Надземному экспрессу – путевку в жизнь

Не так давно Валентина Матвиенко провела совещание по итогам разработки «Обоснования инвестиций и дальнейшего развития проекта строительства нового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс». В совещании участвовали вице-губернаторы Юрий Молчанов и Александр Полукеев, руководители подведомственных им Комитетов, главы пяти районов, по территории которых пройдет трасса экспресса, разработчики проекта, а также представители страсбургской компании Transelour, вероятного поставщика современных средств передвижения.
В ходе совещания было принято принципиальное решение о строительстве надземного экспресса. Губернатор сообщила, что после обсуждения в Министерстве транспорта и Министерстве экономического развития и торговли проект получил одобрение этих ведомств. В случае успешной реализации в Петербурге он может быть распространен по всей стране. На совещании был утвержден маршрут нового вида транспорта.
Первая очередь соединит пять южных районов города: Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский – от квартала «Балтийская жемчужина» до станции метро «Обухово». Предполагается, что трасса будет сооружаться в три этапа: первый – от «Балтийской жемчужины» до проспекта Народного Ополчения, второй – продление трассы до станции метро «Купчино», третий – дальше до станции метро «Обухово». В этом случае вся трасса будет введена в строй не ранее конца 2011 года. Но возможен и иной вариант, когда все три этапа начнут строиться одновременно. Такое будет возможно, если найдется богатый инвестор, способный оплачивать все три части трассы одновременно. Тогда к 2010 году петербуржцы получат не кусочек трассы, а всю ее целиком.
Все-таки над землей
Общая протяженность первой очереди 26,5 км, из которых 19 км пройдет по эстакадам. На всем протяжении планируется создать 14 остановок, в том числе три – на земле. Средняя скорость движения составит ориентировочно 33 км/час. В дальнейшем маршрут может быть продлен до проспекта Большевиков и далее до залива на севере Приморского района, то есть станет своеобразным заменителем кольцевой линии метро.
Совещание проходило в хорошем темпе, выступающие придерживались регламента. Председатель Комитета по стратегическим инвестициям Максим Соколов бодро доложил: «Мы работали над проектом почти полтора года. Он выполнен на самом высоком уровне международных стандартов. Обоснование инвестиций – это первый этап. В настоящее время занимаемся разработкой финансовой модели по схеме ГЧП. Все необходимые согласования получены».
Отвечая на вопросы губернатора, Максим Соколов сообщил, что ТЭО выполнено на два вида транспорта: современный трамвай и трамвай на резиновой подушке. По стоимости они примерно одинаковы, но если в первом случае стоимость подвижного состава в цене проекта всего 8 процентов (17 и 1,5 млрд рублей соответственно), то во втором – цена подвижного состава составляет примерно 22 процента всего проекта (14 и 4 млрд рублей). Между тем, строительство трассы для «транслора» значительно легче: вырыл траншею, если она идет по земле, глубиной 25 см, залил бетоном специально проложенную колею и путь готов. Без ремонта может эксплуатироваться 30 лет. По эстакаде и того проще: рыть ничего не надо. С железнодорожной трассой все намного сложнее: износ выше, укладка пути более трудоемка, в эксплуатации не столь надежна, а главное – шум. Экраны шумозащитные, конечно, поставят, но насколько они защитят? Кроме того, что трамвай на резиновой подушке ходит бесшумно, он еще является и экологически чистым видом транспорта. После долгих раздумий, подводя итог совещанию, губернатор сказала, что уж если строить надземный экспресс, то и ходить по нему должен транспорт будущего, незачем смотреть во вчерашний день.
Рассматривались
разные варианты
Выступавший следом заместитель генерального директора ОАО «Ленгипротранс» Алексей Конюхов отметил, что рассматривались три варианта трассы. Первая, самая протяженная (в итоге именно она и была принята) будет проходить от «Балтийской жемчужины» вверх вдоль улицы Пионерстроя до пр. Ветеранов по земле, далее в эстакадном варианте она пройдет до Фрунзенского района: пр. Ветеранов – Дачный проспект – Бульвар Новаторов – Счастливая улица – Кубинская улица – Дунайский проспект – ул. 9 января. В районе Софийской улицы трасса опустится на землю и еще один перегон пройдет по земле. Вторая: от «БЖ» до Ленинского проспекта, далее по Краснопутиловской, через площадь Победы на улицу Орджоникидзе – ул. Победы и далее от Дунайского по первому маршруту. Ее протяженность 20,45 км. Третий вариант: «БЖ» – Санкт-Петербургское шоссе- Дачный проспект – бульвар Новаторов – Счастливая – Кубинская – Ярослава Гашека – Бухарестская – 9 января. Длина 23,56 км. Самую длинную трассу выбрали потому, что именно на ней самый большой пассажиропоток (в самом коротком варианте 147 тысяч в день, в среднем – 167, в третьем случае – 187 тысяч), то есть окупаемость данного проекта выше. Кроме того, там меньше всего обременений, всего три.
Не только эстакада,
но и 5 мостов
Перегоны между станциями составят от 0,8 до 1,6 км. Сама станция – 100 метров, длина «транслора» – от 39 до 45 метров. Стоимость строительства одного километра пути 619,31 млн рублей. Кроме непосредственно дороги будет построено 5 пешеходных мостов. В процессе строительства предстоит вынести 92,6 км различных сетей и построить 20 подстанций. По мнению разработчиков, срок строительства каждого этапа может занять от 1,5 до 2 лет. Если же начать строить все три этапа одновременно, то можно уложиться в 3 года.
