Определенный этап
На днях исполнилось четыре года со дня вступления в силу закона «О техническом регулировании». Это определенный этап и повод подвести некоторые итоги.
Именно поэтому Ассоциация Строителей России (АСР) провела анализ эффективности закона и его влияния на состояние отрасли. Главный вывод экспертов – реформа технического регулирования в России так и не реализована, более того, фактически не начата. Более того, остаются замороженными более 25 тысяч национальных стандартов и нормативно-правовых документов, регулировавших вопросы безопасности производимой в стране продукции и связанных с ее безопасностью процессов производства.
По мнению экспертов АСР, основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования, заключаются в следующем: во-первых, устанавливаемые законом принципы технического регулирования по ряду положений существенно отличаются от принципов, используемых во всем мире, в том числе одобренных в рамках ЕЭК ООН и практикуемых в странах ЕС, которые являются основным торговым партнером России.
Во-вторых, в отличие от мировой практики, закон предлагает решать вопросы безопасности производимой продукции по отраслевому принципу. В то же время в Европейском Союзе, США и других странах законотворчество осуществляется по видам опасности, что позволяет не создавать законы для регулирования каждой узкоспециализированной отрасли, а установить минимальный уровень безопасности для опасной продукции.
В-третьих, в сферу российского закона «О техническом регулировании» включены также требования по регулированию процессов производства. Это отличается от подхода, выработанного ведущими мировыми организациями, принятого нашими партнерами по СНГ – регулировать не все процессы производства, а только требования к ним, без которых невозможно обеспечение безопасности продукции.
В-четвертых, в международной практике законодательно регулируются только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, на которые ссылаются регламенты и директивы. В законе «О техническом регулировании», напротив, взят на вооружение метод перевода всех требований, содержащихся в национальных стандартах в создаваемые технические регламенты, которые должны иметь статус федеральных законов: закон запрещает вводить в технические регламенты ссылки на стандарты. На практике при разработке технических регламентов это приводит к необходимости установления в технических регламентах отдельных, не систематизированных требований российских стандартов, СНиПов и СаНПиНов. Таким образом, на свет появляются проекты объемом в 500 страниц и более, фиксирующие и без того низкий уровень безопасности вчерашнего дня, содержащийся в большинстве давно не обновлявшихся стандартов.
В-пятых, несовершенство механизма разработки и финансирования технических регламентов привело к тому, что узкие группы специалистов либо отдельные компании лоббируют принятие разработанных ими регламентов, не отвечающих интересам отдельных отраслей, что может привести к установлению их доминирующего положения на рынке.
В связи с этим эксперты АСР заявили, что необходимы кардинальные изменения принципов закона «О техническом регулировании», которые позволят завершить начатую реформу в намеченные сроки и подготовить почву для снятия излишних административных барьеров в сфере обеспечения безопасности, выполнить одно из основных требований в рамках присоединения России к ВТО – отсутствие технических барьеров в торговле.
В настоящее время в Государственную думу внесены поправки в закон, направленные на повышение эффективности реформы технического регулирования, обеспечение сближения формируемой в России системы регулирования с международно-признанной моделью, более четкое понимание сферы применения закона. Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации Строителей России и других крупных отраслевых ассоциаций и отдельных корпораций страны.
Автор: Наталья Ковтун
Именно поэтому Ассоциация Строителей России (АСР) провела анализ эффективности закона и его влияния на состояние отрасли. Главный вывод экспертов – реформа технического регулирования в России так и не реализована, более того, фактически не начата. Более того, остаются замороженными более 25 тысяч национальных стандартов и нормативно-правовых документов, регулировавших вопросы безопасности производимой в стране продукции и связанных с ее безопасностью процессов производства.
По мнению экспертов АСР, основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования, заключаются в следующем: во-первых, устанавливаемые законом принципы технического регулирования по ряду положений существенно отличаются от принципов, используемых во всем мире, в том числе одобренных в рамках ЕЭК ООН и практикуемых в странах ЕС, которые являются основным торговым партнером России.
Во-вторых, в отличие от мировой практики, закон предлагает решать вопросы безопасности производимой продукции по отраслевому принципу. В то же время в Европейском Союзе, США и других странах законотворчество осуществляется по видам опасности, что позволяет не создавать законы для регулирования каждой узкоспециализированной отрасли, а установить минимальный уровень безопасности для опасной продукции.
В-третьих, в сферу российского закона «О техническом регулировании» включены также требования по регулированию процессов производства. Это отличается от подхода, выработанного ведущими мировыми организациями, принятого нашими партнерами по СНГ – регулировать не все процессы производства, а только требования к ним, без которых невозможно обеспечение безопасности продукции.
В-четвертых, в международной практике законодательно регулируются только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, на которые ссылаются регламенты и директивы. В законе «О техническом регулировании», напротив, взят на вооружение метод перевода всех требований, содержащихся в национальных стандартах в создаваемые технические регламенты, которые должны иметь статус федеральных законов: закон запрещает вводить в технические регламенты ссылки на стандарты. На практике при разработке технических регламентов это приводит к необходимости установления в технических регламентах отдельных, не систематизированных требований российских стандартов, СНиПов и СаНПиНов. Таким образом, на свет появляются проекты объемом в 500 страниц и более, фиксирующие и без того низкий уровень безопасности вчерашнего дня, содержащийся в большинстве давно не обновлявшихся стандартов.
В-пятых, несовершенство механизма разработки и финансирования технических регламентов привело к тому, что узкие группы специалистов либо отдельные компании лоббируют принятие разработанных ими регламентов, не отвечающих интересам отдельных отраслей, что может привести к установлению их доминирующего положения на рынке.
В связи с этим эксперты АСР заявили, что необходимы кардинальные изменения принципов закона «О техническом регулировании», которые позволят завершить начатую реформу в намеченные сроки и подготовить почву для снятия излишних административных барьеров в сфере обеспечения безопасности, выполнить одно из основных требований в рамках присоединения России к ВТО – отсутствие технических барьеров в торговле.
В настоящее время в Государственную думу внесены поправки в закон, направленные на повышение эффективности реформы технического регулирования, обеспечение сближения формируемой в России системы регулирования с международно-признанной моделью, более четкое понимание сферы применения закона. Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации Строителей России и других крупных отраслевых ассоциаций и отдельных корпораций страны.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Cобытия и комментарии