Экономия ударила по рынку асфальтобетона

Вопреки прогнозам, рынок асфальтобетонных смесей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по сравнению с прошлым годом не только не вырос, но еще и снизился в среднем на 10-15%. Как отмечают специалисты, это напрямую связано с сокращением финансирования дорожной отрасли в целом.

По словам Александра Чукардина, начальника отдела продаж асфальтобетонных смесей ЗАО «Беатон», после ухода налоговых поступлений крупнейших сырьевых компаний из Петербурга городская бюджетная политика этого года стала отличаться экономией во всех отраслях, но больнее всего эта экономия ударила по дорожному хозяйству. На рынке ощущается затишье, причем все дорожники в один голос утверждают, что этот сезон стал для них большим разочарованием.
Денис Данилов, коммерческий директор асфальтового направления NCC Roads (Россия) ОП по производству асфальтобетонных смесей, отметил, что в 2012 году происходит сокращение рынка асфальтобетонных смесей на 20-22%, что составляет примерно 1 млн тонн асфальта. «Резкое сокращение рынка асфальтобетонных смесей связано с завершением ряда крупных объектов, таких как КАД, сокращением финансирования по строительству городских дорог и поздними сроками проведения аукциона по текущему ремонту дорог в Ленинградской области (сентябрь 2012 года). В результате производство работ на большом количестве крупных адресов будет начато не ранее третьей декады сентября-начала октября, с завершением работ в 2013 году», – прокомментировал господин Данилов.
Асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом для капитальных дорожных покрытий. В большинстве развитых стран протяженность дорог с таким типом покрытия составляет 90-95% от общей протяженности дорог. Состояние дорог в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по-прежнему вызывает нарекания многих автомобилистов. Как известно, долговечность дорог в значительной степени зависит от качества укладываемого материала. Современные дороги покрываются асфальтобетоном, изготовленным на базе нефтяных битумов, получаемых в результате окисления воздухом тяжелых остатков перегонки нефти при температуре 239-340 °С. Этот процесс был разработан в 1896 году, а внедрен в производство в 1914 году. Однако, по мнению многих специалистов, этот материал не соответствуют никаким понятиям о качестве. «Так как Россия вступила в ВТО, то в ближайшее время к нам хлынут большегрузные автомобили со всей Европы, что просто уничтожит наши дороги. Асфальтобетон относится к мягким покрытиям, и срок его жизни составляет максимум 3-4 года. Наши технологии давно устарели», – говорит Олег Сметанин, начальник отдела продаж компании «Юни-торг».
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге реализуется ряд крупных объектов дорожного строительства, на которые идут основные поставки асфальтобетона. Это строительство южного и северного участков Западного скоростного диаметра, ряд городских объектов по созданию эстакад и путепроводов в местах пересечений с железнодорожными путями и организации непрерывного движения на набережных и перекрестках, например завершается строительство Коломяжского путепровода. Кроме того, идут работы по текущему ремонту городских дорог. Так, по словам Александра Чукардина, самые крупные поставки асфальтобетонных смесей ГК «Беатон» в 2012 осуществлялись на ЗСД, Приозерское шоссе, а/д Зеленогорск – Приморск – Выборг – Озерки – Приморск, устранение колейности КАД, ул. Маршала Говорова, Шуваловский пр., пр. Ветеранов, а/д Свирское – Горка, дороги Лодейнопольского района и г. Лодейное Поле. Активные поставки асфальта на последние адреса обеспечил один из мобильных АБЗ ГК «Беатон», работающий в Лодейном Поле.
Сегодня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают около 25 компаний, занимающихся производством асфальтобетонных смесей. Крупными среди них являются всего 7-8 компаний, на долю которых приходится 75-80% от всего объема производства. Среди них выделяют такие компании, как «АБЗ-1», «Беатон», «Дормикс», «АБЗ-Магистраль», «АБЗ-ВАД», «Дорожник-92» и NCC Roads. «В период кризиса 2009-2010 годов с рынка ушли два крупных игрока, в то же время ряд крупных компаний в этот период значительно увеличили свои производственные возможности, приобрели новые асфальтосмесительные установки, появились новые площадки. Рынок стал конкурентнее как по объемам и темпам производства, так и по цене (прибыль в отрасли снижается 4 год подряд)», – замечает Денис Данилов.
Весной 2011 года появился и новый игрок на рынке Санкт-Петербурга – ГК «Акрос», которая перевела свои производственные мощности из Новгородской области в поселок Петро-Славянка. «Производственная мощность асфальтобетонного завода AMMANN группы компаний «АКРОС» составляет 160 тонн асфальтобетона в час. Расположенная там же дробильно-сортировочная установка позволяет производить соответствующий объем щебня.
Если в 2011 году объем производства «АКРОС» составил 300 тыс. тонн, то в текущем году мы планируем достичь объем производства в 350 тыс. тонн. Таким образом, наша компания будет занимать до 1/6 от общего объема рынка», – сообщили в службе маркетинга компании.
Александр Чукардин считает, что кризис ударил по основным игрокам незначительно, количество компаний, производящих асфальт не только для собственных нужд, не сократилось. «Тенденцией последних лет стало появление на рынке производства асфальта новых игроков, свои асфальтобетонные производства начали организовывать крупные дорожно-строительные компании», – подытожил господин Чукардин.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Ксения Кибич
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.