На свою беду со словами поддержки проекта встал сначала председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров. Он сказал, что поддерживает проект, вот только у него есть сомнения относительно возможности строительства четырех подстанций одновременно, на что губернатор отреагировала: «Не мы под вас будем подстраиваться, а вы – под нас. Скажем построить, и построите». За ним со словами поддержки проекта вышел выступать депутат Законодательного собрания Андрей Никитин и тоже получил свое: «Вы бы поддерживали реально, а не засылали КСП исподтишка с разными проверками. Люди работают, а вы им только мешаете».
Технико-экономические обоснования, подготовленные петербургским институтом, понравились губернатору значительно больше тех, что в мае представляла канадская компания. Они понравились не только губернатору, но и председателю Комитета финансов Александру Никонову, что случается крайне редко. Кроме того, канадцы предполагали, что 80 процентов трассы вполне может идти по земле. По мнению финансодержателя, в наших условиях это абсолютно неприемлемый вариант.
Генеральный директор
за «транслор»
После разработчика слово предоставили генеральному директору ОАО «Надземный экспресс» Денису Козлову. Он продемонстрировал будущий транспорт при помощи анимации и столь эмоционально защищал использование «транслора», что губернатору пришлось поднять производителей. Валентина Матвиенко поинтересовалась, как давно этот вид транспорта эксплуатируется, в каких странах и много ли нареканий. Представитель фирмы сообщил, что первые вагоны запущены в эксплуатацию только в этом году во Франции (20) и в Италии (21). Нареканий пока не было. А чтобы убедиться в качестве нового вида транспорта, пригласил всех присутствующих в Страсбург. На что губернатор отреагировала весьма своеобразно: «А что, нам, шахидкам, собраться – только подпоясаться. Вот сейчас закончим совещание – и поедем». И тут же поинтересовалась, возможно ли организовать производство этого вида транспорта в России, на что получила ответ, что «владелец компании испытывает особую любовь к нашей стране и часто бывает в Петербурге». Договорились совместно поработать над этой темой. На всякий случай Валентина Матвиенко подняла представителя завода «Вагонмаш», которому не понравилось, что продукцию, выпускаемую его предприятием, называли устаревшей. «Лучше выбрать иную терминологию, – предложил он – традиционный и нетрадиционный». «Такой подход наводит на определенные мысли», – улыбнулась губернатор и посетовала на то, что слишком много местные производители говорят о новой технике, но так ничего и не делают.
ТранспортнаЯ усталость
Далее выступал еще один соавтор исследований, директор НИПИ «ТНТИ» Александр Солодкий. По его словам, 86 процентов населения, проживающего в районах прохождения трассы, готовы пользоваться этим видом транспорта (40,4 процента – постоянно, 45,6 процента – периодически). «Там накопилась высокая транспортная усталость,- поделился он впечатлением от общения с горожанами. – До ближайшей станции метро можно добраться практически только маршрутками». В связи с этим исследователи подсчитали, что суммарный социально-экономический эффект от введения нового вида пассажирского транспорта составит за 30 лет 77 млрд рублей. При затратах в 18 миллиардов сумма довольно существенная. Были приведены и еще некоторые весьма занимательные цифры: один вагон «транслора» перевозит одновременно 840 человек со скоростью 30 км/час.. Чтобы перевезти такое же количество пассажиров, необходимо либо 4 трамвая (скорость 13 км/час), либо 8 больших автобусов (15 км/час), либо 9 троллейбусов (14 км/час), либо 65 маршрутных такси (17 км/час), либо 420 автомобилей (25 км/час).
Строительство
наЧнетсЯ в 2008
Подводя итоги совещанию, губернатор поинтересовалась дальнейшими шагами по реализации проекта. Вице-губернатор Юрий Молчанов предложил в следующем году заняться отчуждением земли, добыванием денег из федерального центра, так как проект пилотный и в дальнейшем его предполагается распространить на всю страну, а в конце года объявить концессионный конкурс. «Дело в том, что количество денег во всем мире ограничено, – отметил Юрий Молчанов, – банков не хватит, чтобы финансировать все проекты Петербурга».
Валентина Матвиенко согласилась со своим заместителем и дала указание главе Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максиму Соколову подготовить проект Постановления правительства Санкт-Петербурга о строительстве надземного экспресса, а также разработать конкурсную документацию на проектирование трассы нового вида транспорта. Срок установили – 1 сентября, чтобы до конца года определиться с инвестором, а в 2008 году приступить к строительству. Кроме того, в течение 2007 года планируется подготовить проект, определить производителя подвижного состава, выбрать финансовую модель – концессионное соглашение либо государственно-частное партнерство, а в конце 2007 года объявить концессионный или инвестиционный конкурс.
Губернатор отметила, что подобное разрешение тяжелой транспортной ситуации в южных районах города является наиболее оптимальным. «Сегодня мы принимаем принципиальное решение о строительстве такого вида транспорта. Это должен быть современный проект, построенный с использованием самых передовых технологий, который не устареет и через 20 лет», – подчеркнула она.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.