Стратегия развития Петербурга

«Мы никогда не отступали от заявленной стратегии развития Петербурга как современного, динамичного, конкурентоспособного мегаполиса», – так начала свое четвертое послание Законодательному собранию Санкт-Петербурга губернатор Валентина Матвиенко.
«2006 год отмечен устойчивым развитием экономики Петербурга. ВРП достиг 902 млрд рублей и превысил показатели прошлого года на 7,7 процента. Объем отгруженной промышленной продукции увеличился за год на 13,2 процента. Объем иностранных инвестиций составил ,3 млрд. На наш город приходится почти шестая часть всех иностранных инвестиций в российскую экономику за 2006 год. Темпы роста доходной части бюджета составили почти 140 процентов в реальном исчислении. Рост экономики позволил добиться повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности. Средний размер пенсий по Санкт-Петербургу составил 3302 рубля, что на 690 рублей выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров. Средняя начисленная заработная плата достигла почти 14 тыс. рублей. Реальный рост за год, с учетом индекса потребительских цен, – 14,9 процента. Средняя зарплата в бюджетной сфере составила 11,5 тыс. рублей.
В 2006 году строительный комплекс Петербурга ввел 2 млн 376 тыс. кв. метров жилья, превысив показатели советского периода. Построено шесть путепроводов и крупных транспортных развязок. Завершено подключение городских магистралей к Кольцевой автодороге по периметру восточного полукольца, введено в строй восточное полукольцо. Капитально отремонтировано почти 2 млн кв. метров дорог (годовой рост объемов ремонта – 30 процентов). Комплексно отреставрирован Московский проспект.
Однако город живет не только сегодняшним, но и завтрашним днем. В 2007 году и на весь период до конца 2011 года мы должны поставить во главу угла повышение конкурентоспособности Петербурга, – предложила депутатам губернатор, – конкурентоспособности наших предприятий, нашей экономики, науки, образования, нашей инвестиционной привлекательности, нашей транспортной инфраструктуры и транзитной политики, нашего туристического потенциала, наконец, нашего кадрового ресурса, человеческого капитала. До конца 2007 года должна быть утверждена адресная программа строительства специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан на период до 2011 года. Три таких дома – в Пушкинском, Василеостровском и Выборгском районах – будут сданы в 2007-2008 годах».
Валентина Матвиенко обозначила ключевые направления жилищной политики Санкт-Петербурга до конца 2011 года: расселение ветхого и аварийного фонда; сокращение городской очереди на жилье; расселение коммунальных квартир; помощь обманутым дольщикам; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях.
«Аварийный и ветхий фонд Петербурга – это почти тысяча многоквартирных домов и почти 2 тысячи квартир общей площадью 1 млн 35 тыс. кв. метров. В 2006 году Комитет по строительству ввел 162,2 тыс. кв. метров бюджетного жилья. Рост по отношению к 2005 году – 56 процентов. Задание на 2007 год – 257 тыс. кв. метров, рост 58 процентов. Но даже эти темпы нас устроить уже не могут. Считаю, что в 2008 году необходимо выходить на 500 тыс. кв. метров, в 2009 – на 700-800 тысяч и в 2011 году брать планку в 1 млн квадратных метров. Это будет означать десятикратный рост ввода бюджетного жилья по сравнению с 2005 годом.
Параллельно необходимо форсировать капитальный ремонт существующего жилищного фонда. В 2007 году на эти цели выделено 12,5 млрд рублей (рост за три года в пять раз). На 2008 год необходимо, как минимум, предусмотреть 15 млрд рублей. И к концу 2011 года в основном преодолеть последствия многолетнего и, я бы сказала, накопившегося в городе тотального недоремонта. Скажем прямо: сегодня главный тормоз в реформе ЖКХ – это боязнь людей взять на себя ответственность за старый дом с разрушенными подъездами и прогнившими коммуникациями. Мы должны снять этот тормоз, этот страх и передать отремонтированное жилье в самые надежные руки – в руки эффективных собственников. Но на проблему ветхого и аварийного жилья нельзя смотреть лишь через бюджет. Важно искать и находить новые аргументы в условиях рыночной экономики для инвесторов, буквально затягивать их в этот процесс. Так, эффективным инструментом частно-государственного партнерства может стать взаимное участие бизнеса и города в реновации территорий, застроенных пятиэтажками первых массовых серий. Это 100 кварталов, почти 8 млн кв. метров. Здесь проживает 12 процентов населения. Борьба двух идеологий будущего «хрущевок» – реновации и санации – завершилась полным поражением последней. Вот почему мы делаем ставку на комплексную реновацию территорий с веерным расселением пятиэтажек. После пилотного проекта по расселению «хрущевок» в нескольких кварталах, а мы планируем уже в августе объявить первые торги, будет изучена реакция рынка и отработаны механизмы принятия взаимных обязательств города и инвесторов. А за этим должна последовать комплексная программа реновации пятиэтажек с конкретными адресами, сроками и объемом затрат, рассчитанная на 10 лет. До конца года мы утвердим эту программу и представим ее в Законодательное собрание.
