Генслер «споткнулся» о нормы и правила

Состоялся второй раунд обсуждения проекта планировки намывной территории в западной части Васильевского острова на заседании Градостроительного совета. Свое слово сказали многочисленные рецензенты. В итоге британский взгляд на будущее намыва несколько не совпал с видением петербургских архитекторов, что, впрочем, неудивительно.

Первое заседание Градсовета по этому вопросу прошло 30 ноября 2006 года. Тогда проектировщики продемонстрировали коллегии советников все этапы процесса формирования новой городской среды, выслушали некоторые замечания и обещали доработать проект с их учетом. В частности, вопросы, вызвавшие особое внимание членов градсовета, касались плотности застройки и разработки транспортных схем. Поэтому, выступая перед российскими коллегами вторично, представители «Генслер» Иан Мулкахи и «Бюро Хаппольд» Алан Харбинсон приложили значительные усилия, чтобы уточнить и разъяснить позицию проектировщиков. Удалось это далеко не в полной мере.
Перевыполнение Генплана
Из 476 га, определенных для намыва, развитию по плану компании «Генслер» подлежит 350,9 га (в учет не принимаются территория морского пассажирского порта, а также трасса Западного скоростного диаметра и его санитарно-защитная зона). Функционально намывная территория делится в следующей пропорции: «общественные пространства» – парки, скверы, площади – занимают 112,5 га; дороги – 71,8 га; общественно-деловая застройка – 19,5 га; жилье – 70,1 га и коммерческая недвижимость – 77 га. Предполагаемая площадь застройки территории колеблется от 6 до 10 млн кв. метров, из них 3 млн кв. метров займет жилищная застройка.
На всей намывной территории должны быть созданы сквозные, «межрайонные» зоны общественной застройки и рекреации. Под зелеными коридорами, пересекающими весь массив новых земель, планируется прокладка магистральных инженерных коммуникаций.
«Центральный парк» объединит три больших района намывной территории не только визуально, но и функционально. Кроме того, по границе зеленого массива пройдут магистрали, по которым будет организовано транспортное сообщение между районами. Увязка новой и существующей частей Васильевского острова будет обеспечена за счет строительства переходов над трассой ЗСД. Общий зеленый коридор объединит намывные территории и Новосмоленскую набережную, и она станет составной частью единой планировочной структуры.
Особое внимание уделяется функциональному назначению искусственного острова на северо-западе намывных земель. В самой северной части намывного острова предполагается высотная жилая застройка, на западе – коммерческая, в центре запланирована зеленая зона. Наиболее функционально разнообразной должна стать южная часть острова, где разместятся торговый центр, выход станции метрополитена, а также общественные здания, например, музейный комплекс (проектировщики видят там филиал Эрмитажа).
Еще один музей – Военно-морской – планируется расположить напротив искусственного острова на северной границе морского пассажирского порта.
Но красота грандиозных планов компании «Генслер» не захватила рецензентов. «До проекта планировки здесь далеко, это только детализация Генерального плана, – такое мнение высказал генеральный директор ЗАО «Петербургский НИПИград» Валентин Назаров. – Чрезвычайно важно, чтобы функциональность соответствовала объему недвижимости, заложенному в Генеральном плане города. Авторами проекта запланировано строительство от 6 до 10 млн кв. метров недвижимости, но в Генплане предполагается строительство менее 4 млн кв. метров, и именно согласно этому показателю разрабатываются генеральные схемы энергоснабжения новой территории. Если застройка увеличится, необходимо внести коррективы и в них. Следовательно, необходимо создать ресурсы на самой намывной территории для ее энергоснабжения, а этого пока не сделано».
Плотнее – знаЧит выше
Первоначально планировалось, что в новом районе Васильевского острова будет проживать 100 тыс. человек, но последующие корректировки показали, что разместиться здесь сможет не более 73 тыс. жителей. Еще 107 тысяч петербуржцев будут работать на намывной территории.
Работа над проектом планировки велась исходя из плотности населения на всей намывной территории – 250-260 человек на га. Цифра эта не появилась из ниоткуда. Согласно статистике, приведенной Ианом Мулкахи, с 1890 по 1959 год в Петербурге-Ленинграде плотность населения составляла 250 человек на га. По данным на 2006 год этот показатель несколько снизился – до 208 человек на га. По подсчетам проектировщиков плотность населения в новом районе Петербурга не должна превышать существующий среднегородской показатель – 205 человек на га. Но не следует забывать, что расчеты плотности охватывают все 350,9 га новой территории, а жилая застройка сосредоточена, в основном, в ее южной части. Таким образом, фактически эта цифра значительно выше заявленной. По подсчетам одного из рецензентов проекта – доцента СПб ГАСУ, главного архитектора проектов ООО «Архитектурное бюро Студия 17» Владимира Линова, плотность в районе массовой жилищной застройки достигает примерно 1000 человек на га. «Проектировщиками не были произведены расчеты по нашим методикам, – заявил рецензент. – Полученные цифры неприемлемы для жилищной застройки». «Мы пошли на это для того, чтобы освободить максимальные площади для общественных зон», – прокомментировал в свою очередь Иан Мулкахи.
