Пустые пространства старых заводов
Петербург может утратить уникальные памятники промышленной архитектуры, если городская власть не примет решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии.
Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Тем не менее, как отмечают чиновники, эти надежды оправдывают далеко не все инвесторы.
Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII – начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры. Однако, по словам заместителя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Бориса Кирикова, долгое время здания индустриального зодчества вообще не состояли в списке охраны. Многие промышленные исторические объекты получили статус памятников лишь в последние годы. Несмотря на это, придание одного статуса пока не сыграло важной роли в возрождении исторических зданий. Объекты по-прежнему медленно, но верно разрушаются. Ценность промышленных памятников понимают далеко не все петербуржцы, в числе которых и владельцы исторических зданий. Инвесторы вкладывают свои деньги в освоение памятника в большей степени в коммерческих интересах. В результате, как говорит Борис Кириков, приобретая исторический объект, инвестор часто все сводит к тому, чтобы освободить промышленную территорию от всяких охранных обременений для последующего строительства современных коммерческих центров.
В иных случаях владельцы используют памятники в своих целях, при этом не предпринимая серьезных попыток привести здания в надлежащий вид. По словам сопредседателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Маргариты Штиглиц, сегодня в таком положении находятся многие памятники авангардной архитектуры начала XX века. Доказательством тому служит сооружение водонапорной башни канатного цеха бывшего завода «Красный гвоздильщик», расположенного на 28-й линии Васильевского острова. Это одно из самых известных произведений ленинградского архитектора Якова Чернихова стало первым показательным примером для проектирования других водонапорных башен в России. Сегодня башня Якова Чернихова пребывает в полном запустении, хотя при реконструкции могла бы вполне успешно использоваться в общегородских целях. Однако собственник здания, объединение «Сталепрокатный завод», не принимает никаких мер, которые могли бы позволить вывести объект из плачевного состояния. Канатный цех перестроен, а башня уже много времени бездействует. «Владельцев, которые не понимают, в чем ценность объекта, и ничего не делают для его восстановления, нужно ощутимо штрафовать, – говорит Маргарита Штиглиц. – Здания разрушаются именно из-за безответственности собственников».
В таком же бездействии, как и водонапорная башня, сейчас пребывает здание Новой бумагопрядильной мануфактуры на набережной Обводного канала. Это одно из первых петербургских предприятий, построенных по типу английских машинных фабрик. Именно здесь раньше, чем в других регионах страны, развивалась хлопчатобумажная промышленность. Краснокирпичное здание фабрики, доминируя в общей застройке Обводного канала, играет градообразующую роль. Фабричное производство уведено за пределы города, а здание пустует и медленно разрушается. За последние годы уже утрачены некоторые элементы мануфактурного комплекса: «пыльные башни», дворовые флигели и заводская ограда.
Подобная участь постигла здания старинной солодовни завода «Бавария» на Петровском проспекте, первые корпуса Ижорского завода, комплекс Главного газового завода на Обводном канале, корпуса завода «Красное знамя».
Один из четырех газгольдеров, входящих в комплекс Главного газового завода на Обводном канале, сегодня готовы восстановить специалисты Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Серьезным толчком для петербургских специалистов послужили аналогичные газгольдеры в Вене, которые были переоборудованы в многофункциональную структуру. Представители Союза реставраторов отмечают, что могут взять на себя инициативу приведения одного из газгольдеров в надлежащее состояние с тем, чтобы в дальнейшем устроить на его территории переговорно-выставочную площадку для всех специалистов в области реставрации. Такая концепция зародилась недавно, поэтому в настоящее время только обсуждается участниками проекта совместно с руководством КГИОП.
Завод «Красное знамя» уже давно привлек внимание западных архитекторов. Иностранные эксперты открыто заявляют, что считают его весьма интересным для возможной реконструкции. При полном бездействии отечественных инвесторов этот объект вполне резонно может быть передан для перепрофилирования заинтересованным лицам с запада. Как считают представители ВООПИиК, для того чтобы хоть как-то исправить положение, одного комитета по охране памятников недостаточно. По словам Маргариты Штиглиц, в Петербурге необходимо создать центр по сохранению индустриального наследия, который бы контролировал состояние памятников. Кроме того, как выяснилось, для восстановления объектов индустриального зодчества отечественным специалистам требуется помощь из-за рубежа. «Наша страна катастрофически отстает от всего мира в плане фантазии и изобретательности в приспособлении исторических зданий под новые цели», – отмечает генеральный директор международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис.
Во многих городах западных стран промышленная архитектура уже давно реконструируется под новые цели. В Петербурге же площадки для развития подобных проектов еще свободны. Город готов рассматривать любые инвестиционные предложения. Только инвесторы молчат.
