ТСЖ: кто не готов к реформе?
Думский Комитет по гражданскому законодательству рассмотрел поправки в Жилищный кодекс РФ. Поправки, которые касаются выбора жильцами способа управления многоквартирным домом, депутаты отправили в список «подлежащих отклонению».
Мнения экспертов по этому поводу разделились. Многие из них надеются, что поправки все-таки попадут в окончательный текст закона.
Закон требует доработки
Так, депутат Галина Хованская посетовала, что «принятые сегодня поправки в ЖК – это попытка ликвидировать все, чего удалось добиться раньше». В соответствии с действующим Жилищным кодексом граждане обязаны определиться с одним из трех способов управления многоквартирным домом, в котором они проживают. Они могут выбрать непосредственное управление собственниками жилья, управление товариществом собственников либо жилищным кооперативом или управление специализированной управляющей организацией. Срок выбора гражданами способа управления домом в течение прошлого года переносили несколько раз: сначала с 1 марта 2006 года на 1 января 2007 года, а в конце года была принята отсрочка до 1 января 2008 года.
«Отсрочка была необходима, потому что население недостаточно информировано и власти тоже к реформе не подготовились, – пояснила депутат Галина Хованская. – Но проблема даже не в этом. Другое дело, если бы в эти поправки были внесены конкретные сроки, в которые власть должна оформить землю и весь имущественный комплекс, сформировать перечень общего имущества дома, подготовить техническую документацию, принять на себя обязательства по непроизведенному капитальному ремонту, если речь идет о передаче старого дома. Если этого не сделать, то за ближайший год местные власти оформят себе в собственность массу нежилых помещений. И как потом жильцам такими домами управлять? Кроме того, нет механизма защиты жителей от возможного мошенничества управляющих компаний».
Галина Хованская подчеркнула, что поправки, принятые в первом чтении в декабре прошлого года, позволяют местным органам самоуправления проводить конкурсы по выбору управляющих компаний (УК) уже в течение этого года и вплоть до 1 мая 2008 года. Это ущемляет права граждан.
ОтсроЧка не нужна
В свою очередь, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что «на самом деле, отсрочка в реформе не нужна». «Основная цель проведения этих конкурсов состоит в том, чтобы договор по обслуживанию конкретного дома заключался в любом случае – даже когда граждане сами не определились, как этим домом управлять, – говорит Надежда Косарева. – В этом случае договоры с каждым жильцом будет заключать муниципальная структура. В документе будет четко прописано: есть такой-то дом, нужны такие-то работы, стоить это будет столько-то – вот смета отдельная по каждому пункту. Тогда процесс приведения дома в порядок и его текущего содержания станет прозрачным».
А если граждан не устраивает работа управляющего, то, по словам эксперта, они могут способ управления изменить.
«Если муниципалитет выбрал управляющую компанию, она должна обязательно проработать один год, а после этого срока, даже если договор с ней заключен, скажем, на три года, граждане могут сказать: «Спасибо. До свидания», – говорит эксперт. – А если компания совсем не справляется с обязанностями, граждане даже раньше могут расторгнуть с ней договор в одностороннем порядке».
Интересно, что поправки в Жилищный кодекс подразумевают ужесточение критериев выбора управленца. По специальному постановлению Правительства РФ компании, которые отбирает муниципалитет по конкурсу, должны предоставить обеспечение равное размеру полумесячных сборов платежей с этого дома. Это обеспечение может быть в виде депозитов или какой-нибудь другой форме.
ОпасениЯ
газового общества
В свою очередь свои опасения по поводу введения в жилищно-коммунальном секторе института управляющих компаний высказали на днях представители российских газовых компаний. Газовики считают, что это негативно отразится на безопасности и надежности газоснабжения жилого фонда.
«Фактически управляющие организации не имеют материальной, финансовой и кадровой базы для приобретения и поставки коммунальных ресурсов населению, не говоря уже об обслуживании внутридомового газового оборудования», – заявил вице-президент некоммерческого партнерства «Российской газовое общество» (РГО) Олег Жилин.
По его словам, не создана система социальных гарантий в случае банкротства или неплатежей управляющих организаций. У эксперта также вызывает сомнение «появление посредника между ресурсоснабжающими организациями и жителями, который фактически будет осуществлять только сбор коммунальных платежей и их перераспределение». РГО предлагает сохранить действующую систему снабжения населения газом. Рабочая группа экспертного совета при РГО уже подготовила соответствующие поправки в Жилищный кодекс, которые также будут рассмотрены Думой.
