Производству стройматериалов – главное внимание

Вопрос «О работе предприятий, производящих строительные материалы, и перспективах развития данной отрасли промышленности» стоял в конце повестки дня, когда в ускоренном режиме рассматриваются не самые важные городские проблемы. Тем не менее, ему постарались уделить достаточно внимания. Докладывал председатель Комитета по строительству Роман Филимонов.

Начал он с констатации факта: «строительная индустрия – одна из самых мощных отраслей экономики России – доля государственного сектора в которой сведена практически к нулю». Понятно, что в такой ситуации у государства немного рычагов влияния на бизнес. И наиболее эффективный – создание благоприятных условий для работы. Однако именно об этом в докладе не было сказано ни слова. Роман Филимонов ограничился информированием присутствующих, забросав их цифрами и названиями компаний.
«В настоящее время в городе свыше 400 предприятий занимаются производством строительных материалов, из них 80 – крупных и средних и 320 – относятся к сфере малого бизнеса. Минеральная сырьевая база строительных материалов сосредоточена в основном в Ленинградской области и насчитывает 170 зарегистрированных месторождений полезных ископаемых и 125 недропользователей. Число компаний, занимающихся добычей нерудных ископаемых – песка, гравия и щебня, – составляет чуть более 40. Среди них есть не только добывающие, но и занимающиеся обогащением и переработкой. В переработку вовлечено 57,6 процента щебня и облицовочного камня, 47 процентов песков, 44 процента легкоплавких глин».
Далее чиновник поведал, что песок, щебень и цемент – главные составляющие производства бетона, а именно из него в основном и строят сегодня в городе. Объем рынка производства железобетонных изделий превысил в 2006 году 600 тыс. куб. метров. В 2010 году, по прогнозу, он составит 700 тысяч кубов. Объем годового потребления песка, включая КАД и намывные территории, составляет 15,6 млн кубометров. К 2010 году – более 20 миллионов.
По мнению г-на Филимонова, на сегодня «потребности рынка в песке удовлетворены, чего не скажешь о щебне». Бетон на 42 процента состоит из щебня. В прошлом году его было добыто и переработано около 8,5 млн куб. метров. Щебень добывают на Карельском перешейке, и занимается этим около 20 компаний. Самая крупная из них – это «Гранит-Кузнечное», мощность 3,685 млн кубометров в год, следом идут «Ленстройматериалы», Выборгское и Гавриловское управления.
По данным геологов, имеющиеся запасы щебня сильно истощились и не могут покрыть растущий спрос. К тому же около 30 процентов материалов, по словам чиновника, отправляется в Центральный регион, а точнее, в Москву, где цены значительно выше. По этой причине уже в прошлом году дефицит щебня составил 2 млн кубометров. Между тем, специалисты прогнозируют, что объем его потребления будет расти в ближайшие годы на 10 процентов в год. При этом будут расти и цены. Так что в недалеком будущем нам придется либо переходить на строительство из иных, не железобетонных конструкций, либо завозить щебень из сопредельных стран, либо получать его посредством рециклинга строительных отходов сносимых аварийных и ветхих зданий и сооружений, как это принято во всем мире.
Еще один дефицитный материал – цемент. Цементных производств на территории города нет. Его производством занимаются два завода в Ленинградской области. Это Пикалевский, входящий в группу «Евроцемент», и «Цесла» в г. Сланцы. Ведущая роль на сегодня принадлежит ЗАО «Пикалевский Цемент», на долю которого приходится 65 процентов выпуска потребляемого в регионе цемента.
Впрочем, Роман Филимонов порадовал присутствующих тем, что в цементной промышленности намечается совершенствование технологий и развитие мощностей. Мощность Пикалевского завода в 2007 году предполагается довести до 2,2 млн тонн, главным образом благодаря договору о возобновлении поставок сырья и программе технического перевооружения завода, построенного в 1947 году. Кроме того, подписано инвестиционное соглашение с австрийскими инвесторами на строительство в Ленинградской области завода мощностью от 1,5 до 2 млн тонн цемента в год. Сумма вложений составит более $200 млн. Немецкая компания «Хедельберг-Цемент», которая в 2001 году выкупила 75 процентов акций ОАО «Цементный завод «Цесла», также планирует проинвестировать до 2009 года около $180 млн в создание нового производства объемом около 2 млн тонн. В результате объемы производства столь необходимого строительного материала возрастут в разы.
