ТСЖ нужна поддержка властей
Владельцы квартир не спешат вступать в товарищества собственников жилья (ТСЖ) из-за дороговизны их создания, а также из-за всевозможных обременений и обязанностей, которое сулит этот шаг. Популяризировать ТСЖ должны преференции властей.
По данным статистики, сегодня в России приватизировано более 77 процентов жилья, но только в 7 процентах домов созданы ТСЖ. Товарищества собственников жилья, несмотря на большие преимущества этого способа управления, пока не очень популярны у народа. В чем причина?
Ответственность и дороговизна
Весь груз управления многоквартирным домом со всей его коммунальной инфраструктурой в соответствии с Жилищным кодексом ложится на плечи собственников квартир конкретного дома. Сами граждане должны заниматься управлением общим имуществом. Если дом небольшой, то собственники могут напрямую заключать договоры с поставщиками услуг (электроэнергии, тепла и чистоты). Если в доме более 20-30 квартир, то целесообразно выбирать управляющую организацию, заключив с ней договор управления с понятными и приемлемыми обязанностями. (Кстати, определиться со способом управления собственники многоквартирных домов, согласно последней редакции закона, могут в любое время. Если они этого не сделали до 1 января 2007 года, то муниципалитеты обязаны параллельно с правом собственников (оно по времени не ограничено) до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс и определить для дома управляющую организацию).
После конкурса собственники должны заключить договор управления только на условиях, которые сформулировал муниципалитет (поэтому лучше участвовать в этом деле самим владельцам квартир). Создание ТСЖ не увеличивает и не уменьшает ответственности собственников. Бремя содержания своего имущества остается неизменным. Но при создании ТСЖ, если в доме есть уважаемые, честные и компетентные люди, то важные решения между собраниями собственников помещений или собраниями членов ТСЖ будут принимать правление и председатель. А ревизионная комиссия из других честных и грамотных собственников будет их проверять и докладывать собранию.
Но с другой стороны, образование ТСЖ – довольно «дорогое удовольствие». По данным, которые привел глава Минрегионразвития РФ Владимир Яковлев на последнем заседании в Росстрое, сегодня, «чтобы создать ТСЖ как юридическое лицо, необходимо 5 тысяч рублей и 4 месяца, чтобы оно полноценно заработало, нужны дополнительные затраты в объеме от 50 до 100 тысяч рублей, причем их должны оплатить владельцы квартир». Кроме того, участники ТСЖ должны платить массу налогов. Это и налог на прибыль, который сегодня составляет 24 процента, и НДС (налог на землю и налог на имущество должны платить только собственники жилых и нежилых помещений). А еще им нужно при необходимости раскошеливаться на капитальный ремонт.
Чиновники предлагают в перспективе снять с собственников жилья часть этих обременений. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже прошли первое чтение в Госдуме РФ.
Еще одна мера, которая должна сделать ТСЖ популярными у владельцев квартир – это отказ муниципалитетов от единоличного присвоения доходов от рекламы на домах в пользу ТСЖ. Вообще-то это должно быть во всех домах, а не только там, где созданы ТСЖ. Ведь стены и крыши, на которых крепится реклама, не принадлежат городу. Это общее имущество, и по поводу его использования в интересах всех собственников и по их решению есть конкретная статья в кодексе, которая открыто игнорируется. Это касается также и подвалов, и чердаков.
Mнение
Помощь по всем «фронтам»
О проблеме помощи ТСЖ со стороны властей и путях ее решения «Строительному Еженедельнику» рассказал эксперт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев.
– Дмитрий, какую помощь могут оказывать власти в создании ТСЖ и насколько это актуально?