Автор: Наталья Ковтун
Мнения экспертов по этому поводу разделились. Многие из них надеются, что поправки все-таки попадут в окончательный текст закона.
Закон требует доработки
Так, депутат Галина Хованская посетовала, что «принятые сегодня поправки в ЖК – это попытка ликвидировать все, чего удалось добиться раньше». В соответствии с действующим Жилищным кодексом граждане обязаны определиться с одним из трех способов управления многоквартирным домом, в котором они проживают. Они могут выбрать непосредственное управление собственниками жилья, управление товариществом собственников либо жилищным кооперативом или управление специализированной управляющей организацией. Срок выбора гражданами способа управления домом в течение прошлого года переносили несколько раз: сначала с 1 марта 2006 года на 1 января 2007 года, а в конце года была принята отсрочка до 1 января 2008 года.
«Отсрочка была необходима, потому что население недостаточно информировано и власти тоже к реформе не подготовились, – пояснила депутат Галина Хованская. – Но проблема даже не в этом. Другое дело, если бы в эти поправки были внесены конкретные сроки, в которые власть должна оформить землю и весь имущественный комплекс, сформировать перечень общего имущества дома, подготовить техническую документацию, принять на себя обязательства по непроизведенному капитальному ремонту, если речь идет о передаче старого дома. Если этого не сделать, то за ближайший год местные власти оформят себе в собственность массу нежилых помещений. И как потом жильцам такими домами управлять? Кроме того, нет механизма защиты жителей от возможного мошенничества управляющих компаний».
Галина Хованская подчеркнула, что поправки, принятые в первом чтении в декабре прошлого года, позволяют местным органам самоуправления проводить конкурсы по выбору управляющих компаний (УК) уже в течение этого года и вплоть до 1 мая 2008 года. Это ущемляет права граждан.
ОтсроЧка не нужна
В свою очередь, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что «на самом деле, отсрочка в реформе не нужна». «Основная цель проведения этих конкурсов состоит в том, чтобы договор по обслуживанию конкретного дома заключался в любом случае – даже когда граждане сами не определились, как этим домом управлять, – говорит Надежда Косарева. – В этом случае договоры с каждым жильцом будет заключать муниципальная структура. В документе будет четко прописано: есть такой-то дом, нужны такие-то работы, стоить это будет столько-то – вот смета отдельная по каждому пункту. Тогда процесс приведения дома в порядок и его текущего содержания станет прозрачным».
А если граждан не устраивает работа управляющего, то, по словам эксперта, они могут способ управления изменить.
«Если муниципалитет выбрал управляющую компанию, она должна обязательно проработать один год, а после этого срока, даже если договор с ней заключен, скажем, на три года, граждане могут сказать: «Спасибо. До свидания», – говорит эксперт. – А если компания совсем не справляется с обязанностями, граждане даже раньше могут расторгнуть с ней договор в одностороннем порядке».
Интересно, что поправки в Жилищный кодекс подразумевают ужесточение критериев выбора управленца. По специальному постановлению Правительства РФ компании, которые отбирает муниципалитет по конкурсу, должны предоставить обеспечение равное размеру полумесячных сборов платежей с этого дома. Это обеспечение может быть в виде депозитов или какой-нибудь другой форме.
ОпасениЯ
газового общества
В свою очередь свои опасения по поводу введения в жилищно-коммунальном секторе института управляющих компаний высказали на днях представители российских газовых компаний. Газовики считают, что это негативно отразится на безопасности и надежности газоснабжения жилого фонда.
«Фактически управляющие организации не имеют материальной, финансовой и кадровой базы для приобретения и поставки коммунальных ресурсов населению, не говоря уже об обслуживании внутридомового газового оборудования», – заявил вице-президент некоммерческого партнерства «Российской газовое общество» (РГО) Олег Жилин.
По его словам, не создана система социальных гарантий в случае банкротства или неплатежей управляющих организаций. У эксперта также вызывает сомнение «появление посредника между ресурсоснабжающими организациями и жителями, который фактически будет осуществлять только сбор коммунальных платежей и их перераспределение». РГО предлагает сохранить действующую систему снабжения населения газом. Рабочая группа экспертного совета при РГО уже подготовила соответствующие поправки в Жилищный кодекс, которые также будут рассмотрены Думой.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Тенденции и перспективы