Автор: Марина Голокова
Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Тем не менее, как отмечают чиновники, эти надежды оправдывают далеко не все инвесторы.
Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII – начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры. Однако, по словам заместителя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Бориса Кирикова, долгое время здания индустриального зодчества вообще не состояли в списке охраны. Многие промышленные исторические объекты получили статус памятников лишь в последние годы. Несмотря на это, придание одного статуса пока не сыграло важной роли в возрождении исторических зданий. Объекты по-прежнему медленно, но верно разрушаются. Ценность промышленных памятников понимают далеко не все петербуржцы, в числе которых и владельцы исторических зданий. Инвесторы вкладывают свои деньги в освоение памятника в большей степени в коммерческих интересах. В результате, как говорит Борис Кириков, приобретая исторический объект, инвестор часто все сводит к тому, чтобы освободить промышленную территорию от всяких охранных обременений для последующего строительства современных коммерческих центров.
В иных случаях владельцы используют памятники в своих целях, при этом не предпринимая серьезных попыток привести здания в надлежащий вид. По словам сопредседателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Маргариты Штиглиц, сегодня в таком положении находятся многие памятники авангардной архитектуры начала XX века. Доказательством тому служит сооружение водонапорной башни канатного цеха бывшего завода «Красный гвоздильщик», расположенного на 28-й линии Васильевского острова. Это одно из самых известных произведений ленинградского архитектора Якова Чернихова стало первым показательным примером для проектирования других водонапорных башен в России. Сегодня башня Якова Чернихова пребывает в полном запустении, хотя при реконструкции могла бы вполне успешно использоваться в общегородских целях. Однако собственник здания, объединение «Сталепрокатный завод», не принимает никаких мер, которые могли бы позволить вывести объект из плачевного состояния. Канатный цех перестроен, а башня уже много времени бездействует. «Владельцев, которые не понимают, в чем ценность объекта, и ничего не делают для его восстановления, нужно ощутимо штрафовать, – говорит Маргарита Штиглиц. – Здания разрушаются именно из-за безответственности собственников».
В таком же бездействии, как и водонапорная башня, сейчас пребывает здание Новой бумагопрядильной мануфактуры на набережной Обводного канала. Это одно из первых петербургских предприятий, построенных по типу английских машинных фабрик. Именно здесь раньше, чем в других регионах страны, развивалась хлопчатобумажная промышленность. Краснокирпичное здание фабрики, доминируя в общей застройке Обводного канала, играет градообразующую роль. Фабричное производство уведено за пределы города, а здание пустует и медленно разрушается. За последние годы уже утрачены некоторые элементы мануфактурного комплекса: «пыльные башни», дворовые флигели и заводская ограда.
Подобная участь постигла здания старинной солодовни завода «Бавария» на Петровском проспекте, первые корпуса Ижорского завода, комплекс Главного газового завода на Обводном канале, корпуса завода «Красное знамя».
Один из четырех газгольдеров, входящих в комплекс Главного газового завода на Обводном канале, сегодня готовы восстановить специалисты Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Серьезным толчком для петербургских специалистов послужили аналогичные газгольдеры в Вене, которые были переоборудованы в многофункциональную структуру. Представители Союза реставраторов отмечают, что могут взять на себя инициативу приведения одного из газгольдеров в надлежащее состояние с тем, чтобы в дальнейшем устроить на его территории переговорно-выставочную площадку для всех специалистов в области реставрации. Такая концепция зародилась недавно, поэтому в настоящее время только обсуждается участниками проекта совместно с руководством КГИОП.
Завод «Красное знамя» уже давно привлек внимание западных архитекторов. Иностранные эксперты открыто заявляют, что считают его весьма интересным для возможной реконструкции. При полном бездействии отечественных инвесторов этот объект вполне резонно может быть передан для перепрофилирования заинтересованным лицам с запада. Как считают представители ВООПИиК, для того чтобы хоть как-то исправить положение, одного комитета по охране памятников недостаточно. По словам Маргариты Штиглиц, в Петербурге необходимо создать центр по сохранению индустриального наследия, который бы контролировал состояние памятников. Кроме того, как выяснилось, для восстановления объектов индустриального зодчества отечественным специалистам требуется помощь из-за рубежа. «Наша страна катастрофически отстает от всего мира в плане фантазии и изобретательности в приспособлении исторических зданий под новые цели», – отмечает генеральный директор международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис.
Во многих городах западных стран промышленная архитектура уже давно реконструируется под новые цели. В Петербурге же площадки для развития подобных проектов еще свободны. Город готов рассматривать любые инвестиционные предложения. Только инвесторы молчат.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Среда обитания