Рабочая группа поможет дольщикам
Рабочая группа по решению проблем обманутых дольщиков в Санкт-Петербурге работает уже несколько месяцев. О ее работе «Строительному Еженедельнику» рассказал начальник отдела контроля и надзора в области долевого строительства Комитета по строительству Александр Меденцев.
– Александр Викторович, как возникла идея создать рабочую группу?
– На Всероссийском совещании в Минрегионразвития РФ в августе 2006 года всем регионам было рекомендовано создать такие рабочие группы. Поэтому в Петербурге было подготовлено распоряжение правительства города от 14 ноября 2006 года о создании новой рабочей структуры при комитете по строительству. Главная цель – защита прав обманутых граждан – участников долевого строительства. В рабочую группу вместе с чиновниками комитета вошли также представители строительных объединений, Экспертного совета по определению надежности строительных компаний (ЭСОН) и члены отдельных инициативных групп самих дольщиков.
– Когда прошло первое заседание рабочей группы?
– В конце прошлого года. Но мы сразу столкнулись с тем, что многие вопросы, которые необходимо решать, выходят за рамки компетенции рабочей группы, превышают возможности нашего влияния. Поэтому на специальном совещании у вице-губернатора Александра Вахмистрова в начале года было решено включить в состав рабочей группы представителей прокуратуры, Комитета по вопросам законности и правопорядка, представителей районных администраций и Жилищного комитета. Таким образом, экспертный состав группы расширился.
– Что уже удалось сделать для решения проблем дольщиков?
– Благодаря нашим усилиям при Комитете по строительству создан и ведется единый реестр по городским дольщикам. Обращения от граждан поступают со всего города. Сегодня в реестре 305 заявлений от конкретных физических лиц. Все заявления подкреплены документами, которые подтверждают статус дольщиков. Реестр – не просто перечень людей и их проблем. Это определенная классификация. Все случаи обмана соинвесторов мы разбили на четыре группы.
Первая – срывы сроков строительства, вторая – случаи явного мошенничества (объекты, где есть уголовные дела и ведется следствие), третья – двойные продажи, и четвертая – неординарные ситуации, которые встречаются редко, но тоже подлежат учету. В реестр не включаются групповые обращения граждан. Каждый эпизод – конкретная беда конкретного человека, которому мы будем помогать.
– Каким образом?
– Каждый вопрос выносим на рассмотрение рабочей группы. Нами разработаны варианты завершения строительства проблемных объектов без ущемления прав граждан. Пока их четыре. Все они основаны на законодательстве и частично опробованы в Петербурге. Первый механизм – передача объекта от застройщика вновь созданному ТСЖ. Второй – привлечение на объект новой юридической компании. К этой практике мы прибегаем в тех случаях, когда созданное ТСЖ не оправдывает доверия. Сами находим строительную организацию, она приходит на объект и доводит его «до ума». Третий механизм – когда объект, хоть и не достроен, но инвестиционно интересен. В этом случае можно провести конкурс среди потенциальных застройщиков и выбрать наилучший для соинвесторов вариант. И, наконец, четвертый механизм (пока мы его использовали всего один раз: он еще в проработке, но уже есть уверенность, что действовать он будет успешно) – механизм завершения строительства за счет средств города. Разговор идет о тех объектах, где практически ничего не создано: земля была выделена, но не освоена, а число соинвесторов – минимально. Такие объекты город готов забирать в бюджет, завершать строительство и передавать построенные квартиры нашим очередникам (интересы дольщиков тоже будут учтены).
– Сколько в Петербурге организаций, у которых есть проблемные объекты?
– По нашим данным, их в городе сегодня 45. Причем наши сведения не совпадают с федеральными. В реестре московских комитетов и ассоциаций дольщиков числится только 36 петербургских строительных фирм, где есть проблемы. Так что наша информационная база шире.
– Какие еще государственные структуры занимаются проблемой дольщиков в нашем городе?
– Недавно при Комитете по строительству создан отдел по надзору и контролю за долевым строительством. Создана методика его работы, набран штат сотрудников. Эта структура непосредственно будет следить за тем, чтобы подобные случаи не возникали впредь. Тем более что уже два года работает 214-й закон, определяющий порядок и условия привлечения средств граждан в «долевку». В соответствии с этим законом органам исполнительной власти даны большие полномочия по применению суровых санкций к нерадивым строителям. Но наша главная цель не наказать, а решить вопрос.
– Как Вы работаете с экспертной группой Госдумы РФ по решению проблем обманутых дольщиков?
– Мы работаем в конструктивном режиме. От сотрудничества не отмахиваемся. Делимся информацией, совместно разрабатываем способы решения проблем соинвесторов.
– Специалисты Хинштейна заявляют, что сегодня в Петербурге более 10 тысяч семей обманутых дольщиков. А Вы говорите всего о 305 случаях. Почему такая разница в статистике?
– Мы работаем только с документами и фактами. А у инициативных групп, от которых получают информацию московские коллеги, эмоциональные списки, которые при проверке не совсем соответствуют действительности. За свою статистику мы отвечаем. Это доказанные случаи.
– Можно ли сказать, что люди, попавшие в ваш реестр, автоматически попадают в очередь на получение жилья?
– Нет. Каждый случай – уникальная ситуация. Все случаи из своего реестра мы рассмотрим и постараемся помочь. Решать каждую проблему надо в рамках правового поля.
– Как попасть в ваш реестр?
– Если граждане обладают полным пакетом документов, подтверждающим, что они дольщики, они могут послать по почте письменное обращение в Комитет по строительству с просьбой включить их в реестр. Их поставят в очередь и уведомят об этом тоже по почте.
