Будущее рождается в Японии

Японский архитектор Кисе Курокава известен в мировой среде профессионалов как философ, основатель метаболизма в архитектуре, автор более ста книг, посвященных этому направлению, а также множества проектов, реализованных в разных странах мира.

Почерк японского мастера узнаваем. Архитектурный стиль Кисе Курокавы неповторим. Ни одно из зданий, построенных по его проектам, не обходится без внимания. В Японии мастера знает практически любой обыватель, не имеющий ничего общего с архитектурой. Японские коллеги называют его не иначе как «сенсей», что в переводе означает «учитель». Влияние архитектора в родной стране настолько сильно, что именно благодаря ему вполне могут установиться надежные русско-японские отношения.
Работа архитектора с мировым именем началась в России с одного из уникальнейших проектов строительства стадиона в Санкт-Петербурге. Стадионов, подобных тому, что будет построен по замыслу Кисе Курокавы на Крестовском острове, нет нигде в мире. Проект японского мастера выгодно отличает в первую очередь сохранение многоярусной насыпи с врезанными в нее атриумами, павильонами и каскадами лестниц, изначально задуманных ленинградским архитектором Александром Никольским. Ландшафт Крестовского острова и виды на Финский залив привносят индивидуальность японскому проекту. По своей форме новый стадион будет напоминать усеченный конус, повторяющий геометрию чаши арены. Пространственная близость к Финскому заливу стала основой для создания архитектуры, напоминающей корабль. Изнутри чаша стадиона разомкнута в направлении парковой аллеи и главного входа. Таким образом, архитектор добился создания внутреннего театрального пространства: основная масса зрителей, поднявшись на холм, оказывается на сцене огромного амфитеатра, окруженного уникальной природой Крестовского острова. Со стороны парковой аллеи в восприятии зрителей будет доминировать сохраненный холм. Со стороны залива стадион будет восприниматься как динамично выступающий огромный корабль.
Для японского архитектора это третье спортивное сооружение, которое воплощается по его проекту. Первые два действуют в Японии: стадионы Оита (на 43 тысячи зрителей) и Тойота (на 45 тысяч зрителей). Вместимость каждого из них меньше вместимости петербургского стадиона почти на 20 тысяч мест.
Среди проектов Кисе Курокавы нет ни одного, подобного тому, который будет воплощен на Крестовском острове. Именно природный ландшафт и сохранение холма Александра Никольского позволили Кисе Курокаве создать неповторимую архитектуру не только в Санкт-Петербурге, но и во всем мире.
ВостоЧные премудрости
Кисе Курокава признается, что он скорее философ, чем архитектор. Каждый его проект, воплощенный в Японии, отражает смысл философии метаболизма. Суть этого направления сводится к тому, что город в целом воспринимается как один организм, состоящий из постоянных и временных элементов: костей, кровеносных сосудов, живых клеток, меняющихся с течением времени. С точки зрения метаболистов, каждое здание является неотъемлемой деталью города, тесно связанной с иными объектами, уличными развязками, тоннелями и магистралями. Любое изменение одного из объектов влечет за собой изменения во всем архитектурном пространстве города. Сам же город, подобно любому живому организму, закономерно изменяется, растет и постоянно обретает новые элементы.
Японские города – Токио, Осака и Киото – являются ярким примером такой философии. Современная японская архитектура – это во многом результат стремления зодчих к гармонии всех зданий с окружающей природной средой и микроклиматом в помещениях. Каждый участок японской земли имеет свое предназначение. Высокие технологические параметры строений позволяют японским архитекторам не только экономить территории, но и объединять здания в функциональном отношении. Небоскребы Токио и торгово-промышленного центра Осаки, трехъярусные автомобильные магистрали и надземные железные дороги первоначально создают ощущение сплошного каменного массива, довлеющего над человеком. Однако все в этих городах создано с тем, чтобы человек чувствовал себя максимально комфортно. У японцев сильно развито чувство самоуважения и уважения к другим. Возможно, отчасти и это отразилось на развитии теории метаболизма. Экономия места в архитектурных решениях оборачивается для японцев экономией времени. Современная японская архитектура – это архитектура людей, уважающих прошлое, но между тем живущих будущим.
Кисе Курокава говорит, что философия времени отражается в каждом его проекте. «Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего», – отмечает японский мастер. Эта философия четко прослеживается в градостроительстве Киото, древней столицы Японии. Киото – как одна большая книга с яркими иллюстрациями японской истории. Здесь древние памятники архитектуры сливаются с современными постройками. Город по своей форме представляет огромную чашу, в центре которой сохраняется исторически заложенная высотность зданий, а по краям допускается возведение небоскребов. Японцы чтят древние традиции архитектуры и не смеют нарушать единство внутреннего пространства Киото. Именно здесь, в Киото, находятся известные храмы Ясака, Хэйан, Киемидзу, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Реандзи, сегунский замок Нидзе, старый императорский дворец Госе. На эти шедевры мировой архитектуры и ориентируются японские градостроители.
