Петербург ожидает инвестиционный бум
В середине декабря впервые в современной истории России в конференц-зале Всемирного банка в Великобритании состоялось роад-шоу, на котором был представлен российский стратегический проект, который в настоящее время реализуется в Санкт-Петербурге, – проект строительства платной дороги Западный скоростной диаметр. Уже одно то, что на презентацию собралось около 60 крупнейших мировых компаний, говорит о растущем интересе западного капитала к нашей стране. А еще о том, что в нашем городе работают высококвалифицированные управленческие кадры, способные разрабатывать проекты на уровне мировых стандартов. Гость редакции – вице-губернатор Юрий Вячеславович Молчанов, под руководством которого и разрабатывался проект.
– Юрий Вячеславович, расскажите, пожалуйста, поподробнее о командировке в Лондон.
– Два дня мы с коллегами провели в Сити, рабочий день начинался в 7.30 утра, а заканчивался в полночь. Мы предполагали, что в презентации будет участвовать порядка 50-60 участников, поэтому подготовили зал на 100 мест. Когда узнали, что аккредитовались 145 человек (строители, операторы, банки, финансовые корпорации), пришлось срочно менять зал для пленарного заседания. Уже одно то, что ЕБРР предоставил собственные помещения и согласился представлять наш проект, говорит о высоком уровне его проработки. В презентации проекта принимали участие заместители министров экономики Кирилл Андросов, транспорта Александр Мишарин, а также руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. От Санкт-Петербурга проект представляли Александр Солодкий, директор НИПИ «ТРТИ», и генеральный директор ОАО «Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов. На открытии заседания президент ЕБРР Жан Лемьер высказался в поддержку проекта, а один из вице-президентов банка подтвердил, что ЕБРР готов оказать финансовую поддержку победителю конкурса в размере 250 млн EURO.
После пленарного заседания мы провели ряд встреч с компаниями. За два дня встретились с представителями 14 фирм. Причем сразу чувствовалось, кто уже готов принять принципиальное решение, а кто пришел еще только получить информацию для размышления. Вопросов было очень много, наряду с общепринятыми задавались и совсем неожиданные. Например, кто возьмет на себя археологические риски, риски инженерных изысканий? Мы к этому еще не привыкли, но на самом деле это очень серьезные вопросы, так как подобные проблемы в случае их возникновения могут удлинить сроки реализации проекта.
– Как Вы считаете, сколько участников в итоге придет на конкурс?
– Если придут три консорциума, а участвовать в таком проекте могут только объединения компаний, будет очень хорошо. Если два – удовлетворительно. Главное, чтобы был выбор. Вы должны понимать, что проекты, стоимость которых свыше $100 млн долларов, финансировать очень сложно, в мире мало банков, которые способны предоставить такие кредиты. К тому же сроки очень сжатые – участники должны уже в самом начале 2007 года представить свои заявки. Впереди рождественские и новогодние праздники, так что времени остается совсем немного, но мы надеемся, что конкурсантов будет достаточно. Кстати, наш проект назвали «самым амбициозным и красивым проектом в Европе», хотя и с высокими рисками. После вскрытия конвертов будем в течение нескольких месяцев уточнять документацию, чтобы, с одной стороны, создать инвестору комфортные условия, с другой – переложить на него максимальные риски. Если все пойдет по графику, договор о концессии мы предполагаем подписать до конца следующего года.
– О каких еще важных для города проектах Вы можете рассказать?
– Один из важнейших – это реконструкция аэропорта «Пулково». На сегодня все вопросы с федеральным центром решены. В ближайшее время должно выйти распоряжение Правительства Российской Федерации об акционировании «Пулково». Дальше существует несколько путей. Первый – продажа полного пакета акций, как поступили в Сочи. Но в этом случае город теряет контроль над важной транспортной артерией. Поэтому можно продать, но на определенных инвестиционных условиях. Это второй вариант. Мы же хотим видеть аэропорт таким, каким, на наш взгляд, он нужен городу – современным, комфортным, удобным, способным принимать все типы самолетов, с парковками, гостиницами, магазинами, ресторанами, комплексами для отдыха и развлечений. Чтобы все это работало, нужна мощная инфраструктура. Поэтому мы считаем, что контрольным пакетом акций должен владеть город. В ведении федерации находятся только взлетно-посадочные полосы и оборудование аэродрома. Все остальное – собственность города. Когда вопрос с распределением акций будет решен, мы подготовим концессионный или инвестиционный конкурс. Стоимость проекта порядка $800 млн.