Плотность населения оказывает серьезное влияние на высотность будущей застройки. Высотность, в свою очередь, является одним из важных показателей рентабельности самого проекта намыва. Согласно представленному проекту наиболее высокие здания планируется расположить на острове и в северной части намывных территорий. Кроме того, высотные доминанты должны быть построены за портом и по оси гостиницы «Прибалтийская». Самой высокой точкой всей намывной территории призвано стать здание коммерческого центра в западной точке искусственного острова. Ориентировочно высота башни на «бизнес-острове» составит 300 метров, высоток в центральной и южной части – около 200 метров. Рядовая застройка тоже будет многоэтажной, повышающейся от береговой линии.
Вместе с тем эта схема высотности противоречит Генеральному плану Санкт-Петербурга. Согласно проекту ПЗЗ максимальная высота зданий не должна превышать 90 метров (25-30 этажей), однако этот показатель еще может измениться. Сложнее обстоят дела с другим ограничительным фактором – близостью Сертоловского аэропорта, что может уменьшить высоту зданий на острове-спутнике до 150-170 метров. Кроме того, согласно заключению КГИОП, высотные параметры застройки намывной территории будут определяться только путем проведения историко-культурной экспертизы.
ТранспортнаЯ петлЯ
Обеспечение транспортной доступности вновь образуемой территории будет осуществляться по проекту за счет строительства трех развязок Западного скоростного диаметра, создания трассы, которая будет проходить по границе центральной зеленой зоны, а также за счет развития метрополитена, трамвайного и водного сообщения.
Именно по воде, по мысли генпроектировщиков, будут попадать на «большую землю» туристы с круизных лайнеров на небольших речных судах.
Прямого выезда из порта к центральной развязке ЗСД не предусмотрено, наоборот, зеленая зона и следующая за ней высотная застройка словно отгораживают порт от остальной территории Васильевского острова. По сути, на пути от «старой» части острова к «новой» лежит несколько преград: трасса ЗСД, застройка и зеленая зона, а на самом деле подиум, где расположены крытые парковки, опоясанный магистралью районного или даже городского значения. Мечта о «морских воротах» города, по мнению многих членов Градостроительного совета, в реальности обернулась отчуждением порта от прочих намывных земель. «Гавань механически вырезана, она не согласуется с окружающей территорией и отрезана от окружающей городской среды парком», – высказал общее мнение Юрий Земцов.
Что же касается улично-дорожной сети, то недостаточно детально разработанная схема взаимодействия транспортных развязок ЗСД и «кольцевой» дороги на намывной территории может привести к тому, что основной поток транспорта будет через существующую часть Васильевского острова «скатываться» к существующим мостам. Учитывая, что жить и работать на новой земле будет намного более 100 тыс. человек, движение автотранспорта окажется затрудненным.
Градсовет не вполне удовлетворило и разъяснение советника президента УК «Морской фасад» Олега Харченко, касающееся не вошедших в представленные совету материалы планов развития набережной северной части Васильевского острова и строительства еще двух мостов – в районе 26-й линии и острова Серный.
«Схема улично-дорожной сети не соответствует российским и территориальным градостроительным нормам, – подчеркнул рецензент проекта по вопросам транспортной инфраструктуры и планировки территории, действительный член РААСН Сергей Соколов. – Она должна быть доработана, это же относится и к схеме инженерного обеспечения».
«Мы работали по собственным стандартам, – заявил Алан Харбинсон, представлявший «Бюро Хаппольд», которое отвечает за инженерное и транспортное обеспечение проекта. – Пропускная способность дорог была определена с учетом транспортного потока – примерно 25 тыс. автомобилей в час. При дальнейшей работе дороги можно будет расширить, чтобы они соответствовали российским стандартам».
Плюсы среди минусов
Несмотря на достаточное количество замечаний, рецензенты отметили, что представленный проект планировки обладает рядом неоспоримых достоинств и вполне может быть принят за основу для дальнейшей работы.
Удачным было признано территориальное и функциональное членение намывных земель на 5 районов, положительную оценку получила идея формирования острова на северо-западе – он был признан «наследником» существовавшего ранее островка, который исчез в ходе первого намыва в 60-х годах.
Разногласия у рецензентов вызвала планировочная структура южной жилой части намыва. Сергей Соколов среди недостатков проекта отметил достаточно мелкое членение кварталов – каждый из них занимает площадь 6-8 га (всего же застройка охватывает около 200 га на юге намыва). Кроме того, не определена начальная планировочная единица, что не позволяет точно рассчитать плотность улично-дорожной сети. Владимир Линов, напротив, небольшие кварталы считает большим плюсом проекта планировки. «Частая сеть жилых улиц возвращает «человеческий» масштаб в застройку, – подчеркнул он. – Застройка 60-70-х годов несколько гипертрофирована, а здесь наблюдается близость европейским стандартам».
В итоге представленный проект планировки территории был принят за основу с непременным условием сделать его более соответствующим российским нормам и правилам. Вероятнее всего, первые плоды этого решения британские проектировщики представят заказчику уже в феврале, а на суд Градостроительного совета усовершенствованный проект будет выставлен в III-IV квартале 2007 года.

Автор: Вероника Шеменева
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.