Получит ли Жемчужина «добро»?

Эскиз проекта планировки квартала «Балтийская жемчужина» был представлен главному архитектору города Александру Викторову на прошлой неделе. Эскиз выполнен ЗАО «Петербургский НИПИград». Генпроектировщики надеются, что их работа выдержит «решето» согласований и будет утверждена постановлением правительства Петербурга.

Цветок у дороги
Несмотря на то, что проект планировки пока не утвержден, строительство на территории будущего «китайского квартала» уже идет. Застройка началась с офисного здания ЗАО «Балтийская жемчужина», которое предполагается ввести в эксплуатацию летом этого года. Следующим объектом строительства должен стать «Лотос» – торгово-развлекательный центр на Петергофском шоссе. Центр, по замыслам инвесторов и китайских проектировщиков, должен стать архитектурной визитной карточкой всего многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина». Российским архитекторам «цветок» не очень нравится, дважды он подвергался жестокой критике на градсовете, но у китайских партнеров всегда был наготове самый главный довод – «так хочет инвестор».
«Может быть, это и неплохо, пусть появится образец странной и даже архаичной архитектуры, новый штрих для города, – считает директор архитектурно-планировочной мастерской ЗАО «Петербургский НИПИград» Сергей Никитин. - Поскольку Петербург – город международный, почему бы и китайцам не оставить свой архитектурный след».
Разногласия в оценке «Лотоса» российскими и китайскими архитекторами – не единичный случай несоответствия двух градостроительных систем.
Градостроительные
разногласиЯ
Первые два варианта проекта, которые выставлялись китайскими инвесторами на обсуждение градостроительного совета, были отвергнуты. Плоды труда шанхайского проектного института «Тун-Цзи» и британского архитектурного бюро RMJM не произвели положительного впечатления ни на членов градсовета, ни на представителей российского генпроектировщика – Петербургского НИПИграда. Нарекания вызывало практически полное несоответствие представленных работ российским градостроительным нормам и правилам, а также невыразительная композиция комплекса.
«Естественная крестообразная композиционная структура участка, образованная пересечением двух главных городских магистралей и поддержанная направлением каналов, была слабо выражена, – говорит Сергей Никитин. – Вообще складывалось впечатление, что иностранные разработчики, в отличие от отечественных градостроителей, не обладают достаточным опытом проектирования комплексов крупных планировочных районов. Между тем, принципиальными для каждого проекта являются идеи объемно-пространственной композиции, зонирование территории – расположение жилья, общественно-деловой застройки, система транспортного обслуживания».
Первоначально китайские проектировщики предполагали разместить часть жилых домов рядом с санитарно-защитной зоной табачной фабрики (в юго-западной части территории), а огромный коммерческий комплекс планировалось построить на юго-востоке района между двумя каналами. «В принципе, в мире встречаются такие примеры, но у нас есть своя нормативная база и некие традиции в отношении размещения жилья, – отмечает Сергей Никитин. – Казалось бы, естественно – построить жилой квартал у воды, а коммерческую недвижимость там, где человек нечасто бывает. Но китайские коллеги находятся под сильным давлением инвесторов, заинтересованных в рентабельности проекта, и переубедить их стоило больших усилий».
Новое в рамках нормативов
Проект планировки района «Балтийская жемчужина», по словам генпроектировщика Сергея Никитина, разработан в полном соответствии с существующей нормативной базой. «Ради того, чтобы сказать новое слово в создании городской среды города, хотелось пойти на некоторые несоответствия нормам, – признался проектировщик. – Но поскольку я несу ответственность за проект, я понимаю, что никто не позволит мне нарушить ни одного параметра. И это правильно, потому что лучше закон, чем беззаконие. Но необходимость пересмотра нормативной базы назрела давно. Общество хочет жить в другой среде».
Но какой должна быть застройка XXI века? «Мы много думали о том, как надо строить в Петербурге в XXI веке, – отмечает автор проекта планировки. – Есть два основных типа пространственной организации города. Один, урбанистический, присущ историческому центру Петербурга, второй – «дома в зелени» начала XX века, характерен для окраин. Но его появление, в конечном счете, нанесло огромный ущерб нашим городам, образовав такие сложные пространственные системы, которые человек не может запомнить и охарактеризовать».
В своей работе проектировщики Петербургского НИПИграда хотели избежать недостатков брежневского периода и взять все лучшее из исторической застройки. «Она порождает очень компактные пространства, которые благоприятны для нашего климата, а особенно вблизи акватории Финского залива, – подчеркивает Сергей Никитин. – В итоге все это выливается в довольно простую формулу – нужно делать дворы. Двор – это определенный микроклимат и огромное благо для Петербурга, особенно для района «Балтийской жемчужины».