Пора отказаться от шаблонов и стереотипов не только в отношении «хрущевок». Еще острее выглядит ситуация с городской очередью на улучшение жилищных условий. По сей день на жилищном учете состоят 272 тыс. 400 семей или 645 тыс. человек. Срок ожидания в очереди превышает 20 – 25 лет. В семьях успевают смениться поколения, но они упорно ждут у моря погоды. Давайте, наконец, честно скажем: бесплатных квартир не бывает! Каждый метр бюджетного жилья оплачивают налогоплательщики Санкт-Петербурга.
Жилищная политика должна стать гибкой и многовариантной, – считает правительство Санкт-Петербурга. Необходимо смелее вводить и новые финансовые механизмы, построенные на принципах софинансирования. Почему, скажем, не объединить субвенции бюджета и личные средства молодых очередников для целевого строительства с покупкой жилья по себестоимости, а не по ценам рынка, и, предположим, с 10-летней рассрочкой? Это позволит обеспечить жильем всех без исключения молодых очередников до конца 2010-го года», – уверена г-жа Матвиенко.
«В целом за четыре года мы должны сократить городскую очередь, как минимум, на 50 процентов. И все же настоящим символом прорыва в жилищной политике Петербурга может стать только одно – прощание с коммуналками. Это почти 11 процентов всего жилого фонда Санкт-Петербурга. Это 10,3 млн кв. метров, это 329 тысяч семей. В результате риэлтерского бума 90-х годов коммуналки с лепниной и каминами уже перешли в частные руки. Сливки были сняты, и процесс практически встал. Легких и быстрых решений коммунальной проблемы больше не будет. И главное – не будет стандартных решений «под копирку». Потребуется кропотливая, точечная работа с каждым домом, каждой квартирой, чтобы понять, какой механизм расселения избрать в конкретном случае. За четыре года на реализацию Концепции потребуется 157 млрд рублей, в том числе 88 миллиардов – на строительство нового бюджетного жилья. Мы должны эти деньги заработать», – заявила губернатор. Жилищная политика должна стать главным приоритетом при формировании трехлетнего бюджета.
В заключение г-жа Матвиенко еще раз вернулась к ключевой цифре: миллион квадратных метров бюджетного жилья. «Столько мы должны строить в год, чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка. Только достигнув этой контрольной цифры, мы сможем, перефразируя классика, уверенно сказать, что квартирный вопрос нас больше не испортит».
Губернатор Валентина Матвиенко отметила, что задачу решения жилищной проблемы «нельзя вырвать из общего контекста проблем строительного рынка и хода реализации в Петербурге приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В Петербурге сформированы открытые, «прозрачные», процедуры предоставления земельных участков на аукционах. В 2007 году будет затрачено 1,7 млрд рублей (в 3,7 раза больше, чем в 2006-м) на инженерную подготовку новых, в том числе депрессивных территорий. До 2011 года за счет бюджета будет подготовлено для развертывания жилищного строительства более 400 гектаров. Уже в текущем году будут подготовлены и выставлены на торги участки под строительство 4,5 млн кв. метров жилья. Петербургу нужен строительный бум. Пока его сдерживают дефицит инженерно-энергетической инфраструктуры и недостаточные темпы работ по подготовке планировки территорий. Уже в этом году сроки разработки и согласования планировочной документации должны быть сокращены до шести месяцев. И это вопрос не только объемов строительства. Это вопрос социального климата в городе, на который активно влияет внутриквартальное строительство. Ведь дефицит новых подготовленных территорий буквально толкает строителей в районы сложившейся исторической застройки. Будем откровенны: внутриквартальная застройка отнюдь не всегда означает пресловутую «уплотниловку». Далеко не всегда. Но строители так спешат получить желанный кусок земли, что сплошь и рядом пренебрегают элементарным правилом: с жителями надо работать, все им разъяснять. Отсюда – формальные, а то и «липовые» общественные слушания, отсюда – нежелание раскрывать детали проекта, представить Генеральный план, обсудить с людьми размещение сквера и детской площадки. Это недопустимо».
