Муниципалитеты призвали к ответственности
В середине марта в силу вступят поправки в Земельный кодекс, где прописаны меры ответственности органов местного самоуправления за нарушения земельного законодательства. Например, за то, что местная власть затягивает приватизацию земли или незаконно отказывает в ней гражданам и фирмам.
Как рассказал «Строительному Еженедельнику» заместитель председателя думского Комитета по собственности Евгений Богомольный, принятые поправки направлены в первую очередь на усиление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц за вред, причиненный гражданам и организациям при нарушении их прав на землю.
«До сих пор с местных властей вообще нельзя было спрашивать, – заявил Евгений Богомольный. – Они по своему усмотрению распоряжались землями, которые до сих пор не распределены. И если тем самым наносили людям ущерб – никто за это не отвечал. Теперь им придется учиться нести ответственность за свои действия – и за то, что делают неправильно, и за то, что издают акты, не соответствующие закону. Можно сказать, что принятые поправки восстановили справедливость».
Депутат подчеркнул, что органы местного самоуправления и потребители, как две оппозиционные силы, никогда не смогут договориться и мирно разрешить земельные конфликты. «Все спорные вопросы придется решать в суде. Суд будет рассматривать две оценки – независимой оценочной компании со стороны гражданина и со стороны органа местного самоуправления. Чью сторону примет суд – тот и прав. В случае проигрыша местные органы власти, как это предусмотрено поправками в Земельный кодекс, будут отвечать перед истцом деньгами из фонда муниципального образования», – пояснил депутат.
По мнению эксперта Фонда «Институт экономики города» Леонида Бандорина, появление поправок в Земельный кодекс безусловное благо – с технической точки зрения. «До их принятия в России действительно существовала некоторая правовая асимметрия.
По его мнению, привлекать муниципалитеты к ответственности тем более логично, что фирмы и граждане в процессе оформления прав на земельные участки сталкиваются в основном с органами местного самоуправления.
«Но формулировка о возмещении убытков, причиненных муниципалами изданием правовых актов, мне кажется достаточно узкой, – сообщил он. – Конечно, документ о предоставлении земельного участка тому или иному лицу подписывает орган местного самоуправления. Конфликт может возникнуть, если бумага содержит неправильные формулировки – бизнесмен, например, из-за этого может не оформить вовремя договор купли-продажи и претерпеть убытки. Но серьезные накладки из-за неграмотного оформления документов случаются редко. Гораздо чаще это происходит по причине бездействия органов местного самоуправления. Например, вы как гражданин или застройщик бьетесь за проект, бегаете по кабинетам, а чиновники затягивают подписание бумаг. И все». «Поэтому, если говорить о мерах ответственности муниципалитетов, то их надо распространить не только на принятие неграмотных нормативных актов, но и на злостное бездействие», – заключил эксперт.
Автор: Наталья Ковтун
Как рассказал «Строительному Еженедельнику» заместитель председателя думского Комитета по собственности Евгений Богомольный, принятые поправки направлены в первую очередь на усиление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц за вред, причиненный гражданам и организациям при нарушении их прав на землю.
«До сих пор с местных властей вообще нельзя было спрашивать, – заявил Евгений Богомольный. – Они по своему усмотрению распоряжались землями, которые до сих пор не распределены. И если тем самым наносили людям ущерб – никто за это не отвечал. Теперь им придется учиться нести ответственность за свои действия – и за то, что делают неправильно, и за то, что издают акты, не соответствующие закону. Можно сказать, что принятые поправки восстановили справедливость».
Депутат подчеркнул, что органы местного самоуправления и потребители, как две оппозиционные силы, никогда не смогут договориться и мирно разрешить земельные конфликты. «Все спорные вопросы придется решать в суде. Суд будет рассматривать две оценки – независимой оценочной компании со стороны гражданина и со стороны органа местного самоуправления. Чью сторону примет суд – тот и прав. В случае проигрыша местные органы власти, как это предусмотрено поправками в Земельный кодекс, будут отвечать перед истцом деньгами из фонда муниципального образования», – пояснил депутат.
По мнению эксперта Фонда «Институт экономики города» Леонида Бандорина, появление поправок в Земельный кодекс безусловное благо – с технической точки зрения. «До их принятия в России действительно существовала некоторая правовая асимметрия.
По его мнению, привлекать муниципалитеты к ответственности тем более логично, что фирмы и граждане в процессе оформления прав на земельные участки сталкиваются в основном с органами местного самоуправления.
«Но формулировка о возмещении убытков, причиненных муниципалами изданием правовых актов, мне кажется достаточно узкой, – сообщил он. – Конечно, документ о предоставлении земельного участка тому или иному лицу подписывает орган местного самоуправления. Конфликт может возникнуть, если бумага содержит неправильные формулировки – бизнесмен, например, из-за этого может не оформить вовремя договор купли-продажи и претерпеть убытки. Но серьезные накладки из-за неграмотного оформления документов случаются редко. Гораздо чаще это происходит по причине бездействия органов местного самоуправления. Например, вы как гражданин или застройщик бьетесь за проект, бегаете по кабинетам, а чиновники затягивают подписание бумаг. И все». «Поэтому, если говорить о мерах ответственности муниципалитетов, то их надо распространить не только на принятие неграмотных нормативных актов, но и на злостное бездействие», – заключил эксперт.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Актуальная тема