Адмиралтейство в новоделе не нуждается
Здание Главного Адмиралтейства более века назад лишилось скульптур, символизирующих шесть великих русских рек и четыре континента.
Вопрос о том, воссоздавать утраченное или оставить все как есть, наиболее ясно стал звучать лишь сейчас, когда появилась возможность изыскать на это дело средства из различных источников. В настоящее время представители Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и Совета по сохранению культурного наследия обсуждают эту проблему. Несмотря на то, что официального вердикта городской власти еще нет, уже сейчас ясно, что скульптуры на место не вернутся.
Изначально, с 1811 года, по замыслу архитектора Адреана Захарова, здание Главного Адмиралтейства украшали 56 скульптур, олицетворяющих морское могущество и в то же время выражающих характерные черты русского классицизма. На центральной башне располагалось 28 фигур, символизирующих природные стихии и времена года; на фасадах со стороны Невы – четыре четырехметровые статуи, символы Европы, Азии, Америки и Африки; на фронтонах – двенадцать фигур, олицетворяющих месяцы года; снизу располагались символы шести великих русских рек Волги, Дона, Енисея, Лены, Невы и Днепра. С самого начала своего существования скульптуры, символизирующие реки и континенты, привлекали к себе внимание. В большинстве своем это почти обнаженные фигуры. Расположенные вблизи Исаакиевского собора, они смущали горожан и возмущали служителей православной церкви. Возмущения священнослужителей не прошли даром: в 1860 году по указу императора Александра II и настоянию церкви эти статуи были уничтожены. С тех пор, как сейчас считают многие специалисты, от скульптур не осталось никаких следов, по которым можно было бы в полной мере воссоздать утраченное. В разных источниках даются разные сведения и рисунки, которые несколько противоречат друг другу. Так, например, в некоторых научных материалах, посвященных декоративному убранству Адмиралтейства, перепутаны названия фигур или даны лишь очертания уничтоженных статуй. По таким материалам полностью восстановить первоначальный вид аллегорических фигур практически невозможно. На этом и остановились сегодня сотрудники КГИОП и участники Совета по сохранению культурного наследия. Однако петербургский скульптор Константин Бобков уверен, что воссоздать утраченные статуи реально. Еще с прошлого века он собирает и систематизирует научные материалы, для того чтобы воплотить эту идею в жизнь. Константин Бобков по существующей базе уже создал модели фигур Адмиралтейства и определил название каждой из них. Многие петербургские архитекторы к энтузиазму Константина Бобкова относятся скептически. По мнению архитектора Славы Симкиной, полной исторической документации, которая могла бы послужить достаточным основанием для воссоздания скульптур, все равно нет. Вторая причина, которая препятствует возрождению статуй, – отсутствие материала, из которого они были изготовлены в XIX веке, пудостского камня. Это редкий материал, запасы которого практически исчерпаны. Третья причина связана с общественной необходимостью. Глава КГИОП Вера Дементьева считает, что якоря, расположенные сейчас на месте скульптур, смотрятся органично, и нет никакой нужды заменять их античными статуями. Заместитель начальника по научной работе Музея городской скульптуры Надежда Ефремова полностью поддерживает эту точку зрения. «Вряд ли эти фигуры сейчас придутся ко двору, – отмечает госпожа Ефремова. – Даже если они будут созданы из пудостского камня, современная экология не позволит им простоять долго. Не думаю, что нужно менять якоря. Они ведь символизируют море. Уверяю, что обнаженная дама в перьях на этом постаменте будет сбивать адекватное восприятие горожан».
Воссоздание символов русских рек и континентов, как оказалось, задача не первой важности. Сегодня главное – привести фасады Адмиралтейства в престижный вид. Архитекторы считают, что новодел противоречит статусу памятника, хоть и отражает его историю. Здание Главного Адмиралтейства, как отмечают специалисты, нужно консервировать, а не дополнять вновь созданными статуями.
Скульптор Константин Бобков несмотря ни на что, твердо намерен довести свое дело до конца. «Даже если городские чиновники скажут, что фигуры Адмиралтейству возвращать не нужно, я все равно буду продолжать работу, – говорит Константин Бобков. – Это дело всей моей жизни».