– На мой взгляд, это довольно острая проблема. И направлений, по которым властные структуры могут помогать ТСЖ, очень много. Первое – это оказание информационной поддержки. Муниципальные власти могут взять на себя миссию просвещения граждан в вопросах создания ТСЖ, могут рассказывать о «плюсах» и «минусах» такого способа управления многоквартирным домом. К сожалению, не во всех муниципалитетах грамотный гражданин удобный контрагент. Второе – они могут оказывать некую техническую помощь. Например, могут помочь потенциальному активу в доме провести собрание, а также разработать проект устава ТСЖ. Причем не просто дать какой-то примерный устав в газете и сказать – смотрите, как надо и делайте так же. А именно, встретиться с людьми, разобраться в их пожеланиях и составить устав с учетом особенностей дома и чаяний граждан. Третье направление – юридическая помощь. Это очень актуально, особенно при регистрации ТСЖ. Было бы здорово, если бы в органах муниципальной власти был специальный человек (отдел), который помогал бы гражданам ходить по кабинетам чиновников и решать возникающие вопросы. Ведь сегодня регистрация ТСЖ – очень сложная многоэтапная процедура. Нужно получить согласие и в органах госрегистрации, а после этого в налоговой инспекции. Для людей, которые сталкиваются с этой проблемой впервые, это просто ужас. Они будут благодарны за действенную поддержку.
И, наконец, муниципальные власти могут помочь ТСЖ в финансировании разных пошлин и затрат (проект устава, печати, оргтехника).
– Я не знала, что муниципалитеты могут оказывать ТСЖ и финансовую помощь…
– Да, муниципалитеты имеют такое право. Они могут направлять предусмотренные в своих бюджетах средства на оказание поддержки и организациям, и гражданам. Запрета нет. Нужна только муниципальная программа поддержки инициатив создания ТСЖ.
– А как Вы относитесь к идее упрощения процедуры создания ТСЖ?
– Процедуру действительно на федеральном уровне собираются упростить. И это правильно. Хотя на практике чиновники местного уровня пока чаще препятствуют созданию ТСЖ. Это легко объяснимо. Ведь ТСЖ – структура с более высокой степенью организации граждан. Объединившись, люди начинают больше требовать от властей. Это не всегда удобно для чиновников.
– А в каком направлении может быть упрощена процедура создания и деятельности ТСЖ?
– Во-первых, может быть упрощена процедура регистрации товарищества. Во-вторых, можно решить целый ряд проблем, связанных с их налогообложением. На мой взгляд, нельзя с одной налоговой меркой подходить и к коммерческим организациям, и к некоммерческим – ТСЖ.
– Можно ли сказать, что ТСЖ нужно предоставлять налоговые льготы?
– Я бы не назвал это налоговыми льготами. Просто надо четче разграничить деятельность ТСЖ, чтобы она не попадала под конкретные налоги. Например, понятно, что товарищество будет стремиться к тому, чтобы средства, которые собираются с собственников помещений в доме, расходовались более рачительно: за меньшие деньги будут пытаться сделать больше работ и лучшего качества. Так что в большинстве случаев не будет даже речи о добавленной стоимости и о прибыли. А сегодня все средства, которые поступают от членов ТСЖ (и по договорам, и в виде взносов), сначала облагаются налогом на добавленную стоимость, и лишь через некоторое время идет возврат этих денег товариществу. Эта задержка негативно влияет на качество и содержание жилья. Применяются серые бездоговорные схемы, когда средства сбрасываются в кепку и расходуются без договоров.
– А вопрос с финансированием капитального ремонта?
– С 1991 года существует обязанность наймодателя проводить капитальный ремонт многоквартирных домов. Однако в бюджетах не было средств, поэтому муниципалитеты придумали систему круговой поруки, когда весь город (граждане) сбрасывались на ремонт нескольких домов. Но принимать решение о ремонте нужно не по старой советской схеме, когда глава города решал, что в конкретном доме ремонтировать и кто будет подрядчиком, а по новой рыночной системе. Решение о ремонте должно приниматься самими собственниками помещений только на общем собрании. Они должны решать, что и за какие деньги ремонтировать. А муниципальные власти могут лишь помочь профинансировать капремонт. Сегодня это прямо указано в статьях 158 и 165 Жилищного кодекса. Пока нет порядка предоставления федеральных и региональных бюджетных средств. Можно прописать, что эти деньги будут даваться ТСЖ как юридическому лицу. А можно выписать субсидии гражданам собственникам помещений с определенным уровнем доходов, например, малоимущим. Но, скорее всего, нецелесообразно давать эти деньги управляющей компании. Здесь обязательно возникнет конфликт интересов. Ведь любая коммерческая структура будет стремиться за большие деньги сделать меньше.