Автор: Наталья Ковтун
– Александр Викторович, как возникла идея создать рабочую группу?
– На Всероссийском совещании в Минрегионразвития РФ в августе 2006 года всем регионам было рекомендовано создать такие рабочие группы. Поэтому в Петербурге было подготовлено распоряжение правительства города от 14 ноября 2006 года о создании новой рабочей структуры при комитете по строительству. Главная цель – защита прав обманутых граждан – участников долевого строительства. В рабочую группу вместе с чиновниками комитета вошли также представители строительных объединений, Экспертного совета по определению надежности строительных компаний (ЭСОН) и члены отдельных инициативных групп самих дольщиков.
– Когда прошло первое заседание рабочей группы?
– В конце прошлого года. Но мы сразу столкнулись с тем, что многие вопросы, которые необходимо решать, выходят за рамки компетенции рабочей группы, превышают возможности нашего влияния. Поэтому на специальном совещании у вице-губернатора Александра Вахмистрова в начале года было решено включить в состав рабочей группы представителей прокуратуры, Комитета по вопросам законности и правопорядка, представителей районных администраций и Жилищного комитета. Таким образом, экспертный состав группы расширился.
– Что уже удалось сделать для решения проблем дольщиков?
– Благодаря нашим усилиям при Комитете по строительству создан и ведется единый реестр по городским дольщикам. Обращения от граждан поступают со всего города. Сегодня в реестре 305 заявлений от конкретных физических лиц. Все заявления подкреплены документами, которые подтверждают статус дольщиков. Реестр – не просто перечень людей и их проблем. Это определенная классификация. Все случаи обмана соинвесторов мы разбили на четыре группы.
Первая – срывы сроков строительства, вторая – случаи явного мошенничества (объекты, где есть уголовные дела и ведется следствие), третья – двойные продажи, и четвертая – неординарные ситуации, которые встречаются редко, но тоже подлежат учету. В реестр не включаются групповые обращения граждан. Каждый эпизод – конкретная беда конкретного человека, которому мы будем помогать.
– Каким образом?
– Каждый вопрос выносим на рассмотрение рабочей группы. Нами разработаны варианты завершения строительства проблемных объектов без ущемления прав граждан. Пока их четыре. Все они основаны на законодательстве и частично опробованы в Петербурге. Первый механизм – передача объекта от застройщика вновь созданному ТСЖ. Второй – привлечение на объект новой юридической компании. К этой практике мы прибегаем в тех случаях, когда созданное ТСЖ не оправдывает доверия. Сами находим строительную организацию, она приходит на объект и доводит его «до ума». Третий механизм – когда объект, хоть и не достроен, но инвестиционно интересен. В этом случае можно провести конкурс среди потенциальных застройщиков и выбрать наилучший для соинвесторов вариант. И, наконец, четвертый механизм (пока мы его использовали всего один раз: он еще в проработке, но уже есть уверенность, что действовать он будет успешно) – механизм завершения строительства за счет средств города. Разговор идет о тех объектах, где практически ничего не создано: земля была выделена, но не освоена, а число соинвесторов – минимально. Такие объекты город готов забирать в бюджет, завершать строительство и передавать построенные квартиры нашим очередникам (интересы дольщиков тоже будут учтены).
– Сколько в Петербурге организаций, у которых есть проблемные объекты?
– По нашим данным, их в городе сегодня 45. Причем наши сведения не совпадают с федеральными. В реестре московских комитетов и ассоциаций дольщиков числится только 36 петербургских строительных фирм, где есть проблемы. Так что наша информационная база шире.
– Какие еще государственные структуры занимаются проблемой дольщиков в нашем городе?
– Недавно при Комитете по строительству создан отдел по надзору и контролю за долевым строительством. Создана методика его работы, набран штат сотрудников. Эта структура непосредственно будет следить за тем, чтобы подобные случаи не возникали впредь. Тем более что уже два года работает 214-й закон, определяющий порядок и условия привлечения средств граждан в «долевку». В соответствии с этим законом органам исполнительной власти даны большие полномочия по применению суровых санкций к нерадивым строителям. Но наша главная цель не наказать, а решить вопрос.
– Как Вы работаете с экспертной группой Госдумы РФ по решению проблем обманутых дольщиков?
– Мы работаем в конструктивном режиме. От сотрудничества не отмахиваемся. Делимся информацией, совместно разрабатываем способы решения проблем соинвесторов.
– Специалисты Хинштейна заявляют, что сегодня в Петербурге более 10 тысяч семей обманутых дольщиков. А Вы говорите всего о 305 случаях. Почему такая разница в статистике?
– Мы работаем только с документами и фактами. А у инициативных групп, от которых получают информацию московские коллеги, эмоциональные списки, которые при проверке не совсем соответствуют действительности. За свою статистику мы отвечаем. Это доказанные случаи.
– Можно ли сказать, что люди, попавшие в ваш реестр, автоматически попадают в очередь на получение жилья?
– Нет. Каждый случай – уникальная ситуация. Все случаи из своего реестра мы рассмотрим и постараемся помочь. Решать каждую проблему надо в рамках правового поля.
– Как попасть в ваш реестр?
– Если граждане обладают полным пакетом документов, подтверждающим, что они дольщики, они могут послать по почте письменное обращение в Комитет по строительству с просьбой включить их в реестр. Их поставят в очередь и уведомят об этом тоже по почте.
Автор: Наталья Ковтун
рубрика:
Городская среда