Первые проекты
метаболизма
Традиции, заложенные в японскую архитектуру несколько столетий назад, сохраняются при создании современных проектов. Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Первые проекты Кисе Курокавы не стали исключением. В их число входит здание «Капсула» (Nakagin Capsule Tower), построенное в 1970-72 годы в Токио. В архитектурном мире «Капсула» признана одним из лучших произведений метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. Помещения этого здания оформлены в виде отдельных прямоугольных «капсул», наслаивающихся друг на друга и создающих тем самым необыкновенный архитектурный облик.
Здание доминирует на фоне всех остальных объектов на главной улице Токио, Ginza. Именно «Капсула» считается главным творением мировой архитектуры метаболизма.
Национальный этнологический музей (National Museum of Ethnology), построенный по проекту Кисе Курокавы в Осаке в 1973-77 годы, являет собой монументальное сооружение, в котором прослеживается тема космоса. Максимально открытые внутренние пространства контрастируют с полностью закрытыми фасадами, представляющими сплошные стены. Элементы музейного комплекса выполнены в виде прямоугольных фигур. Четкость и строгость в проведении каждой линии, создании каждого помещения оправдывает гармония с окружающим природным ландшафтом, зелеными холмами, буквально накатывающимися на здание музея.
Полностью закрытым с внешней стороны зданием является также Национальный театр Бунраку (National Bunraku Theater), построенный в 1979-83 годы в Осаке. Главным принципом в проектировании этого театра является симбиоз традиционной и современной культур. Фасады в стиле модерна органично сочетаются с открытыми внутренними помещениями, характерными для традиционных японских сооружений. Дизайны интерьеров театра Бунраку полностью объясняются его функциональной принадлежностью. Это классический театр кукол. В театре Бунраку все внимание зрителя должно концентрироваться на ярких, красочных куклах в тяжелых национальных одеждах, поэтому сцена и зрительный зал выполнены в серых тонах, они не имеют ни одной лишней детали, впрочем, как и все другие интерьеры театра.
Простые
Японские технологии
Проекты Кисе Курокавы, воплощенные в течение последних десяти лет, отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и материалами, предусмотренными для их воплощения. Прямоугольные формы сохраняются, но при этом обогащаются окружностями, полукругами и конусами. Архитектор смело «открывает» фасады с помощью стекла. Таковы Международный деловой центр в Осаке (Osaka International Convention Center, 1994-2000), торговые центры в Токио (Japanese Nursing Association Headquarters, 1999-2001 и Spazio Brera Ginza, 2003-2004), Национальный центр искусства в Токио (National Art Center, 2000-2006). В построении всех этих зданий соблюдены сложные технологические параметры. Современная японская архитектура насыщена различными системами, позволяющими зданиям «жить» самостоятельной жизнью. Так, Национальный центр искусства в Токио, фасады которого полностью выполнены из стекла, содержит в порядке робот-«паук», которого Кисе Курокава называет «спайдермен». «Мой друг никогда не спит, – отзывается о нем архитектор, – он работает круглые сутки. Я не вижу его, зато я наблюдаю чистые стекла». Высокие технологии господин Курокава предусмотрел и в проекте петербургского стадиона. Первоначально предложенные выдвижное поле, сдвигающаяся крыша стадиона, сенсоры-датчики, призванные давать сигналы об изменениях грунтовых почв, – все это, как утверждает японский мастер, вполне реально. Насколько это уместно, удобно и экономично для россиян, не привыкших к такой роскоши, – другой вопрос. Для архитектора не проблема заменить предложенные системы альтернативными вариантами. Проект стадиона на Крестовском острове трудно безоговорочно включить в список современных зданий господина Курокавы. Это произведение, в котором отражено слияние двух национальных культур, модерна и классики, космоса и природы. Оно вызывает много споров, но не остается незамеченным.
В настоящее время архитектор продолжает работу над новым футбольным стадионом. По всей видимости, с этого проекта работа в России для господина Курокавы только началась. Уже сегодня компания Kisho Kurokawa architect & associates разрабатывает проект строительства торгового центра в Екатеринбурге. Кисе Курокава утверждает, что всегда готов к реализации новых замыслов. Бесконечное желание творить, воплощать принципиально новые идеи исходит из богатого внутреннего мира Кисе Курокавы. Это не только архитектор и философ, это еще и художник и поэт. Наряду с архитектурой, он создает дизайн предметов интерьера, мебели, аксессуаров. Вдохновленный городом на Неве, Кисе Курокава сочинил целый сборник стихотворений, посвященных Санкт-Петербургу.
Кисе Курокава вполне спокойно относится к триумфальным результатам своей работы. За всю свою творческую деятельность он участвовал в 38 международных архитектурных конкурсах и 34 раза одерживал победу. Это архитектор, который по праву заслуживает международного признания. Опыт совместной работы со специалистами разных стран мира значительно сказался на формировании профессиональных взглядов японского зодчего. Каждый его проект – это своеобразная ступень к развитию архитектуры будущего.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.