Новые отношения
В субботу, 12 мая, Валентина Матвиенко провела совещание, на котором рассматривался ход реализации совместных проектов ОАО «Российские железные дороги» и Санкт-Петербурга.
В совещании принял участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин со товарищи. Обсуждались вопросы выноса транспортной инфраструктуры станций Санкт-Петербург-Варшавский и Санкт-Петербург-Товарный-Московский в промзону Шушары. Стороны утвердили график закрытия станций и подготовки проекта планировки освободившихся территорий.
Результаты работы рабочей группы по выносу обоих узлов докладывала главный бухгалтер ОАО «РЖД» Галина Крафт. Согласована схема земельного участка Московской-Товарной, который будет оформлен в собственность в 2008 году. В мае Росжелдор издаст приказ о закрытии станции, получены последние согласования. Составлен сетевой график по выносу грузового двора в Шушары, получен проект красных линий, на основе которых будут выполнены землеустроительные работы и произведен кадастровый учет.
Бизнес-проект
Весь участок в 24 га разделен на пять частей, четыре из которых будут выкуплены ОАО РЖД для последующего освоения, а один (3 га) останется землей общего пользования. По нему и разгорелся основной спор. Город хотел сократить будущую собственность РЖД еще на 3 гектара, аргументируя это необходимостью расширения подъездных путей и площади у церкви. Г-н Якунин с такой постановкой вопроса не согласился. «Надо исходить из того, – заявил он, – что это проект девелоперский, бизнес-проект, поэтому можно укладывать хоть шесть полос, хоть восемь и безгранично расширять площадь, но когда мы посчитаем стоимость земли, то аппетиты здорово изменятся». По его мнению, заниматься украшательством площади за счет бизнес-проекта неразумно. Пусть сам инвестор решает, как ее оформлять. А дорогу вообще можно поднять на эстакаду. И тогда земли общего пользования могут даже сократиться. После длительных дебатов стороны все-таки пришли к единому мнению: оставить 3 га, как и было договорено раньше.
Следом встал вопрос об отсутствии проекта планировки территории в Шушарах, что сдерживает разработку проектной документации грузового двора. Губернатор сообщила, что этот документ планируется вынести на заседание правительства 22 мая. Еще одна проблема, связанная с Московской-Товарной и касающаяся выхода скоростной магистрали, решалась за закрытыми дверями.
С Варшавской все сложнее
Гораздо более сложным будет вынос Варшавского транспортного узла. Здесь на 5 гектарах, принадлежащих железной дороге, находятся 11 крупных объектов, которые требуют выноса, четыре объекта, которые подвергнутся реорганизации на этой же территории, и жилой дом (260 кв. метров). При выводе станции возникнут вопросы по организации грузовой работы восьми крупных предприятий и трех воинских частей, обслуживающихся 10-ю подъездными путями. Это в несколько раз больший объем, чем на Московской-Товарной. Решение о выносе было принято в конце 2006 года, 13 апреля утвержден план-график до 2010 года. Реализация мероприятий плана позволит к концу 2007 года принять решение по оптимальному делению и развитию земельной территории. «Мы сегодня даже не можем ответить, выгодный это для нас проект, или не выгодный, – отметила Галина Крафт. – Только к концу года будем понимать, готовить ли его к продаже девелоперам или использовать с участием инвесторов. А затраты и рыночную стоимость земельного участка сможем определить после разработки проекта планировки». Выкуп земельного участка и регистрация собственности планируются на 2009 год при условии закрытия станции в 2008 году.
Кому осваивать
прилегающие территории?
При обсуждении данного вопроса остро встала проблема освоения огромной территории, ограниченной набережной Обводного канала, Московским проспектом, Благодатной улицей и прилегающей к территории железной дороги. Только за счет ее освоения проект выноса станции Санкт-Петербург-Варшавская может стать выгодным. Три года назад эта территория была передана в управление компании «Измайловская перспектива», которая занималась ее освобождением и начала готовить проект планировки. Позже часть территории – Варшавский вокзал – освоила компания «Адамант». Она же претендует и на оставшийся кусок. Видимо, и «Измайловская перспектива» лелеет надежду на ее освоение. Однако Владимир Якунин полагает, что осваивать эту территорию должна «дочка» ОАО «РЖД» – «Желдорипотека», возглавляемая петербуржцем Виталием Вотолевским. Возможно, совместно с одной из вышеназванных петербургских компаний, а лучше – в одиночку. Тогда проект выноса станции станет не только рентабельным, но и весьма выгодным. Валентина Матвиенко заверила президента ОАО «РЖД», что у города никаких обязательств ни перед «Измайловской перспективой», ни перед «Адамантом» нет, а потому решать, кому осваивать данную территорию, будут совместно. В процессе дискуссии выяснилось, что проект планировки участка уже готов, его планировали вынести на заседание правительства в начале июня. Однако в связи со вновь открывшимися обстоятельствами готовы отложить на месяц, чтобы учесть пожелания железных дорог. Проект планировки передан им на согласование.