Автор: Марина Голокова
Вопрос о том, воссоздавать утраченное или оставить все как есть, наиболее ясно стал звучать лишь сейчас, когда появилась возможность изыскать на это дело средства из различных источников. В настоящее время представители Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и Совета по сохранению культурного наследия обсуждают эту проблему. Несмотря на то, что официального вердикта городской власти еще нет, уже сейчас ясно, что скульптуры на место не вернутся.
Изначально, с 1811 года, по замыслу архитектора Адреана Захарова, здание Главного Адмиралтейства украшали 56 скульптур, олицетворяющих морское могущество и в то же время выражающих характерные черты русского классицизма. На центральной башне располагалось 28 фигур, символизирующих природные стихии и времена года; на фасадах со стороны Невы – четыре четырехметровые статуи, символы Европы, Азии, Америки и Африки; на фронтонах – двенадцать фигур, олицетворяющих месяцы года; снизу располагались символы шести великих русских рек Волги, Дона, Енисея, Лены, Невы и Днепра. С самого начала своего существования скульптуры, символизирующие реки и континенты, привлекали к себе внимание. В большинстве своем это почти обнаженные фигуры. Расположенные вблизи Исаакиевского собора, они смущали горожан и возмущали служителей православной церкви. Возмущения священнослужителей не прошли даром: в 1860 году по указу императора Александра II и настоянию церкви эти статуи были уничтожены. С тех пор, как сейчас считают многие специалисты, от скульптур не осталось никаких следов, по которым можно было бы в полной мере воссоздать утраченное. В разных источниках даются разные сведения и рисунки, которые несколько противоречат друг другу. Так, например, в некоторых научных материалах, посвященных декоративному убранству Адмиралтейства, перепутаны названия фигур или даны лишь очертания уничтоженных статуй. По таким материалам полностью восстановить первоначальный вид аллегорических фигур практически невозможно. На этом и остановились сегодня сотрудники КГИОП и участники Совета по сохранению культурного наследия. Однако петербургский скульптор Константин Бобков уверен, что воссоздать утраченные статуи реально. Еще с прошлого века он собирает и систематизирует научные материалы, для того чтобы воплотить эту идею в жизнь. Константин Бобков по существующей базе уже создал модели фигур Адмиралтейства и определил название каждой из них. Многие петербургские архитекторы к энтузиазму Константина Бобкова относятся скептически. По мнению архитектора Славы Симкиной, полной исторической документации, которая могла бы послужить достаточным основанием для воссоздания скульптур, все равно нет. Вторая причина, которая препятствует возрождению статуй, – отсутствие материала, из которого они были изготовлены в XIX веке, пудостского камня. Это редкий материал, запасы которого практически исчерпаны. Третья причина связана с общественной необходимостью. Глава КГИОП Вера Дементьева считает, что якоря, расположенные сейчас на месте скульптур, смотрятся органично, и нет никакой нужды заменять их античными статуями. Заместитель начальника по научной работе Музея городской скульптуры Надежда Ефремова полностью поддерживает эту точку зрения. «Вряд ли эти фигуры сейчас придутся ко двору, – отмечает госпожа Ефремова. – Даже если они будут созданы из пудостского камня, современная экология не позволит им простоять долго. Не думаю, что нужно менять якоря. Они ведь символизируют море. Уверяю, что обнаженная дама в перьях на этом постаменте будет сбивать адекватное восприятие горожан».
Воссоздание символов русских рек и континентов, как оказалось, задача не первой важности. Сегодня главное – привести фасады Адмиралтейства в престижный вид. Архитекторы считают, что новодел противоречит статусу памятника, хоть и отражает его историю. Здание Главного Адмиралтейства, как отмечают специалисты, нужно консервировать, а не дополнять вновь созданными статуями.
Скульптор Константин Бобков несмотря ни на что, твердо намерен довести свое дело до конца. «Даже если городские чиновники скажут, что фигуры Адмиралтейству возвращать не нужно, я все равно буду продолжать работу, – говорит Константин Бобков. – Это дело всей моей жизни».
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Среда обитания