О наших инвестиционных проектах я могу рассказывать долго, но вы же все сами знаете: Орловский тоннель, ЗСД, надземный экспресс, Морской фасад. Общий объем инвестиций – более 2,5 млрд EURO.
– Недавно правительство единодушно приняло проект регионального закона о частно-государственном партнерстве, разработанный под Вашим руководством. Как Вам удалось добиться такого согласия всех комитетов?
– Вот вы все время пытаетесь найти какие-то интриги в работе правительства. А у нас одна задача: за меньшие деньги сделать как можно больше полезного для города. Что касается закона, он готовился достаточно долго, нам помогали западные юристы. Вы же знаете, что наше законодательство отличается от западного, у нас либо слишком общие законы, либо слишком конкретные. А мы хотели «пройти посередине». И мне кажется, нам это удалось. Во всяком случае, западные консультанты высоко оценили проект. Теперь задача не растерять все наработки во время обсуждения депутатами. В законе два главных постулата: решение об участии города в ЧГП принимает правительство, а не Законодательное собрание. И второе: город берет на себя все финансовые обязательства, закрепленные в целевых программах.
– О каких новых проектах, которые предполагается реализовать в будущем году, Вы могли бы рассказать читателям нашей газеты?
– В первую очередь, я бы сказал о реконструкции Апраксина двора. Как Вы знаете, она идет уже несколько лет, но нас не устраивает. Огромный квартал в историческом центре города отдан под «барахолку». Это неправильно. Между тем, сохранились планы Карла Росси о строительстве луча, подобного улице Зодчего Росси, до Садовой улицы. Ведь раньше на месте нынешнего Александринского театра тоже была «барахолка». Росси ее ликвидировал и возвел изумительный по красоте архитектурный ансамбль. Только завершить его не успел. Почему бы не воплотить идею зодчего в жизнь? Но это пока лишь размышления. В следующем году планируем провести архитектурный конкурс, подобный тому, что прошел по Новой Голландии. Если все удастся, то вместо нынешнего Апраксина двора мы будем иметь современный торгово-развлекательный комплекс с многоярусной подземной парковкой, гостиницами, ресторанами и так далее.
Можно еще сказать об уже принятом решении компании «Магна» о строительстве завода запчастей для автомобилей и бытовой техники в промышленной зоне Шушары, рядом с заводом «Тойота».
– Давайте подведем итог: насколько был успешен 2006 год? Какие наиболее значимые события Вы можете вспомнить?
– Помните, на самой первой встрече в 2003 году мы говорили о том, что объем инвестиций падает, а я тогда сказал, что он будет расти в разы в самое ближайшее время. В нынешнем году инвестиции выросли в три раза, и это еще не пик. Мы находимся только в самом начале инвестиционного бума. А главное событие года нынешнего – это, конечно, решение Правительства Российской Федерации и правительства Санкт-Петербурга о строительстве на концессионной основе проектов «Западный скоростной диаметр» и «Орловский тоннель» с финансированием из Инвестиционного фонда. По последнему проекту председатель Правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении денег. Теперь очередь за правительством, которое должно издать постановление о проведении конкурса. Соглашение с Мировым банком уже подписано. Поэтому можно сказать, что Новый год в этом году приходит вовремя. Большинство важных решений принято, и в следующем году мы приступим к их реализации. Через несколько лет мы с вами будем жить в другом городе – комфортном, красивом, удобном и благополучном.
