Уникальный объект

На минувшей неделе, сразу после дня Победы, в пресс-центре «Строительного Еженедельника» прошла пресс-конференция с участием всемирно известного японского архитектора Кисе Курокава.

Его проект победил в конкурсе на строительство нового современного футбольного стадиона на Крестовском острове. В ней также приняли участие руководитель компании-застройщика «Авант» Григорий Фельдман и представитель заказчика – начальник Строительного управления Комитета по строительству Герман Елянюшкин.
Речь шла о строительстве уникального сооружения, которое еще ни разу в мире не возводилось в северных широтах. И главное отличие данного сооружения от собратьев в Европе – оно будет теплым в любую погоду, даже если за стенами минус 30.
Свой проект архитектор Кисе Курокава назвал «космический корабль». И это объясняется не только внешним сходством здания с летающей тарелкой, но и непосредственно конструкцией: здание стадиона воздвигнут на восьми опорах, которые будут переходить в своеобразные мачты, поддерживающие крышу. Сравнивать стадион с космическим кораблем позволяет не только его архитектурная форма, но и холм, на котором будет расположена футбольная арена. Этот холм – один из немногих элементов, оставшихся от идеи ленинградского архитектора Александра Никольского.
Холм изначально был предусмотрен в концепции Кисе Курокавы. Именно благодаря этой огромной насыпи и будет создаваться впечатление отрывающегося от земли космического корабля. По словам Григория Фельдмана, насыпь сохранится, однако обваловка вокруг нее будет полностью снята для того, чтобы открыть вид на воплощенный проект. «Если сохранить обваловку, будет создаваться ощущение, что корабль сел в яму, и его не будет видно», – объясняет Григорий Фельдман. Кроме того, наш стадион будет самым сложным в мире в техническом оснащении. Число зрительских мест – 62 тысячи. Стоимость государственного контракта – 6,67 млрд рублей.
Проект сохранит
первонаЧальный вид
За время различных доработок проект Кисе Курокавы не претерпел существенных изменений. По-прежнему сохраняется раздвижная крыша и выдвижное поле, которые и вызвали массу споров в кругах отечественных архитекторов. Напомним, что петербургские специалисты осенью прошлого года весьма скептически отнеслись к данным конструкциям, посчитав их применение очень дорогостоящим и нецелесообразным в суровых российских условиях. Однако после длительных дебатов и обсуждений этого вопроса и архитектор, и руководство компании «Авант», выполняющей функции генерального подрядчика, и городские власти пришли к единому выводу – сохранить выдвижные конструкции. По словам Григория Фельдмана, именно раздвижная крыша и выдвижное поле будут делать новый стадион для футбольного клуба «Зенит» уникальным и не имеющим аналогов во всем мире. «Это будет самый технически сложный стадион в мире, – говорит Григорий Фельдман. – Здесь будет воплощена красивейшая архитектурная концепция доктора Курокавы. У человека, находящегося внутри стадиона, будет создаваться впечатление, что гигантский купол просто висит над ним, ничем не поддерживаемый. В то время, когда крыша будет раздвигаться, совершенно однозначно будет возникать ощущение открытого неба. Нет никакой паутины металлических ферм над головой – есть просто открытая крыша».
Григорий Фельдман рассказал также, что недавно «большая делегация, состоящая из представителей города, нашей компании и генерального проектировщика, побывала в Германии. Мы осмотрели четыре стадиона, в том числе и единственный в Гельзенкирхене, принадлежащий команде Шальке-04 – Veltins Arena, который как раз имеет выдвижное поле». И сделали соответствующие выводы.
Решение далось непросто
Кисе Курокава признается, что решение этих проблем далось ему весьма непросто. Перед тем как заявить о своем участии в международном конкурсе, Кисе Курокава не был уверен, что справится со сложными задачами проектирования. «Одной из главных трудностей является то, что Санкт-Петербург является самым северным в мире мегаполисом, – говорит архитектор. – В северных широтах нет ни одного города с крытым стадионом и с естественным травяным покрытием поля, а это является главным условием для первоклассного стадиона».
По мнению специалистов, натуральная трава на футбольном поле необходима во избежание различных травм, которые могут получить футболисты во время игры. Кисе Курокава утверждает, что для полноценного обеспечения естественного травяного покрытия недостаточно только выдвижного поля. Как выяснилось, чтобы достичь наилучшего эффекта, нужно смешать 12 различных видов трав. Более того, трава будет расти только в том случае, если она будет получать солнечный свет, как минимум, по четыре часа ежедневно. Именно поэтому, как объясняет доктор Курокава, и были предусмотрены два архитектурных решения на выбор: либо поставить весь газон на рельсы и вывозить поле целиком за пределы стадиона, либо разделить газон на двухметровые модули и выносить их на солнце частями. Победило выдвижное поле. Какие травы нужно будет смешивать для вечной зелени на новой арене, – пока вопрос открытый.
Использование выдвижного поля, как и предполагали петербургские архитекторы, влечет за собой различные трудности. Ведь стадион расположен на берегу Финского залива, и выдвижное поле будет постоянно находиться на семи ветрах, что может быть чревато негативными последствиями. А потому, как говорит Григорий Фельдман, необходимо будет поднимать уровень расположения стадиона.
СовместнаЯ работа
над проектом
В настоящее время японский архитектор продолжает работать над проектом стадиона вместе со специалистами организации, выполняющей функции генерального проектировщика – Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. Кучеренко, являющегося филиалом ФГУП «Строительство». По словам Григория Фельдмана, между доктором Курокавой и петербургскими проектировщиками сегодня царит полное взаимопонимание, что априори избавляет специалистов от многих проблем. Кисе Курокава признает, что заранее обезопасил себя тем, что с максимальной осторожностью подошел к выбору местных проектировщиков, с которыми собирается сотрудничать в «незнакомой обстановке, в чужой стране».