Руководитель Комитета по строительству также похвастался тем, что в декабре пришел пароход с цементом из Китая. И это оказалось дешевле, чем стоимость цемента, произведенного в Ленинградской области. Подобная информация не понравилась губернатору: как же вы работаете с местным бизнесом, если он так накручивает цены? – поинтересовалась Валентина Матвиенко. Вопрос повис в воздухе.
Роман Филимонов поспешил перейти к бетону. «Производители наращивают мощности, – сообщил он, – объем потребления бетонного раствора в 2006 году составил 3,6 млн кубометров в год, рост 42 процента. Прогнозируется, что в 2010 году промышленность выдаст 4,2 тысяч кубов продукции. Наиболее крупными производителями являются ПО «Баррикада», ДСК-3, ДСК-5 и ДСК «Блок». В области это Гатчинский ДСК, Бокситогорский и Волховский заводы ЖБИ.
В этом месте терпение губернатора лопнуло. Валентина Матвиенко довольно резко прервала докладчика: «Если вы будете излагать ситуацию по всем стройматериалам, нам понадобится еще часа полтора. Меня интересует другое. Нам необходимо наращивать строительные объемы, а дефицит стройматериалов увеличивается. Какова степень нашего влияния на производство стройматериалов? Как нам обеспечить увеличение объемов, модернизацию производства, развитие производства новых материалов? Как городская власть может влиять на это, если мы заинтересованы в более быстрых темпах строительства?», – вопрошала градоначальница.
Роман Филимонов, в очередной раз повторив, что «доля государственного влияния в данном секторе сведена к нулю», предложил попробовать изменить ситуацию при помощи грамотной инвестиционной политики. Помочь собственникам в развитии предприятий и последовательном переориентировании их на петербургский рынок.
Губернатор согласилась, что такая политика нужна и предложила ее разработать самому докладчику. «Бизнес реагирует на потребности. Это закон экономики. И если бизнес сегодня не видит потребностей региона, нам надо создать условия, чтобы он их увидел и обеспечил рынок необходимой продукцией», – заметила она.
Включившийся в разговор руководитель КБДХ Олег Виролайнен посетовал на то, что из-за выхода наших производителей на московский рынок московские цены пришли и к нам. «Сегодня стоимость материалов в общей стоимости работ доходит до 70 процентов, – отметил Олег Виролайнен. – И это никуда не годится. Так нам никаких средств не хватит на реализацию разработанных нами программ. Надо снижать цены», – потребовал он. Однако Валентина Матвиенко, проявив знание рыночной экономики, заявила, что «снизить цены можно только посредством увеличения объемов производства. Только тогда, когда предложение превысит спрос, цены начнут снижаться. «Вот как раз об этом мы и ведем разговор, как этого добиться», – сказала она и предложила г-ну Виролайнену поучаствовать в разработке программы.
А Роман Филимонов подсказал один из путей – переработка строительных отходов не только в части металлолома, но и бетонных конструкций. «У нас есть положительный опыт по сносу стадиона Кирова, – сказал он. – Мы практически весь материал переработали в мелкий щебень и, проведя за счет компании-инвестора дополнительные исследования экологической безопасности, использовали его для берегоукрепления. Нам не пришлось утилизировать порядка 200 тысяч отходов». Правда, при этом он заметил, что сегодня захоранивать отходы дешевле, чем их перерабатывать. На что губернатор предложила поднять цены на складирование отходов, чтобы выгоднее стало их перерабатывать.
В итоге бурного обсуждения было принято решение до 1 октября разработать программу потребностей города в строительных материалах, а до 30 апреля определиться с необходимыми мощностями для обеспечения еще не определенных потребностей.

Автор: ЛИЛИАНА ГЛАЗОВА
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.