Депутатов проигнорируют
На последнем заседании городского правительства принят проект закона «О целевых программах Санкт-Петербурга», подготовленный Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли.
Предыдущий закон с таким названием принимался в 1997 году и, по мнению губернатора Валентины Матвиенко, исчерпал себя. Новый проект закона в корне отличается от предыдущего. Если в законе 1997 года главный акцент был сделан на конкурсном отборе подрядчиков для исполнения программы, то нынешний определяет Порядок разработки проектов целевых программ, организации и осуществления контроля за исполнением целевой программы, включая формы представления обязательной отчетности; порядок формирования и ведения Реестра целевых программ Санкт-Петербурга и др. Кроме того, данным проектом утверждается Положение об экспертной комиссии и Методика проведения экспертизы проектов концепций и целевых программ.
В целом, проект закона закрепляет переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, к повышению ответственности за эффективность работ, финансируемых из городского бюджета. При этом целевые программы рассматриваются в качестве составного элемента системы общегородского стратегического планирования, инструмента достижения целей, обозначенных программой социально-экономического развития.
Коренные изменениЯ
Казалось бы, проходной закон. Но это только на первый взгляд. Главное в этом документе то, что все целевые программы подразделяются на среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Так вот первые предлагается принимать без обсуждения в Законодательном собрании, решением правительства. Если учесть, что большинство целевых программ принимаются на 3-4 года, даже такие масштабные, как реконструкция системы теплоснабжения Петроградского и Курортного районов, то становится ясным, что депутатов хотят лишить еще части их полномочий. А если вспомнить, что в настоящее время в Государственной думе обсуждаются поправки в Бюджетный кодекс, требующие формирования бюджета исключительно на основе целевых программ, то все встает на свои места. От депутатской поправки давно и безуспешно пытались избавиться сначала губернатор Владимир Яковлев, а затем и Валентина Матвиенко. В результате объемы завуалированной поправки только росли. И вот теперь нашли выход. Целевые программы принимает правительство, оно же контролирует их исполнение и утверждает отчеты. А поскольку в основе бюджета целевые программы, принятые правительством, то депутаты никак не могут повлиять на его составляющие, так как программы изменениям не подлежат и корректироваться могут только в особых случаях.
К примеру, если в своем Послании губернатор поставила иные цели, нежели существовавшие ранее. Или если пересмотрены стандарты качества, заложенные в программу социально-экономического развития. И последний третий вариант корректировки: если программа исполнена досрочно или ее исполнение признано нецелесообразным в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Вот такой замечательный закон придумали в недрах исполнительной власти.
Рисовать программы
больше не будут
Обсуждения, как это повелось в последнее время, не было. Итог подвела Валентина Матвиенко. По ее мнению, существующий порядок способствует придумыванию целевых программ без особой на то нужды: «Буквально придумывали так называемые целевые программы. И это, конечно, никакого отношения к целевому планированию не имело. Захотелось, нарисовали, и потом забыли об этой программе. Больше такого не будет.
Программа должна носить действительно целевой характер: если в городе стоит задача добиться тех или иных показателей, решить те или иные задачи, правительство их формулирует, ставит конечные сроки, результаты, выделяет соответствующие обоснованные суммы финансирования и четко эту программу реализует. Не надо гоняться за количеством программ. Сегодня важно, чтобы был результат». Губернатор согласилась, что данный проект закона играет важную роль в формировании взаимопонимания между законодательной и исполнительной ветвями власти. «А то была такая нервная реакция некоторых депутатов Законодательного собрания, когда правительство утверждало программы развития той или иной отрасли, – отметила она. – Депутаты очень болезненно это воспринимали, считая, что все надо утверждать в парламенте. Это неправильно. Правительство может и должно иметь свои планы, свои программы развития отраслей. Вот с принятием этого закона, я думаю, полемика исчезнет, и все будут понимать, что такое программа правительства, а что такое целевые программы». Конечно, поймут. Вот только не было бы поздно. Если примут предложенный закон в том варианте, в котором его утвердило правительство (а такое вполне возможно в предвыборной горячке), то попадут в ситуацию той самой вдовы, которая сама себя высекла.