Господин Курокава полагает, что такое взаимопонимание должно быть установлено не только между специалистами, но и между «архитектором и клиентом». Тем самым японский архитектор довольно четко дал понять, что именно такая открытая политика в профессиональном деле выгодно отличает его от другой архитектурной звезды мирового масштаба, Доминика Перро. Кисе Курокава уверен, что его творение не повторит судьбу проекта второй сцены Мариинского театра. «Диалог между архитектором и клиентом сложен, но именно он позволяет решить все потенциальные проблемы», – утверждает японский архитектор.
А подрядчик заметил, что и с правительством города, и с иностранным архитектором достигнуто полное взаимопонимание. Проблем нет ни с финансированием, ни с техническим и архитектурным надзором.
Главное – выдержать сроки
Напомнив, что официальный договор с архитектурным бюро Кисе Курокавы был подписан в феврале 2007 года во время II Российско-японского экономического форума в присутствии делегации РФ, которую возглавлял премьер-министр российского Правительства Михаил Фрадков, Григорий Фельдман сделал акцент на том, что строительные работы ведутся в соответствии с графиком. В настоящее время идут земляные работы, предстоит вывезти около 600 тысяч кубометров. Кроме того, ведется проектирование причала длиной 200 метров, который будет построен летом для одновременного приема одного судна класса Волго-Балт или двух судов типа СТК или Невский. Это делается для того, чтобы в период навигации завезти максимальное количество инертных материалов и металлических конструкций. На самой стройплощадке планируется установить два бетонных узла, которые будут заняты изготовлением бетонного раствора.
Как и доктор Курокава, Григорий Фельдман доволен выбранным проектировщиком. «Это лучший проектировщик, какого мы могли бы выбрать, – отметил он. – За короткие сроки им разработана архитектурная концепция по материалам доктора Курокавы. Параллельно с этим ведется рабочее проектирование и нам уже выдана концепция фундамента и свайных полей. В конце этого месяца мы должны приступить к свайным работам». Проектированием крыши, по словам бизнесмена, занимается немецкая фирма, а травяным покрытием поля – голландская компания.
В процессе живой дискуссии журналисты поинтересовались, влияет ли руководство ФК «Зенит» на строительство стадиона, учитываются ли его требования. Ньюсмейкеры сообщили, что представитель клуба входит в рабочую группу, контролирующую строительство. Более того, учитывается и мнение болельщиков, к примеру, в настоящее время с ними планируется обсудить цветовую гамму сидений. Правда, никакие личные контакты не могут заменить процедуры, и, в конечном счете, все решения принимает заказчик, а подрядчик их исполняет, но дебаты ведутся постоянно.
НезнаЧительные изменениЯ все же будут
Далее выяснилось, что в первоначальный проект все-таки внесены некоторые изменения. «Есть две зоны по стадиону, – отметил Григорий Фельдман, – которые вызывали у нас вопросы и на которые мы сегодня получили ответы. Более того, выработали общее мнение. Одна зона – японский центр с японским садом и рестораном. Это будет подарок доктора Курокавы городу. Он хочет на свои средства эту часть стадиона устроить. Вторая зона – аквапарк, точнее, достаточно серьезная аквазона. По российским законам бассейны обязательно должны иметь наружное естественное освещение. Но поскольку аквазона предполагалась в месте, где находится обваловка стадиона, то выдержать наши стандарты технически невозможно. В соответствии с этим зона будет перепрофилироваться. Пока не решено, что там будет. Но принципиальное решение о замене принято». Г-н Фельдман отметил, что д-р Курокава очень оперативно сотрудничает со строителями и принимает изменения, если они необходимы. Подрядчик, в свою очередь, прилагает все усилия, чтобы «космический корабль», сохранился в первоначальном виде.
В настоящее время изготовлены математическая и физическая модели стадиона. Последняя проходит продувку в аэродинамической трубе. Окончание этой работы даст возможность проектировщику к концу мая выдать проект первой части свайных полей. Д-р Курокава ознакомился с этой работой, оценил ее положительно и с ней согласился.
Еще одно новшество, о котором сообщил Григорий Фельдман, – использование геотермальных свай. «Это современные технологии, – заметил генподрядчик, – им всего лет десять. Такие сваи позволяют сэкономить более 30 процентов электроэнергии в процессе эксплуатации. Их использование в строительстве, конечно, более капиталоемко, но зато впоследствии гораздо эффективнее».
Первопроходцы
В заключение руководитель компании «Авант» акцентировал внимание присутствующих на том, что «приходится решать массу вопросов, которые раньше нигде не решались. Например, в Германии на стадионе просто холодно зимой. Там владельцы считают, что можно и одеться потеплее. А перед нами поставлена задача – плюс 18. Кстати, и на улице у нас не минус 10, как в Германии, а минус 30 может быть. Расчетная температура – 26. А если на улице холодно, а внутри тепло, то возникает конденсация. Если же все закрыть, то поле не будет дышать, а ему, кроме солнца, нужен еще и воздух». Вот такие вопросы приходится решать строителям, что делает этот объект просто катастрофически уникальным. Нигде в мире раньше подобные вопросы не решались.
Григорий Фельдман уверен, что болельщикам на стадионе не будет холодно ни зимой, ни летом, и футболисты будут играть на естественном газоне, и крыша будет просто висеть сверху, и не упадет она от снега, хотя держится всего на восьми пилонах. Срок сдачи объекта 30 ноября 2008 года. Ждать чуда осталось всего 18 месяцев.

Автор: Лилиана Глазова, Марина Голокова
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.