивает схема взаимодействия с инвесторами, описанная в федеральном законе?
– Она устраивает, но у города появилась возможность не ограничивать себя ее рамками. Законопроект идет в развитие норм Гражданского кодекса, в первую очередь, нормы о свободе договора, на базе которой возник и федеральный закон о концессиях. В законопроекте об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах предусматриваются модели, выработанные мировой практикой, когда имущество, построенное за счет частных инвестиций, может некоторое время находиться в собственности партнера города.
– Какое время сможет инвестор использовать объекты, строительство которых регламентируется законом о ГЧП?
– Сроки будут оговариваться концессионным договором, максимальный – 49 лет, после чего объект перейдет в собственность города.
– Этот законопроект разрабатывался специально под крупные городские проекты?
– Что первично – проект или законодательство? Юристы считают, что первично законодательство, а девелоперы говорят, что первичен проект, и законодательство можно под него корректировать. В нашем случае процесс шел параллельно. Инвестпроекты показывали, какие корректировки нужно внести в готовящейся правовой акт, а юридические конструкции, заложенные в законопроекте, создавались ради возникновения как можно большего числа инвестиционных проектов.
– Законопроект совсем недавно был передан на рассмотрение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, но в городе уже есть прецеденты государственно-частного партнерства.
– Под государственно-частным партнерством во всем мире понимается то, что у нас давно прижилось и реализуется как нечто рядовое: например, реконструкция зданий. Но сейчас уже принято говорить о ГЧП при реализации крупных инвестиционных проектов, первым из которых в Петербурге стало строительство Юго-Западных очистных сооружений. Строительство пассажирского порта на намывной территории Васильевского острова также реализуется по этому принципу. Но Орловский тоннель и Западный скоростной диаметр впервые в России будут строиться по федеральной концессионной схеме.
– Когда планируется рассмотрение законопроекта городскими депутатами?
– Принято Постановление правительства Санкт-Петербурга №1429 от 28 ноября 2006 года. Законопроект передан в Законодательное собрание, и мы надеемся, что он будет рассмотрен в кратчайшие сроки.
– Что изменится после того, как закон о ГЧП вступит в силу?
– Пока трудно говорить о практике применения этого закона, но мы уверены, что с юридической точки зрения в Санкт-Петербурге появится новый блок возможных схем инвестирования, и это будет относиться не только к сфере строительства. Станет возможным частное предоставление таких услуг, которые в настоящее время относят исключительно к прерогативе государства.
Пока ни у одного из субъектов Российской Федерации нет подобных законов. Возможно, наш пример сможет повлиять на изменения в федеральном законодательстве.
– До настоящего времени государственно-частные проекты регламентировались федеральным законодательством?
– Частично – федеральным, частично – на уровне Санкт-Петербурга. В каждом конкретном случае разрабатывался особый договор с городом. В связи с существующей динамикой появления инвестиционных проектов новый закон после его принятия сможет активно применяться как к масштабным городским проектам, так и к рядовым, поскольку будет создан единый понятный механизм взаимодействия инвестора с государством, и наоборот.

Автор: Вероника Шеменева
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.