Автор: Наталья Ковтун
По данным статистики, сегодня в России приватизировано более 77 процентов жилья, но только в 7 процентах домов созданы ТСЖ. Товарищества собственников жилья, несмотря на большие преимущества этого способа управления, пока не очень популярны у народа. В чем причина?
Ответственность и дороговизна
Весь груз управления многоквартирным домом со всей его коммунальной инфраструктурой в соответствии с Жилищным кодексом ложится на плечи собственников квартир конкретного дома. Сами граждане должны заниматься управлением общим имуществом. Если дом небольшой, то собственники могут напрямую заключать договоры с поставщиками услуг (электроэнергии, тепла и чистоты). Если в доме более 20-30 квартир, то целесообразно выбирать управляющую организацию, заключив с ней договор управления с понятными и приемлемыми обязанностями. (Кстати, определиться со способом управления собственники многоквартирных домов, согласно последней редакции закона, могут в любое время. Если они этого не сделали до 1 января 2007 года, то муниципалитеты обязаны параллельно с правом собственников (оно по времени не ограничено) до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс и определить для дома управляющую организацию).
После конкурса собственники должны заключить договор управления только на условиях, которые сформулировал муниципалитет (поэтому лучше участвовать в этом деле самим владельцам квартир). Создание ТСЖ не увеличивает и не уменьшает ответственности собственников. Бремя содержания своего имущества остается неизменным. Но при создании ТСЖ, если в доме есть уважаемые, честные и компетентные люди, то важные решения между собраниями собственников помещений или собраниями членов ТСЖ будут принимать правление и председатель. А ревизионная комиссия из других честных и грамотных собственников будет их проверять и докладывать собранию.
Но с другой стороны, образование ТСЖ – довольно «дорогое удовольствие». По данным, которые привел глава Минрегионразвития РФ Владимир Яковлев на последнем заседании в Росстрое, сегодня, «чтобы создать ТСЖ как юридическое лицо, необходимо 5 тысяч рублей и 4 месяца, чтобы оно полноценно заработало, нужны дополнительные затраты в объеме от 50 до 100 тысяч рублей, причем их должны оплатить владельцы квартир». Кроме того, участники ТСЖ должны платить массу налогов. Это и налог на прибыль, который сегодня составляет 24 процента, и НДС (налог на землю и налог на имущество должны платить только собственники жилых и нежилых помещений). А еще им нужно при необходимости раскошеливаться на капитальный ремонт.
Чиновники предлагают в перспективе снять с собственников жилья часть этих обременений. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже прошли первое чтение в Госдуме РФ.
Еще одна мера, которая должна сделать ТСЖ популярными у владельцев квартир – это отказ муниципалитетов от единоличного присвоения доходов от рекламы на домах в пользу ТСЖ. Вообще-то это должно быть во всех домах, а не только там, где созданы ТСЖ. Ведь стены и крыши, на которых крепится реклама, не принадлежат городу. Это общее имущество, и по поводу его использования в интересах всех собственников и по их решению есть конкретная статья в кодексе, которая открыто игнорируется. Это касается также и подвалов, и чердаков.
Mнение
Помощь по всем «фронтам»
О проблеме помощи ТСЖ со стороны властей и путях ее решения «Строительному Еженедельнику» рассказал эксперт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев.
– Дмитрий, какую помощь могут оказывать власти в создании ТСЖ и насколько это актуально?