– Ваши пожелания на Новый год коллегам и жителям нашего города.
– Коллегам желаю работать так же эффективно, с такой же отдачей, как и в году нынешнем. Естественно, здоровья и благополучия. А всем петербуржцам – жить с удовольствием, радоваться каждому наступающему дню. Будьте счастливы!
– Спасибо. И Вам успехов в наступающем году.
Автор: Лилиана Глазова
– Юрий Вячеславович, расскажите, пожалуйста, поподробнее о командировке в Лондон.
– Два дня мы с коллегами провели в Сити, рабочий день начинался в 7.30 утра, а заканчивался в полночь. Мы предполагали, что в презентации будет участвовать порядка 50-60 участников, поэтому подготовили зал на 100 мест. Когда узнали, что аккредитовались 145 человек (строители, операторы, банки, финансовые корпорации), пришлось срочно менять зал для пленарного заседания. Уже одно то, что ЕБРР предоставил собственные помещения и согласился представлять наш проект, говорит о высоком уровне его проработки. В презентации проекта принимали участие заместители министров экономики Кирилл Андросов, транспорта Александр Мишарин, а также руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. От Санкт-Петербурга проект представляли Александр Солодкий, директор НИПИ «ТРТИ», и генеральный директор ОАО «Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов. На открытии заседания президент ЕБРР Жан Лемьер высказался в поддержку проекта, а один из вице-президентов банка подтвердил, что ЕБРР готов оказать финансовую поддержку победителю конкурса в размере 250 млн EURO.
После пленарного заседания мы провели ряд встреч с компаниями. За два дня встретились с представителями 14 фирм. Причем сразу чувствовалось, кто уже готов принять принципиальное решение, а кто пришел еще только получить информацию для размышления. Вопросов было очень много, наряду с общепринятыми задавались и совсем неожиданные. Например, кто возьмет на себя археологические риски, риски инженерных изысканий? Мы к этому еще не привыкли, но на самом деле это очень серьезные вопросы, так как подобные проблемы в случае их возникновения могут удлинить сроки реализации проекта.
– Как Вы считаете, сколько участников в итоге придет на конкурс?
– Если придут три консорциума, а участвовать в таком проекте могут только объединения компаний, будет очень хорошо. Если два – удовлетворительно. Главное, чтобы был выбор. Вы должны понимать, что проекты, стоимость которых свыше $100 млн долларов, финансировать очень сложно, в мире мало банков, которые способны предоставить такие кредиты. К тому же сроки очень сжатые – участники должны уже в самом начале 2007 года представить свои заявки. Впереди рождественские и новогодние праздники, так что времени остается совсем немного, но мы надеемся, что конкурсантов будет достаточно. Кстати, наш проект назвали «самым амбициозным и красивым проектом в Европе», хотя и с высокими рисками. После вскрытия конвертов будем в течение нескольких месяцев уточнять документацию, чтобы, с одной стороны, создать инвестору комфортные условия, с другой – переложить на него максимальные риски. Если все пойдет по графику, договор о концессии мы предполагаем подписать до конца следующего года.
– О каких еще важных для города проектах Вы можете рассказать?
– Один из важнейших – это реконструкция аэропорта «Пулково». На сегодня все вопросы с федеральным центром решены. В ближайшее время должно выйти распоряжение Правительства Российской Федерации об акционировании «Пулково». Дальше существует несколько путей. Первый – продажа полного пакета акций, как поступили в Сочи. Но в этом случае город теряет контроль над важной транспортной артерией. Поэтому можно продать, но на определенных инвестиционных условиях. Это второй вариант. Мы же хотим видеть аэропорт таким, каким, на наш взгляд, он нужен городу – современным, комфортным, удобным, способным принимать все типы самолетов, с парковками, гостиницами, магазинами, ресторанами, комплексами для отдыха и развлечений. Чтобы все это работало, нужна мощная инфраструктура. Поэтому мы считаем, что контрольным пакетом акций должен владеть город. В ведении федерации находятся только взлетно-посадочные полосы и оборудование аэродрома. Все остальное – собственность города. Когда вопрос с распределением акций будет решен, мы подготовим концессионный или инвестиционный конкурс. Стоимость проекта порядка $800 млн.