Ширина останетсЯ прежней
Заодно с вопросом выноса станций рассмотрели и прочие совместные проекты. К примеру, реконструкция американских мостов, к которой должны приступить в ближайшее время, может быть отложена, в связи с тем, что потребуется переделывать проект. Осенью прошлого года на объезде было предложено расширить набережные Обводного канала под мостами до шести полос. Под такую ширину и готовился проект реконструкции. Однако выяснилось, что эта ширина, во-первых, потребует слишком больших затрат на вынос инженерных сетей, а во-вторых, не решит проблемы пробок, так как расширение дороги за мостами пока невозможно, там как было три полосы, так и останется. И переход с шести полос на одном участке на три полосы на следующем – при нашей культуре вождения – чреват авариями. А потому КБДХ приняло решение: дорогу не расширять. Вот только забыло проинформировать об этом ОАО «РЖД», а потому проект был выполнен под первоначально установленную ширину. Потребуется ли его переделка, будут решать на заседании рабочей группы. Независимо от того, какое решение будет принято, с 15 мая набережные Обводного канала в районе Американских мостов закрываются для автотранспорта. Еще один вопрос, затронутый на совещании, – строительство Малой железной дороги, которое планируется завершить к 2010 году – к 300-летию Царского Села. В настоящее время проведена инвентаризация, согласована трасса. В этом году Октябрьская железная дорога выделяет 91 млн рублей на проектирование. Весь проект стоит 1,3 млрд рублей. Учитывая, что проект социальный (на дороге работают 750 детей, в том числе 250 из неблагополучных семей и 500 сирот), Виктор Степов, начальник ОЖД, попросил город поучаствовать в его реализации «где-то землей, где-то льготами». Губернатор инициативу поддержала.
ОЖД реконструирует
и строит
Кроме вышеперечисленных крупных проектов, ОЖД в текущем году планирует выделить 300 млн рублей на реконструкцию вокзальных комплексов Детское Село, Павловск, Новый Петергоф, Девяткино, Пискаревка, Сортировочная, Купчино, Ленинский проспект, и 180 млн рублей на окончание строительства пешеходного моста в Обухово. По мнению Виктора Степова, «это будет самый красивый пешеходный мост в России, с лифтами, построенный по совершенно иным технологиям». Открыть его планируется ко Дню железнодорожника – 5 августа. Идея Валентине Матвиенко понравилась: «Это правильно, что подарки готовите. Замечательная дата. Празднуем День железнодорожника на новом мосту».
Еще одна проблема – строительство цеха бортового питания в поселке Металлострой. Осенью на объезде было получено принципиальное согласие губернатора. Однако решение о выделении земли так и не было принято. По словам руководителя ОЖД, оно «пущено на согласования по большому кругу». А построить хотелось бы побыстрее, тем более что ОЖД планирует включиться в реализацию государственной программы по обеспечению школьников высококачественным питанием. «Этот комбинат будет выполнен на самом высоком уровне, по самым современным требованиям», – заверил присутствующих Виктор Степов. Валентина Матвиенко велела включить в протокол поручение вице-губернатору Александру Вахмистрову ускорить выдачу решения по выделению земли, причем велела предоставить очень короткий срок.
Все в графике
На совещании также отметили, что строго в соответствии с графиком идут работы по сооружению путепровода в створе проспекта Александровской фермы, финансирование поступает своевременно, а потому уже вышли из-под земли и приступили к наземным работам. В целом же на все проекты в Петербурге ОАО «РЖД» планирует вложить 17 млрд рублей.
В ходе совещания был поднят вопрос и о передаче ведомственного жилого фонда. Город принял у железной дороги порядка 500 тыс. кв. метров жилья, в основном аварийного. Осталось еще 6000 кв. метров. Руководство и РЖД, и ОЖД просило ускорить процесс. Губернатор высказала свое мнение по поводу состояния передаваемого жилья, но все-таки обещала в ближайшее время оформить передачу. На ее реплику, что это не жилье, а развалюхи, Владимир Якунин напомнил, что президент поможет это жилье снести, принята специальная программа по расселению аварийного жилья.
В перспективе
В конце совещания президент Российских железных дорог попросил губернатора поддержать инициативу компании, которая выходит с поправками в закон по энергетике. Согласно этому закону энергетические сети РЖД должны передаваться в собственность местных сетевых компаний, что может оказать резко негативное воздействие на работу перевозчика. «Нам удалось найти взаимопонимание с главой РАО ЕЭС, – сообщил Владимир Якунин. – Мы подписали с ним соответствующий протокол. Но нужна поддержка глав регионов». Валентина Матвиенко пообещала: «Мы поддержим, потому что сами прошли ситуацию, когда все сети города забрала сетевая компания и теперь хлебаем полной ложкой последствия такого решения».
Взамен город попросил ОАО «РЖД» подержать наши предложения в транспортную целевую программу «Развитие транспортной системы РФ», которая в настоящее время разрабатывается в правительстве страны. Вице-губернатор Юрий Молчанов подтвердил, что предложения, касающиеся развития транспорта на территории Петербурга, готовы, и было бы неплохо совместно внести их в эту программу 31 мая – 3 июня в Сочи. Хочется попасть в самый первый блок» – заметил чиновник. А губернатор продолжила: «Поскольку будут большие объемы финансирования этой транспортной стратегии, конечно, интересы Петербурга в ней должны быть отражены. Хочется попасть в самый первый список». Владимир Якунин пошутил: «Нам главное в историю не попасть, а в список попадем».
Предложения города в российскую целевую программу касаются строительства эстакад над железными дорогами, перерезавшими город вдоль и поперек, либо их укрытие в тоннели, как это сейчас делается в Европе. По словам губернатора, ее заместитель Александр Полукеев специально ездил в Европу знакомиться с этой работой. Руководитель РЖД, в свою очередь, сообщил, что «компания больше полутора лет работает над этой проблемой. Но беда в том, что у нас нет нормативов по порядку такого строительства. Мы же страна бюрократическая. Мы уже столько бьемся, чтобы эти самые нормативы утвердить. Сами разрабатываем, со строителями работаем. Как только эта проблема будет решена, у нас возникнут новые возможности, в том числе и для Петербурга», – пообещал главный по железнодорожному транспорту.
В итоге все разошлись удовлетворенными. Взаимоотношения, выстроенные между городом и ОАО «РЖД», по мнению губернатора, пример того, как должны сотрудничать власть и бизнес.
Автор: Лилиана Глазова
В совещании принял участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин со товарищи. Обсуждались вопросы выноса транспортной инфраструктуры станций Санкт-Петербург-Варшавский и Санкт-Петербург-Товарный-Московский в промзону Шушары. Стороны утвердили график закрытия станций и подготовки проекта планировки освободившихся территорий.
Результаты работы рабочей группы по выносу обоих узлов докладывала главный бухгалтер ОАО «РЖД» Галина Крафт. Согласована схема земельного участка Московской-Товарной, который будет оформлен в собственность в 2008 году. В мае Росжелдор издаст приказ о закрытии станции, получены последние согласования. Составлен сетевой график по выносу грузового двора в Шушары, получен проект красных линий, на основе которых будут выполнены землеустроительные работы и произведен кадастровый учет.
Бизнес-проект
Весь участок в 24 га разделен на пять частей, четыре из которых будут выкуплены ОАО РЖД для последующего освоения, а один (3 га) останется землей общего пользования. По нему и разгорелся основной спор. Город хотел сократить будущую собственность РЖД еще на 3 гектара, аргументируя это необходимостью расширения подъездных путей и площади у церкви. Г-н Якунин с такой постановкой вопроса не согласился. «Надо исходить из того, – заявил он, – что это проект девелоперский, бизнес-проект, поэтому можно укладывать хоть шесть полос, хоть восемь и безгранично расширять площадь, но когда мы посчитаем стоимость земли, то аппетиты здорово изменятся». По его мнению, заниматься украшательством площади за счет бизнес-проекта неразумно. Пусть сам инвестор решает, как ее оформлять. А дорогу вообще можно поднять на эстакаду. И тогда земли общего пользования могут даже сократиться. После длительных дебатов стороны все-таки пришли к единому мнению: оставить 3 га, как и было договорено раньше.
Следом встал вопрос об отсутствии проекта планировки территории в Шушарах, что сдерживает разработку проектной документации грузового двора. Губернатор сообщила, что этот документ планируется вынести на заседание правительства 22 мая. Еще одна проблема, связанная с Московской-Товарной и касающаяся выхода скоростной магистрали, решалась за закрытыми дверями.
С Варшавской все сложнее
Гораздо более сложным будет вынос Варшавского транспортного узла. Здесь на 5 гектарах, принадлежащих железной дороге, находятся 11 крупных объектов, которые требуют выноса, четыре объекта, которые подвергнутся реорганизации на этой же территории, и жилой дом (260 кв. метров). При выводе станции возникнут вопросы по организации грузовой работы восьми крупных предприятий и трех воинских частей, обслуживающихся 10-ю подъездными путями. Это в несколько раз больший объем, чем на Московской-Товарной. Решение о выносе было принято в конце 2006 года, 13 апреля утвержден план-график до 2010 года. Реализация мероприятий плана позволит к концу 2007 года принять решение по оптимальному делению и развитию земельной территории. «Мы сегодня даже не можем ответить, выгодный это для нас проект, или не выгодный, – отметила Галина Крафт. – Только к концу года будем понимать, готовить ли его к продаже девелоперам или использовать с участием инвесторов. А затраты и рыночную стоимость земельного участка сможем определить после разработки проекта планировки». Выкуп земельного участка и регистрация собственности планируются на 2009 год при условии закрытия станции в 2008 году.
Кому осваивать
прилегающие территории?
При обсуждении данного вопроса остро встала проблема освоения огромной территории, ограниченной набережной Обводного канала, Московским проспектом, Благодатной улицей и прилегающей к территории железной дороги. Только за счет ее освоения проект выноса станции Санкт-Петербург-Варшавская может стать выгодным. Три года назад эта территория была передана в управление компании «Измайловская перспектива», которая занималась ее освобождением и начала готовить проект планировки. Позже часть территории – Варшавский вокзал – освоила компания «Адамант». Она же претендует и на оставшийся кусок. Видимо, и «Измайловская перспектива» лелеет надежду на ее освоение. Однако Владимир Якунин полагает, что осваивать эту территорию должна «дочка» ОАО «РЖД» – «Желдорипотека», возглавляемая петербуржцем Виталием Вотолевским. Возможно, совместно с одной из вышеназванных петербургских компаний, а лучше – в одиночку. Тогда проект выноса станции станет не только рентабельным, но и весьма выгодным. Валентина Матвиенко заверила президента ОАО «РЖД», что у города никаких обязательств ни перед «Измайловской перспективой», ни перед «Адамантом» нет, а потому решать, кому осваивать данную территорию, будут совместно. В процессе дискуссии выяснилось, что проект планировки участка уже готов, его планировали вынести на заседание правительства в начале июня. Однако в связи со вновь открывшимися обстоятельствами готовы отложить на месяц, чтобы учесть пожелания железных дорог. Проект планировки передан им на согласование.
Ширина останетсЯ прежней
Заодно с вопросом выноса станций рассмотрели и прочие совместные проекты. К примеру, реконструкция американских мостов, к которой должны приступить в ближайшее время, может быть отложена, в связи с тем, что потребуется переделывать проект. Осенью прошлого года на объезде было предложено расширить набережные Обводного канала под мостами до шести полос. Под такую ширину и готовился проект реконструкции. Однако выяснилось, что эта ширина, во-первых, потребует слишком больших затрат на вынос инженерных сетей, а во-вторых, не решит проблемы пробок, так как расширение дороги за мостами пока невозможно, там как было три полосы, так и останется. И переход с шести полос на одном участке на три полосы на следующем – при нашей культуре вождения – чреват авариями. А потому КБДХ приняло решение: дорогу не расширять. Вот только забыло проинформировать об этом ОАО «РЖД», а потому проект был выполнен под первоначально установленную ширину. Потребуется ли его переделка, будут решать на заседании рабочей группы. Независимо от того, какое решение будет принято, с 15 мая набережные Обводного канала в районе Американских мостов закрываются для автотранспорта. Еще один вопрос, затронутый на совещании, – строительство Малой железной дороги, которое планируется завершить к 2010 году – к 300-летию Царского Села. В настоящее время проведена инвентаризация, согласована трасса. В этом году Октябрьская железная дорога выделяет 91 млн рублей на проектирование. Весь проект стоит 1,3 млрд рублей. Учитывая, что проект социальный (на дороге работают 750 детей, в том числе 250 из неблагополучных семей и 500 сирот), Виктор Степов, начальник ОЖД, попросил город поучаствовать в его реализации «где-то землей, где-то льготами». Губернатор инициативу поддержала.