– На мой взгляд, это довольно острая проблема. И направлений, по которым властные структуры могут помогать ТСЖ, очень много. Первое – это оказание информационной поддержки. Муниципальные власти могут взять на себя миссию просвещения граждан в вопросах создания ТСЖ, могут рассказывать о «плюсах» и «минусах» такого способа управления многоквартирным домом. К сожалению, не во всех муниципалитетах грамотный гражданин удобный контрагент. Второе – они могут оказывать некую техническую помощь. Например, могут помочь потенциальному активу в доме провести собрание, а также разработать проект устава ТСЖ. Причем не просто дать какой-то примерный устав в газете и сказать – смотрите, как надо и делайте так же. А именно, встретиться с людьми, разобраться в их пожеланиях и составить устав с учетом особенностей дома и чаяний граждан. Третье направление – юридическая помощь. Это очень актуально, особенно при регистрации ТСЖ. Было бы здорово, если бы в органах муниципальной власти был специальный человек (отдел), который помогал бы гражданам ходить по кабинетам чиновников и решать возникающие вопросы. Ведь сегодня регистрация ТСЖ – очень сложная многоэтапная процедура. Нужно получить согласие и в органах госрегистрации, а после этого в налоговой инспекции. Для людей, которые сталкиваются с этой проблемой впервые, это просто ужас. Они будут благодарны за действенную поддержку.
И, наконец, муниципальные власти могут помочь ТСЖ в финансировании разных пошлин и затрат (проект устава, печати, оргтехника).
– Я не знала, что муниципалитеты могут оказывать ТСЖ и финансовую помощь…
– Да, муниципалитеты имеют такое право. Они могут направлять предусмотренные в своих бюджетах средства на оказание поддержки и организациям, и гражданам. Запрета нет. Нужна только муниципальная программа поддержки инициатив создания ТСЖ.
– А как Вы относитесь к идее упрощения процедуры создания ТСЖ?
– Процедуру действительно на федеральном уровне собираются упростить. И это правильно. Хотя на практике чиновники местного уровня пока чаще препятствуют созданию ТСЖ. Это легко объяснимо. Ведь ТСЖ – структура с более высокой степенью организации граждан. Объединившись, люди начинают больше требовать от властей. Это не всегда удобно для чиновников.
– А в каком направлении может быть упрощена процедура создания и деятельности ТСЖ?
– Во-первых, может быть упрощена процедура регистрации товарищества. Во-вторых, можно решить целый ряд проблем, связанных с их налогообложением. На мой взгляд, нельзя с одной налоговой меркой подходить и к коммерческим организациям, и к некоммерческим – ТСЖ.
– Можно ли сказать, что ТСЖ нужно предоставлять налоговые льготы?
– Я бы не назвал это налоговыми льготами. Просто надо четче разграничить деятельность ТСЖ, чтобы она не попадала под конкретные налоги. Например, понятно, что товарищество будет стремиться к тому, чтобы средства, которые собираются с собственников помещений в доме, расходовались более рачительно: за меньшие деньги будут пытаться сделать больше работ и лучшего качества. Так что в большинстве случаев не будет даже речи о добавленной стоимости и о прибыли. А сегодня все средства, которые поступают от членов ТСЖ (и по договорам, и в виде взносов), сначала облагаются налогом на добавленную стоимость, и лишь через некоторое время идет возврат этих денег товариществу. Эта задержка негативно влияет на качество и содержание жилья. Применяются серые бездоговорные схемы, когда средства сбрасываются в кепку и расходуются без договоров.
– А вопрос с финансированием капитального ремонта?
– С 1991 года существует обязанность наймодателя проводить капитальный ремонт многоквартирных домов. Однако в бюджетах не было средств, поэтому муниципалитеты придумали систему круговой поруки, когда весь город (граждане) сбрасывались на ремонт нескольких домов. Но принимать решение о ремонте нужно не по старой советской схеме, когда глава города решал, что в конкретном доме ремонтировать и кто будет подрядчиком, а по новой рыночной системе. Решение о ремонте должно приниматься самими собственниками помещений только на общем собрании. Они должны решать, что и за какие деньги ремонтировать. А муниципальные власти могут лишь помочь профинансировать капремонт. Сегодня это прямо указано в статьях 158 и 165 Жилищного кодекса. Пока нет порядка предоставления федеральных и региональных бюджетных средств. Можно прописать, что эти деньги будут даваться ТСЖ как юридическому лицу. А можно выписать субсидии гражданам собственникам помещений с определенным уровнем доходов, например, малоимущим. Но, скорее всего, нецелесообразно давать эти деньги управляющей компании. Здесь обязательно возникнет конфликт интересов. Ведь любая коммерческая структура будет стремиться за большие деньги сделать меньше.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Городская среда