«Я говорила и повторю: мы не пойдем на поводу у режиссеров маргинальных протестных акций, зарабатывающих политические и не только политические бонусы. Но мы будем жестко требовать проведения неформальных, честных общественных слушаний для жителей того конкретного микрорайона, где предполагается строительство. Люди вправе знать, как изменится их среда обитания. Они вправе высказаться на этот счет и повлиять на принятие решения. Обеспечить такие слушания – прямая обязанность глав районов, депутатов муниципальных образований», – подчеркнула губернатор.
«Мы должны активнее стимулировать бизнес к осуществлению масштабных проектов комплексного развития территорий. Уже в ближайшее время будут выставлены на торги пять территорий общей площадью около 780 га. К 2011 году общий объем жилищного строительства должен достичь планки в 3 млн кв. метров в год.
До конца 2011 года мы можем и должны окончательно преодолеть многолетнее отставание в строительстве социально-культурной инфраструктуры. Петербургу необходимы еще 20 новых школ и 40 детских садов. Город должен получить «под ключ» онкологическую больницу в Песочном, врачебно-физкультурный диспансер на Фонтанке, детскую больницу имени Раухфуса, две инфекционные клиники и новый корпус Мариинской больницы.
Культурный Петербург получит после реконструкции Молодежный театр на Фонтанке и Дом культуры имени Ногина, новое здание театра «Буфф», Дом культуры в Парголово, детскую школу искусств в Зеленогорске, детскую художественную школу в Кронштадте, четыре районные музыкальные школы. В 2008 году мы приступим к созданию Музея современного искусства, которого давно ждет Петербург.
Давайте признаем: ни о каком рывке в жилищном строительстве в строительстве социальных, культурных объектов и речи бы не шло, если бы не удалось вывести из полного упадка инженерную инфраструктуру и энергетику.
Мы успешно реализуем долгосрочную Программу газоснабжения Санкт-Петербурга в рамках договора с Газпромом, которую так давно ждали жители пригородов. Каждый год газифицируются несколько поселков. Общий объем инвестиций в строительство объектов газификации только в ближайшие два года составят 9,5 млрд рублей. Начата реализация крупнейшего в России инвестиционного проекта в сфере энергетики – строительство Юго-Западной ТЭЦ стоимостью 18 млрд рублей, причем полностью за счет частных средств. До 2010 года в рамках договора с РАО ЕЭС будут построены две новые ТЭЦ, которые полностью покроют потребности в электричестве и тепле Василеостровского района и промзоны «Парнас». Уже в этом году будет объявлен конкурс среди инвесторов на комплексную реконструкцию систем теплоснабжения в Центральном и Адмиралтейском районах на условиях концессии.
Темп развития города требует от нас и радикального ускорения модернизации всей городской среды. До конца 2011 года необходимо завершить подключение улично-дорожной сети города к Кольцевой автодороге и полностью отвести движение грузового транспорта из исторического центра. Для этого будут построены транспортные подходы к Большому морскому порту с выходом на КАД, а затем на Западный скоростной диаметр. Уже в этом году откроется движение по 13 магистралям и по полностью реконструированному мосту Лейтенанта Шмидта. За два последних года объем затрат на ремонт и содержание дорог удвоен. Как итог – к концу 2007 года улично-дорожная сеть будет уже на 75 процентов соответствовать нормативам.
Пора незамедлительно переходить к формированию новой единой сети автомобильных дорог. Сегодняшняя сеть выглядит хаотично и уже не соответствует ни потребностям растущей экономики, ни потребностям населения. На всех основных направлениях автотранспортных потоков должна быть сформирована сеть скоростных магистралей. Путем реконструкции нужно выжать максимум из существующих дорог для увеличения их пропускной способности. Пробки на дорогах стали реальным тормозом повышения качества жизни. И тормозом экономического развития, ибо формулу «время – деньги» никто еще не отменял.