О наших инвестиционных проектах я могу рассказывать долго, но вы же все сами знаете: Орловский тоннель, ЗСД, надземный экспресс, Морской фасад. Общий объем инвестиций – более 2,5 млрд EURO.
– Недавно правительство единодушно приняло проект регионального закона о частно-государственном партнерстве, разработанный под Вашим руководством. Как Вам удалось добиться такого согласия всех комитетов?
– Вот вы все время пытаетесь найти какие-то интриги в работе правительства. А у нас одна задача: за меньшие деньги сделать как можно больше полезного для города. Что касается закона, он готовился достаточно долго, нам помогали западные юристы. Вы же знаете, что наше законодательство отличается от западного, у нас либо слишком общие законы, либо слишком конкретные. А мы хотели «пройти посередине». И мне кажется, нам это удалось. Во всяком случае, западные консультанты высоко оценили проект. Теперь задача не растерять все наработки во время обсуждения депутатами. В законе два главных постулата: решение об участии города в ЧГП принимает правительство, а не Законодательное собрание. И второе: город берет на себя все финансовые обязательства, закрепленные в целевых программах.
– О каких новых проектах, которые предполагается реализовать в будущем году, Вы могли бы рассказать читателям нашей газеты?
– В первую очередь, я бы сказал о реконструкции Апраксина двора. Как Вы знаете, она идет уже несколько лет, но нас не устраивает. Огромный квартал в историческом центре города отдан под «барахолку». Это неправильно. Между тем, сохранились планы Карла Росси о строительстве луча, подобного улице Зодчего Росси, до Садовой улицы. Ведь раньше на месте нынешнего Александринского театра тоже была «барахолка». Росси ее ликвидировал и возвел изумительный по красоте архитектурный ансамбль. Только завершить его не успел. Почему бы не воплотить идею зодчего в жизнь? Но это пока лишь размышления. В следующем году планируем провести архитектурный конкурс, подобный тому, что прошел по Новой Голландии. Если все удастся, то вместо нынешнего Апраксина двора мы будем иметь современный торгово-развлекательный комплекс с многоярусной подземной парковкой, гостиницами, ресторанами и так далее.
Можно еще сказать об уже принятом решении компании «Магна» о строительстве завода запчастей для автомобилей и бытовой техники в промышленной зоне Шушары, рядом с заводом «Тойота».
– Давайте подведем итог: насколько был успешен 2006 год? Какие наиболее значимые события Вы можете вспомнить?
– Помните, на самой первой встрече в 2003 году мы говорили о том, что объем инвестиций падает, а я тогда сказал, что он будет расти в разы в самое ближайшее время. В нынешнем году инвестиции выросли в три раза, и это еще не пик. Мы находимся только в самом начале инвестиционного бума. А главное событие года нынешнего – это, конечно, решение Правительства Российской Федерации и правительства Санкт-Петербурга о строительстве на концессионной основе проектов «Западный скоростной диаметр» и «Орловский тоннель» с финансированием из Инвестиционного фонда. По последнему проекту председатель Правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении денег. Теперь очередь за правительством, которое должно издать постановление о проведении конкурса. Соглашение с Мировым банком уже подписано. Поэтому можно сказать, что Новый год в этом году приходит вовремя. Большинство важных решений принято, и в следующем году мы приступим к их реализации. Через несколько лет мы с вами будем жить в другом городе – комфортном, красивом, удобном и благополучном.
– Ваши пожелания на Новый год коллегам и жителям нашего города.
– Коллегам желаю работать так же эффективно, с такой же отдачей, как и в году нынешнем. Естественно, здоровья и благополучия. А всем петербуржцам – жить с удовольствием, радоваться каждому наступающему дню. Будьте счастливы!
– Спасибо. И Вам успехов в наступающем году.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти