Зрелищ и торговли
Петербург не испытывает недостатка в торговых комплексах, поэтому в борьбе за клиента операторами все чаще делается ставка на развлекательную составляющую. Следующим этапом может стать строительство специализированных развлекательных комплексов.
Прошлый год ознаменовался бумом введения в строй торговых центров – 46 объектов, в том числе две МЕГИ, «Гранд Каньон», «Варшавский экспресс», «Южный Полюс», «Родео Драйв». Общая площадь открытых торговых центров (включая гипермаркеты) составила около 1,35 млн кв. метров, общая площадь, подлежащая сдаче в аренду (GLA) составляет приблизительно 1 млн кв. метров. Таким образом, по показателю GLA на 1 тыс. жителей в Санкт-Петербурге в 2006 году установлен абсолютный рекорд, по крайней мере, для городов-миллионников России. Северная столица на сегодняшний день по насыщенности торговыми площадями вполне соответствует европейскому уровню.
«Общепризнанным критерием оценки обеспеченности мегаполиса торговыми площадями в составе ТЦ является количество квадратных метров ритейла в расчете на 1 тыс. жителей, – отмечает управляющий партнер компании «АйБИ ГРУПП», президент Гильдии управляющих и девелоперов Юрий Борисов. – Тенденцией в Западной и Восточной Европе является стремление этого показателя к соотношению 1 к 1: на одного жителя – один квадратный метр торговых площадей. В Санкт-Петербурге в силу экономических причин процесс насыщения идет лавинообразно, и у этого есть огромный недостаток. Ни количество, ни качество операторов торговли, фаст-фуда и развлечений не усиливается с точки зрения появления новых имен в соответствии с темпами ввода торговых площадей. Поэтому дальнейшее развитие рынка торговых центров в Санкт-Петербурге состоит в специализации комплексов, большего учета потребительских предпочтений и к составу операторов, и к досуговой, и к бытовой составляющей каждого нового проекта».
В городе сложилась ситуация, когда шоппинг сам по себе перестал быть целью и средством провести свободное время, клиенты ТРК все чаще предпочитают, развлекаясь, покупать, а не покупая, развлекаться. Поэтому сейчас при строительстве торгово-развлекательных центров в Санкт-Петербурге все большее внимание уделяется именно развлекательной составляющей.
«Конкурировать при минимальном количестве операторов, торгующих одеждой, обувью, аксессуарами и с несколькими игроками в каждой «якорной» категории (продукты питания, бытовая техника и электроника, спортивные и детские товары) можно только за счет более сильной развлекательной составляющей, которая создает некую «исключительность» для потребителя – кинотеатр, боулинг, детский развлекательный центр, океанариум, аквапарк, концептуальные рестораны», – подчеркивает Юрий Борисов.
Иногда ориентированность на развлечения особо подчеркивается. Так, рекламный слоган открытого в конце 2006 года комплекса «Родео Драйв» – «Самый развлекательный шоппинг». Помимо традиционных кинотеатра, ресторанов и бильярда здесь открыт первый в городе аквапарк на территории торгового комплекса. А «фишкой» комплекса «Гранд Каньон» можно назвать не только размеры, но и ресторанную улицу. ТРК «Планета Нептун», в состав которого входит океанариум, совсем недавно обзавелся еще одной развлекательной «приманкой» – виртуальным образовательным комплексом «Транс-Форс», способным принимать в год до 100 тыс. посетителей. По подсчетам инвестора – группы компаний «Транзас» – проект стоимостью 9 млн рублей должен окупиться за 1,5 года. Ранее подобный комплекс появился в ТК «Норд». В планах компании расширять развлекательную сеть в Петербурге, к 2008 году планируется построить отдельно стоящий виртуальный образовательно-развлекательный комплекс «Транс-форс».
По мнению экспертов, такой проект может быть экономически выгодным при определенных условиях, главными из которых являются цена за землю (за право застройки, которая учитывает рентабельность данного бизнеса) и более низкая стоимость денег. Пока холдинг «Транзас» не определился с местом расположения будущего развлекательного центра, но, как отметил вице-президент компании Николай Мужиков, ведутся переговоры о его размещении рядом с крупными торговыми центрами «МЕГА». Таким образом, развлечения и торговля все равно останутся близкими соседями.
Автор: Вероника Шеменева
Прошлый год ознаменовался бумом введения в строй торговых центров – 46 объектов, в том числе две МЕГИ, «Гранд Каньон», «Варшавский экспресс», «Южный Полюс», «Родео Драйв». Общая площадь открытых торговых центров (включая гипермаркеты) составила около 1,35 млн кв. метров, общая площадь, подлежащая сдаче в аренду (GLA) составляет приблизительно 1 млн кв. метров. Таким образом, по показателю GLA на 1 тыс. жителей в Санкт-Петербурге в 2006 году установлен абсолютный рекорд, по крайней мере, для городов-миллионников России. Северная столица на сегодняшний день по насыщенности торговыми площадями вполне соответствует европейскому уровню.
«Общепризнанным критерием оценки обеспеченности мегаполиса торговыми площадями в составе ТЦ является количество квадратных метров ритейла в расчете на 1 тыс. жителей, – отмечает управляющий партнер компании «АйБИ ГРУПП», президент Гильдии управляющих и девелоперов Юрий Борисов. – Тенденцией в Западной и Восточной Европе является стремление этого показателя к соотношению 1 к 1: на одного жителя – один квадратный метр торговых площадей. В Санкт-Петербурге в силу экономических причин процесс насыщения идет лавинообразно, и у этого есть огромный недостаток. Ни количество, ни качество операторов торговли, фаст-фуда и развлечений не усиливается с точки зрения появления новых имен в соответствии с темпами ввода торговых площадей. Поэтому дальнейшее развитие рынка торговых центров в Санкт-Петербурге состоит в специализации комплексов, большего учета потребительских предпочтений и к составу операторов, и к досуговой, и к бытовой составляющей каждого нового проекта».
В городе сложилась ситуация, когда шоппинг сам по себе перестал быть целью и средством провести свободное время, клиенты ТРК все чаще предпочитают, развлекаясь, покупать, а не покупая, развлекаться. Поэтому сейчас при строительстве торгово-развлекательных центров в Санкт-Петербурге все большее внимание уделяется именно развлекательной составляющей.
«Конкурировать при минимальном количестве операторов, торгующих одеждой, обувью, аксессуарами и с несколькими игроками в каждой «якорной» категории (продукты питания, бытовая техника и электроника, спортивные и детские товары) можно только за счет более сильной развлекательной составляющей, которая создает некую «исключительность» для потребителя – кинотеатр, боулинг, детский развлекательный центр, океанариум, аквапарк, концептуальные рестораны», – подчеркивает Юрий Борисов.
Иногда ориентированность на развлечения особо подчеркивается. Так, рекламный слоган открытого в конце 2006 года комплекса «Родео Драйв» – «Самый развлекательный шоппинг». Помимо традиционных кинотеатра, ресторанов и бильярда здесь открыт первый в городе аквапарк на территории торгового комплекса. А «фишкой» комплекса «Гранд Каньон» можно назвать не только размеры, но и ресторанную улицу. ТРК «Планета Нептун», в состав которого входит океанариум, совсем недавно обзавелся еще одной развлекательной «приманкой» – виртуальным образовательным комплексом «Транс-Форс», способным принимать в год до 100 тыс. посетителей. По подсчетам инвестора – группы компаний «Транзас» – проект стоимостью 9 млн рублей должен окупиться за 1,5 года. Ранее подобный комплекс появился в ТК «Норд». В планах компании расширять развлекательную сеть в Петербурге, к 2008 году планируется построить отдельно стоящий виртуальный образовательно-развлекательный комплекс «Транс-форс».
По мнению экспертов, такой проект может быть экономически выгодным при определенных условиях, главными из которых являются цена за землю (за право застройки, которая учитывает рентабельность данного бизнеса) и более низкая стоимость денег. Пока холдинг «Транзас» не определился с местом расположения будущего развлекательного центра, но, как отметил вице-президент компании Николай Мужиков, ведутся переговоры о его размещении рядом с крупными торговыми центрами «МЕГА». Таким образом, развлечения и торговля все равно останутся близкими соседями.
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Статистика и аналитика