Мост Лейтенанта Шмидта: этапы реконструкции

Cо 2 апреля 2007 года на реконструируемом мосту Лейтенанта Шмидта начались пробные разводки. В ночь с 10 на 11 апреля под мостом впервые прошел караван судов. Однако навигация прошла в особом режиме: до конца апреля все переправы в городе будут разводить только по предварительной заявке речников.

Что было
Построенный в 1850 году мост дважды перестраивался. В 1938 году были заменены конструкции пролетных строений, местоположение и система разводного пролета. В 1976 году был произведен капитальный ремонт, при котором деревянные конструкции проезжей части разводного пролета заменили на металлический настил.
В конце 90-х годов прошлого века стало очевидно, что мост не отвечает современным требования по габаритам, грузоподъемности и безопасности. Назрела острая необходимость его реконструкции. Реконструкции предшествовал конкурс, в котором победу одержал консорциум, возглавляемый ОАО «Мостоотряд №19». Его партнерами выступили ЗАО «Пилон», ЗАО «Институт «Стройпроект» и ЗАО «Институт «Гипростроймост-Санкт-Петербург».
В сентябре 2005 года мостостроители приступили к сооружению временного моста в 43,5 метрах выше по течению. А уже 9 мая 2006 года по временной переправе было открыто движение автотранспорта. После этого начались работы по разборке старого моста.
16 сентября 2006 года состоялся монтаж пролета 4-3 с консолью в пролет 3-2 постоянного моста Лейтенанта Шмидта. Собранное на стапеле на Румянцевском спуске пролетное строение было перемещено поперечной передвижкой по устроенным пирсам на специально оборудованную плавсистему из понтонов, которая после откачки из них воды взяла пролет на себя. Затем с помощью буксиров плавсистема была сплавлена ниже по течению и заведена в пролет 4-3 постоянного моста. После этого понтоны были притоплены, что позволило опустить пролетное строение в проектное положение. Эта уникальная операция была выполнена специалистами ОАО «Мостоотряд №19» – генерального подрядчика строительства.
Предварительно был проведен комплекс работ по подготовке опор № 4 и № 3 к монтажу пролетного строения. В течение месяца на стапеле было собрано около 900 тонн металлоконструкций. На примере собранного пролета виден облик будущего моста, который практически полностью повторяет очертания арочных пролетов своего предшественника, построенного в середине позапрошлого века по проекту и под руководством инженера Станислава Кербедза.
Монтаж пролетных строений постоянного моста является важным этапом его реконструкции. 21 октября 2006 года специалистами ОАО «Мостоотряд №19» проведен монтаж пролета 5-6 с консолью в пролет 6-7 постоянного моста. Параллельно велись работы по сооружению непосредственно опор моста и монтаж пролетного строения в пролете 8-9. Последний этап надвижки пролетного строения временного моста в рамках реконструкции моста Лейтенанта Шмидта через реку Неву был выполнен 26 марта 2007 года. На опоре № 5 соединили уже установленный в проектное положение разводной пролет и пролетное строение, надвигаемое со стороны Васильевского острова.
Кроме того, произведена установка и наладка механизмов разводного пролета, после чего было проведено их испытание.
Что будет
2 апреля 2007 года начались пробные разводки реконструируемого моста, в ходе которых проверялась траектория движения крыльев моста, замер характеристик привода и самого разводного пролета. Подъем происходил на резервном приводе. Крылья моста за 22 минуты поднялись с нуля градусов до 72 градусов. В этом проекте реализованы смелые технические решения. По словам главного специалиста ГУП «Мостотрест» Владимира Зайцева, впервые примыкание оси вращения крыла разводного пролетного строения как в наведенном положении, так и в процессе разводки осуществляется на хвостовые части главных балок стационарных пролетов. Заполнение противовесных коробок крыльев разводных пролетов изготовлено из свинцовых блоков правильной формы. Таким образом, удалось при минимальной массе противовесов добиться их максимального веса. Так как часть веса перенесена с разводных на постоянные пролеты, то отпала необходимость в ремонте опор разводного пролета. По словам специалиста, уникальные малогабаритные цилиндры от приводов крыльев разводного пролета применяются с 1965 года. Впервые их использовали на мосту Александра Невского и Тучковом мосту.
«Такие уникальные энергетические комплексы, как разводной пролет моста, предусматривают двухстороннюю подачу электроэнергии. При этом подача осуществляется из двух самостоятельных источников тока, – говорит Владимир Зайцев. – Все гидравлическое и электрическое оборудование максимально автоматизировано, обладает многими степенями защиты. Это дает возможность разводить крылья по многим комбинациям электродвигателей. В случае отказа одного насоса, будет работать другой».
Одна из главных технических новинок – применение автоматических заградительных барьеров. В период разводки они ограничат доступ автомобилистов на мост. Автоматизированная система позволит обеспечить высочайшую надежность работы моста, а также обеспечить безопасность людей.
Как сообщили в пресс-службе компании «Мостоотряд №19», за оставшиеся месяцы до ввода моста в эксплуатацию на нем предполагается выполнить покрытие проезжей части, освещение, реставрационные работы по металлодекору на пролетных строениях и павильонах: фонари, перильное ограждение, архитектурный декор павильонов, памятные доски. Регулярное судоходство на Неве откроют в ночь на 1 мая, а движение по мосту обещают открыть уже в августе 2007 года.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Среда обитания
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.