Граждане Петербурга ждут – и непросто ждут, а требуют от власти решительных шагов по обновлению облика города. Современные остановочные павильоны, малые архитектурные формы и фонтаны, стильные скамейки и опрятные урны, цветочные вазы и подсветка зданий – здесь нет мелочей. Но самую острую реакцию петербуржцев вызывает дефицит зелени. Вот почему мы из года в год наращиваем объемы финансирования на эти цели. Поставлена задача уже в 2007 году сдать 13 объектов комплексного озеленения и провести работы по содержанию и восстановлению зеленых насаждений на площади в 10,5 тыс. га.
К концу 2008 года мы должны отчитаться перед гражданами о завершении программы благоустройства петербургских дворов. До 2011 года поэтапно предстоит отремонтировать все кровли, все подвалы, все лестничные клетки. И тем самым окончательно преодолеть тяжелое наследство нашего многострадального жилкомхоза. Облик каждого дома складывается в облик города. В 2007 году расходы бюджета на программу «Фасады Санкт-Петербурга» почти втрое превышают параметры предыдущего года. Но деньги, даже большие деньги, не решают всех проблем сохранения наследия. Мы навсегда останемся городом-музеем. Но только музеем ни один мегаполис быть не может. Просто потому, что в музее нельзя жить.
Сохранение наследия – это солидарная ответственность власти, профессионального сообщества и петербуржцев. Равно как и то новое слово в архитектуре Петербурга, которое наше время оставит будущему. Будет ли оно действительно новым, талантливым, профессиональным или о начале XXI века в архитектурной истории не останется и следа?
Невозможно вернуть Петербургу блеск, законсервировав город. Это утопия. Мы просто обречены искать и находить баланс между задачами охраны наследия, его целостности и подлинности и задачами развития города. Если не думать о развитии, то содержать и восстанавливать памятники будет не на что. Но, увы, профессиональные проблемы охраны наследия все чаще становятся объектом конъюнктурных политических спекуляций. И экономических, кстати, тоже. Петербург не может быть обычным среднеевропейским городом. Он по рождению своему – международный мегаполис, мост между Россией и Европой. Дать ему будущее могут только крупные, локомотивные проекты развития.
Мы реализуем сразу 16 стратегических инвестиционных проектов. Четыре проекта – Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, надземный экспресс и реконструкция Пулково – реализуются в формате частно-государственного партнерства. Мы стали пионерами в этом, и не ошиблись. Петербург – единственный регион, который создал закон о частно-государственном партнерстве. Общий объем инвестиций – почти 423 млрд рублей. Осенью прошлого года стратегические проекты были представлены Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и одобрены им. Пользуясь случаем, я хочу от вашего имени, от всех жителей города выразить искреннюю признательность Владимиру Владимировичу за его постоянную поддержку и постоянное внимание к Петербургу.
Уже можно утверждать: город признан европейским и мировым бизнес-сообществом как привлекательная площадка для долгосрочных инвестиций. Мы намерены привлечь к 2010 году ,6 млрд инвестиций из-за рубежа. При благоприятном прогнозе эту высоту мы возьмем уже в 2008 году. Стратегическим проектам мы отводим роль локомотива. А за локомотивом должна следовать эффективная экономика.
На малый бизнес мы делаем большую ставку. Действует программа господдержки кредитования субъектов малого предпринимательства. Однако ее результатами я пока не удовлетворена. Программу нужно расширять. В этом году выдано кредитов на сумму свыше 310 млн рублей. Это значит, малый бизнес пусть медленно, но выходит из «тени».
Принято решение о пятилетней рассрочке повышения арендной платы для арендаторов помещений во внутридворовых территориях.
Принято решение не выставлять на торги помещения, арендуемые малым бизнесом, без согласия арендатора. Стартует программа магазинов шаговой доступности. В 2007 году валовой региональный продукт составит, по прогнозной оценке, 108,8 процента к уровню прошлого года. Однако этот показатель опирается, прежде всего, на рост объемов в торговле и строительстве. На этом фоне очевидно снижение темпов развития промышленного комплекса. Низкая инновационная активность, слабый менеджмент, слабая логистика, износ основных фондов, высокий процент брака, дефицит квалифицированных кадров, низкая трудовая культура – и это далеко не полный набор нарастающих угроз. Вывод один: мы должны переосмыслить нашу промышленную политику».

Автор:
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.