Автор: Лилиана Глазова
Предыдущий закон с таким названием принимался в 1997 году и, по мнению губернатора Валентины Матвиенко, исчерпал себя. Новый проект закона в корне отличается от предыдущего. Если в законе 1997 года главный акцент был сделан на конкурсном отборе подрядчиков для исполнения программы, то нынешний определяет Порядок разработки проектов целевых программ, организации и осуществления контроля за исполнением целевой программы, включая формы представления обязательной отчетности; порядок формирования и ведения Реестра целевых программ Санкт-Петербурга и др. Кроме того, данным проектом утверждается Положение об экспертной комиссии и Методика проведения экспертизы проектов концепций и целевых программ.
В целом, проект закона закрепляет переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, к повышению ответственности за эффективность работ, финансируемых из городского бюджета. При этом целевые программы рассматриваются в качестве составного элемента системы общегородского стратегического планирования, инструмента достижения целей, обозначенных программой социально-экономического развития.
Коренные изменениЯ
Казалось бы, проходной закон. Но это только на первый взгляд. Главное в этом документе то, что все целевые программы подразделяются на среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Так вот первые предлагается принимать без обсуждения в Законодательном собрании, решением правительства. Если учесть, что большинство целевых программ принимаются на 3-4 года, даже такие масштабные, как реконструкция системы теплоснабжения Петроградского и Курортного районов, то становится ясным, что депутатов хотят лишить еще части их полномочий. А если вспомнить, что в настоящее время в Государственной думе обсуждаются поправки в Бюджетный кодекс, требующие формирования бюджета исключительно на основе целевых программ, то все встает на свои места. От депутатской поправки давно и безуспешно пытались избавиться сначала губернатор Владимир Яковлев, а затем и Валентина Матвиенко. В результате объемы завуалированной поправки только росли. И вот теперь нашли выход. Целевые программы принимает правительство, оно же контролирует их исполнение и утверждает отчеты. А поскольку в основе бюджета целевые программы, принятые правительством, то депутаты никак не могут повлиять на его составляющие, так как программы изменениям не подлежат и корректироваться могут только в особых случаях.
К примеру, если в своем Послании губернатор поставила иные цели, нежели существовавшие ранее. Или если пересмотрены стандарты качества, заложенные в программу социально-экономического развития. И последний третий вариант корректировки: если программа исполнена досрочно или ее исполнение признано нецелесообразным в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Вот такой замечательный закон придумали в недрах исполнительной власти.
Рисовать программы
больше не будут
Обсуждения, как это повелось в последнее время, не было. Итог подвела Валентина Матвиенко. По ее мнению, существующий порядок способствует придумыванию целевых программ без особой на то нужды: «Буквально придумывали так называемые целевые программы. И это, конечно, никакого отношения к целевому планированию не имело. Захотелось, нарисовали, и потом забыли об этой программе. Больше такого не будет.
Программа должна носить действительно целевой характер: если в городе стоит задача добиться тех или иных показателей, решить те или иные задачи, правительство их формулирует, ставит конечные сроки, результаты, выделяет соответствующие обоснованные суммы финансирования и четко эту программу реализует. Не надо гоняться за количеством программ. Сегодня важно, чтобы был результат». Губернатор согласилась, что данный проект закона играет важную роль в формировании взаимопонимания между законодательной и исполнительной ветвями власти. «А то была такая нервная реакция некоторых депутатов Законодательного собрания, когда правительство утверждало программы развития той или иной отрасли, – отметила она. – Депутаты очень болезненно это воспринимали, считая, что все надо утверждать в парламенте. Это неправильно. Правительство может и должно иметь свои планы, свои программы развития отраслей. Вот с принятием этого закона, я думаю, полемика исчезнет, и все будут понимать, что такое программа правительства, а что такое целевые программы». Конечно, поймут. Вот только не было бы поздно. Если примут предложенный закон в том варианте, в котором его утвердило правительство (а такое вполне возможно в предвыборной горячке), то попадут в ситуацию той самой вдовы, которая сама себя высекла.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти