Петербургская долина пирамид
Архитектор Никита Явейн предложил застроить площадь у Ладожского вокзала пятью пирамидами-небоскребами. Градостроительный совет утвердил только две из них. Однако это не исключает возможности дальнейшего развития прилегающей к вокзалу территории вверх.
Возможно, в обозримом будущем окрестности Ладожского вокзала превратятся в аналог парижского района Дефанс. На Градостроительном совете был представлен первый в Санкт-Петербурге проект, предполагающий строительство кластера небоскребов в относительной близости от центра города.
Архитектурная концепция развития, а точнее, создания «ладожской» привокзальной площади, разработанная архитектурной мастерской «Студия-44», создавалась по заказу ООО «Адамант-Капитал». Напомним, что «Адамант» является владельцем торгового комплекса «Заневский каскад», а Никита Явейн – автор проекта, по которому стоилось здание Ладожского вокзала. Таким образом, ни для заказчика, ни для проектировщика градостроительная среды была не нова.
Никита Явейн, создавая концепцию застройки, вышел за предложенные инвестором рамки. Компания «Адамант-Капитал» заказала проект размещения в окрестностях вокзала двух коммерческих объектов, однако проектировщики «Студии-44» вместо двух небоскребов разместили пять. Возможно, это было провидческим решением. Один из небоскребов, который согласно эскизу застройки располагается на территории ювелирного завода «Самоцветы», может быть построен. Об этом сообщил на Градостроительном совете руководитель архитектурной студии «А. Лен» Сергей Орешкин, сотрудничающий в этом направлении с руководством завода.
В основу разработанного «Студией-44» эскиза планировки территории положена пятиконечная структура, углы которой образуют небоскребы высотой 130-135 метров. Существующее здание Ладожского вокзала находится по одной из осей расположения небоскребов (тех двух, которые и были заказаны проектировщикам). Но оно теряется на фоне своих возможных более рослых соседей – старое детище архитектора может быть принесено в жертву новому.
Высотки, по замыслу Никиты Явейна, являют собой некий синтез египетских пирамид и небоскребов Манхеттена. Нестандартная архитектура помимо полета авторской фантазии имеет и экономическую основу. Пирамидальная форма отражает график рентабельности коммерческих площадей: более привлекательные и дорогостоящие помещения располагаются в нижних этажах зданий (и их масштабы были максимально увеличены), затем идет удешевление площадей, стоимость и рентабельность снова возрастает к последним этажам. Предполагается, что функционально небоскребы будут дробиться примерно так: на четырех подземных этажах расположатся парковки, четыре первых надземных этажа отойдет торговле, посередине – офисы, на верхних этажах – видовые рестораны. Острый петербургский вопрос с парковками решается из расчета одно машиноместо на 45-50 кв. метров офисных площадей и 35 кв. метров – торговых. В общей сложности будет насчитываться 1,5 тыс. парковочных мест. Площадь одного небоскреба составляет 67,7 тыс. кв. метров, под торговые площади отведено 4,8 тыс. кв. метров, на офисы должна приходиться примерно 21 тыс. кв. метров. Чтобы увидеть истинный масштаб «долины небоскребов», нужно все эти показатели умножить на 5.
Согласно анализу визуального восприятия небоскребы не будут просматриваться из исторического центра города. Исключение составляют вид с середины Тучкова моста, Синопской и Свердловской набережных, а также с площади Александра Невского. «То, что видимость будет с площади – некая конечная цель объекта», – прокомментировал Никита Явейн. Архитектор отметил, что Заневский проспект является продолжением Невского, это район исторической планировки, крупный транспортный узел и стихийный центр деловой активности, поэтому появление здесь кластера небоскребов вполне оправдано.
Эскиз застройки «площади» был воспринят градостроительным советом благосклонно, за исключением того, что и сейчас фактически ни о какой привокзальной площади не может идти речи, а с появлением новых небоскребов ситуация для пешеходов и транспорта станет еще напряженнее. «Жаль, что виртуальной площади не соответствует пространство на земле», – отметил в своей рецензии Святослав Гайкович. Архитектурная концепция была признана очень удачной, однако реалии таковы, что при наличии хорошей архитектурной идеи пока нет места для ее воплощения. ООО «Адамант-Капитал» было даже предложено снести ТК «Заневский каскад» ради будущего величия, однако эта идея не вызвала энтузиазма у инвестора. В итоге градостроительный совет утвердил концепцию строительства двух из пяти небоскребов на территории, которая находится в собственности инвестора – при условии, что проектировщики смогут решить все наземные проблемы, возникающие при новом строительстве. Чтобы построить остальные три высотки, придется снести несколько жилых домов и договориться с ювелирным заводом (что в теории осуществимо).
Но даже если проект при дальнейшей работе окажется откровенно «бумажным», он важен в качестве прецедента. Небоскребы Явейна – антипод «Газпром-Сити» в глазах петербургских архитекторов. «Возможность появления кластера небоскребов воспринимается нормально, – подытожил председатель КГА Александр Викторов. – Город должен иметь высотные точки, которые будут соответствовать градостроительному развитию».
Автор: Вероника Шеменева
Возможно, в обозримом будущем окрестности Ладожского вокзала превратятся в аналог парижского района Дефанс. На Градостроительном совете был представлен первый в Санкт-Петербурге проект, предполагающий строительство кластера небоскребов в относительной близости от центра города.
Архитектурная концепция развития, а точнее, создания «ладожской» привокзальной площади, разработанная архитектурной мастерской «Студия-44», создавалась по заказу ООО «Адамант-Капитал». Напомним, что «Адамант» является владельцем торгового комплекса «Заневский каскад», а Никита Явейн – автор проекта, по которому стоилось здание Ладожского вокзала. Таким образом, ни для заказчика, ни для проектировщика градостроительная среды была не нова.
Никита Явейн, создавая концепцию застройки, вышел за предложенные инвестором рамки. Компания «Адамант-Капитал» заказала проект размещения в окрестностях вокзала двух коммерческих объектов, однако проектировщики «Студии-44» вместо двух небоскребов разместили пять. Возможно, это было провидческим решением. Один из небоскребов, который согласно эскизу застройки располагается на территории ювелирного завода «Самоцветы», может быть построен. Об этом сообщил на Градостроительном совете руководитель архитектурной студии «А. Лен» Сергей Орешкин, сотрудничающий в этом направлении с руководством завода.
В основу разработанного «Студией-44» эскиза планировки территории положена пятиконечная структура, углы которой образуют небоскребы высотой 130-135 метров. Существующее здание Ладожского вокзала находится по одной из осей расположения небоскребов (тех двух, которые и были заказаны проектировщикам). Но оно теряется на фоне своих возможных более рослых соседей – старое детище архитектора может быть принесено в жертву новому.
Высотки, по замыслу Никиты Явейна, являют собой некий синтез египетских пирамид и небоскребов Манхеттена. Нестандартная архитектура помимо полета авторской фантазии имеет и экономическую основу. Пирамидальная форма отражает график рентабельности коммерческих площадей: более привлекательные и дорогостоящие помещения располагаются в нижних этажах зданий (и их масштабы были максимально увеличены), затем идет удешевление площадей, стоимость и рентабельность снова возрастает к последним этажам. Предполагается, что функционально небоскребы будут дробиться примерно так: на четырех подземных этажах расположатся парковки, четыре первых надземных этажа отойдет торговле, посередине – офисы, на верхних этажах – видовые рестораны. Острый петербургский вопрос с парковками решается из расчета одно машиноместо на 45-50 кв. метров офисных площадей и 35 кв. метров – торговых. В общей сложности будет насчитываться 1,5 тыс. парковочных мест. Площадь одного небоскреба составляет 67,7 тыс. кв. метров, под торговые площади отведено 4,8 тыс. кв. метров, на офисы должна приходиться примерно 21 тыс. кв. метров. Чтобы увидеть истинный масштаб «долины небоскребов», нужно все эти показатели умножить на 5.
Согласно анализу визуального восприятия небоскребы не будут просматриваться из исторического центра города. Исключение составляют вид с середины Тучкова моста, Синопской и Свердловской набережных, а также с площади Александра Невского. «То, что видимость будет с площади – некая конечная цель объекта», – прокомментировал Никита Явейн. Архитектор отметил, что Заневский проспект является продолжением Невского, это район исторической планировки, крупный транспортный узел и стихийный центр деловой активности, поэтому появление здесь кластера небоскребов вполне оправдано.
Эскиз застройки «площади» был воспринят градостроительным советом благосклонно, за исключением того, что и сейчас фактически ни о какой привокзальной площади не может идти речи, а с появлением новых небоскребов ситуация для пешеходов и транспорта станет еще напряженнее. «Жаль, что виртуальной площади не соответствует пространство на земле», – отметил в своей рецензии Святослав Гайкович. Архитектурная концепция была признана очень удачной, однако реалии таковы, что при наличии хорошей архитектурной идеи пока нет места для ее воплощения. ООО «Адамант-Капитал» было даже предложено снести ТК «Заневский каскад» ради будущего величия, однако эта идея не вызвала энтузиазма у инвестора. В итоге градостроительный совет утвердил концепцию строительства двух из пяти небоскребов на территории, которая находится в собственности инвестора – при условии, что проектировщики смогут решить все наземные проблемы, возникающие при новом строительстве. Чтобы построить остальные три высотки, придется снести несколько жилых домов и договориться с ювелирным заводом (что в теории осуществимо).
Но даже если проект при дальнейшей работе окажется откровенно «бумажным», он важен в качестве прецедента. Небоскребы Явейна – антипод «Газпром-Сити» в глазах петербургских архитекторов. «Возможность появления кластера небоскребов воспринимается нормально, – подытожил председатель КГА Александр Викторов. – Город должен иметь высотные точки, которые будут соответствовать градостроительному развитию».
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Городская среда