ОЖД реконструирует
и строит
Кроме вышеперечисленных крупных проектов, ОЖД в текущем году планирует выделить 300 млн рублей на реконструкцию вокзальных комплексов Детское Село, Павловск, Новый Петергоф, Девяткино, Пискаревка, Сортировочная, Купчино, Ленинский проспект, и 180 млн рублей на окончание строительства пешеходного моста в Обухово. По мнению Виктора Степова, «это будет самый красивый пешеходный мост в России, с лифтами, построенный по совершенно иным технологиям». Открыть его планируется ко Дню железнодорожника – 5 августа. Идея Валентине Матвиенко понравилась: «Это правильно, что подарки готовите. Замечательная дата. Празднуем День железнодорожника на новом мосту».
Еще одна проблема – строительство цеха бортового питания в поселке Металлострой. Осенью на объезде было получено принципиальное согласие губернатора. Однако решение о выделении земли так и не было принято. По словам руководителя ОЖД, оно «пущено на согласования по большому кругу». А построить хотелось бы побыстрее, тем более что ОЖД планирует включиться в реализацию государственной программы по обеспечению школьников высококачественным питанием. «Этот комбинат будет выполнен на самом высоком уровне, по самым современным требованиям», – заверил присутствующих Виктор Степов. Валентина Матвиенко велела включить в протокол поручение вице-губернатору Александру Вахмистрову ускорить выдачу решения по выделению земли, причем велела предоставить очень короткий срок.
Все в графике
На совещании также отметили, что строго в соответствии с графиком идут работы по сооружению путепровода в створе проспекта Александровской фермы, финансирование поступает своевременно, а потому уже вышли из-под земли и приступили к наземным работам. В целом же на все проекты в Петербурге ОАО «РЖД» планирует вложить 17 млрд рублей.
В ходе совещания был поднят вопрос и о передаче ведомственного жилого фонда. Город принял у железной дороги порядка 500 тыс. кв. метров жилья, в основном аварийного. Осталось еще 6000 кв. метров. Руководство и РЖД, и ОЖД просило ускорить процесс. Губернатор высказала свое мнение по поводу состояния передаваемого жилья, но все-таки обещала в ближайшее время оформить передачу. На ее реплику, что это не жилье, а развалюхи, Владимир Якунин напомнил, что президент поможет это жилье снести, принята специальная программа по расселению аварийного жилья.
В перспективе
В конце совещания президент Российских железных дорог попросил губернатора поддержать инициативу компании, которая выходит с поправками в закон по энергетике. Согласно этому закону энергетические сети РЖД должны передаваться в собственность местных сетевых компаний, что может оказать резко негативное воздействие на работу перевозчика. «Нам удалось найти взаимопонимание с главой РАО ЕЭС, – сообщил Владимир Якунин. – Мы подписали с ним соответствующий протокол. Но нужна поддержка глав регионов». Валентина Матвиенко пообещала: «Мы поддержим, потому что сами прошли ситуацию, когда все сети города забрала сетевая компания и теперь хлебаем полной ложкой последствия такого решения».
Взамен город попросил ОАО «РЖД» подержать наши предложения в транспортную целевую программу «Развитие транспортной системы РФ», которая в настоящее время разрабатывается в правительстве страны. Вице-губернатор Юрий Молчанов подтвердил, что предложения, касающиеся развития транспорта на территории Петербурга, готовы, и было бы неплохо совместно внести их в эту программу 31 мая – 3 июня в Сочи. Хочется попасть в самый первый блок» – заметил чиновник. А губернатор продолжила: «Поскольку будут большие объемы финансирования этой транспортной стратегии, конечно, интересы Петербурга в ней должны быть отражены. Хочется попасть в самый первый список». Владимир Якунин пошутил: «Нам главное в историю не попасть, а в список попадем».
Предложения города в российскую целевую программу касаются строительства эстакад над железными дорогами, перерезавшими город вдоль и поперек, либо их укрытие в тоннели, как это сейчас делается в Европе. По словам губернатора, ее заместитель Александр Полукеев специально ездил в Европу знакомиться с этой работой. Руководитель РЖД, в свою очередь, сообщил, что «компания больше полутора лет работает над этой проблемой. Но беда в том, что у нас нет нормативов по порядку такого строительства. Мы же страна бюрократическая. Мы уже столько бьемся, чтобы эти самые нормативы утвердить. Сами разрабатываем, со строителями работаем. Как только эта проблема будет решена, у нас возникнут новые возможности, в том числе и для Петербурга», – пообещал главный по железнодорожному транспорту.
В итоге все разошлись удовлетворенными. Взаимоотношения, выстроенные между городом и ОАО «РЖД», по мнению губернатора, пример того, как должны сотрудничать власть и бизнес.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Cобытия и комментарии