Но практика показывает, что организовывать классическое петербургское дворовое пространство из-за существующих норм практически невозможно. «Наши нормативы порождают множество разрывов в застройке, – сожалеет генпроектировщик. – По нормативам от въезда в гараж до окон квартир должно быть не менее 15 метров. Мы хотим здесь строить гаражи в первом уровне или подземные, а для этого придется делать разрыв 35 метров. Это уже большая улица, наверное, шире Кирочной. В итоге мы никак не можем достичь артикулированной среды и периметральной застройки. Идеально было бы достичь баланса между экологическими требованиями и градостроительными возможностями, которые бы позволили создавать новую жилую пространственную среду. Наша нормативная база должна складываться из экологических требований, с одной стороны, а с другой – она должна учитывать градостроительный опыт и создавать комфортную среду. Нужно навести порядок в нормативах, связанных с хранением личного автотранспорта. Я бы очень хотел довести этот проект до реализации, участвовать в контроле при проектировании. В этом районе совершенно точно будут новые средовые характеристики по отношению к брежневской, хрущевской застройке, и это, определенно, шаг вперед».
Финальный проект
планировки
Параметры многофункционального жилого комплекса менялись в ходе работы над проектом планировки территории. Первоначально планировалось построить около 1,1 млн кв. метров жилья и около 400 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости.
В эскизном проекте, представленном на утверждение главного архитектора города, соотношение коммерческой недвижимости и жилья составило примерно 1 к 4. Сергей Никитин не исключает, что инвесторы отдали предпочтение жилой застройке из-за серьезного повышения цены квадратного метра жилья и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности жилой недвижимости. Жилая застройка занимает 96 га из 208 га общей площади участка. На сегодняшний день планируется построить 1,056 млн кв. метров жилья. В дальнейшем этот показатель может измениться, но не очень сильно – в пределах 50 тыс. кв. метров в ту или иную сторону.
Теперь объекты коммерческой недвижимости располагаются в двух основных «узлах» – на въезде в «Балтийскую жемчужину» со стороны Петергофского шоссе и на юго-западе от пр. Героев до Финского залива по оси Матисова канала.
Высотность застройки, в разрабатываемой в настоящее время редакции высотного регламента, на территории квартала «Балтийская жемчужина» ограничен 110 метрами, однако до принятия Правил землепользования и застройки есть возможность его повысить. Чем и собираются заняться совместно российские генпроектировщики и китайские инвесторы. По мнению Сергея Никитина, для столь отдаленного от центра Петербурга планировочного района этот показатель может быть увеличен до 150-180 метров.
Дело в том, что высотное ограничение в 110 метров позволит строить здания не выше 33 этажей, это мало для китайцев, которые запланировали строительство центра большой коммерции вблизи ядра жилого района высотой 68 этажей (примерно 180 метров). Это строение должно стать высотной доминантой всего квартала. Под него будут «подстраиваться» здания культурно-досугового центра на берегу Финского залива, где планируется расположить выставочные залы, гостиницы, спортивный зал. Высотность жилой застройки колеблется от 10-12 этажей в домах, расположенных вдоль главной транспортной магистрали района – ул. Трибуцци. По направлению от центральной оси района этажность понижается – до 8 этажей в середине квартала, до 2-5 этажей на «периферии». Соразмерно этажности меняется и масштаб: чем меньше этажей в домах, тем уютнее и меньше дворовые пространства. «Есть понятие автомобильного и пешеходного масштаба. Высотная застройка вблизи магистрали ориентирована на более молодых, социально активных людей, – считает Сергей Никитин. – Матисов канал является пешеходной осью, «дублером» автомобильной оси, рядом с ним расположены менее высокие дома, рассчитанные на семьи с детьми».
Как сообщил Сергей Никитин, точные параметры застройки пока не определены, это будет сделано перед подготовкой к выходу постановления правительства, расчеты будут произведены. Сам эскиз проекта планировки был представлен Александру Викторову в конце прошлой недели. При благоприятном решении, предстоит его утверждение постановлением правительства. Следующим этапом станет проектирование застройки по кварталам. Один из центральных кварталов проектирует Мария Лапшина, квартал по Петергофскому проспекту спроектировал институт «Тун-Цзы», часть застройки на северо-западе будет выполняться по проекту Игоря Забояркина.

Автор: Вероника Шеменева
рубрика: Городская среда

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.