Возвращение реликвии

В Петербурге торжественно открыли после реставрации Петровские ворота Петропавловской крепости – первую триумфальную арку города.

Этот памятник является своеобразным символом рождения Северной столицы, поскольку идея его создания принадлежала самому Петру I, а в жизнь ее воплотил первый зодчий Петербурга Доменико Трезини. Символично, что «подарок» был преподнесен в День города.
ТЯжелый проект
Перед гостями и жителями Северной столицы Петровские ворота предстали в своем первозданном виде. Благодаря стараниям специалистов КГИОП, итальянских и российских реставраторов памятник был воссоздан, но не фальсифицирован. Он сохранил аутентичность – память давних времен.
На церемонии открытия губернатор города Валентина Матвиенко поблагодарила Министерство международной торговли и Институт внешней торговли Италии, КГИОП за инициирование проекта и его осуществление. Она также высоко оценила работу реставрационно-строительной компании «Интарсия» и выразила глубокую признательность меценатам – компании «Еврофинанс Моснарбанк» и председателю совета директоров ЗАО «ФОСП» Таймуразу Боллоеву – за материальную поддержку реставрационных работ.
В свою очередь, президент Института внешней торговли Италии Умберто Баттани сказал, что «увидеть возвращенный к жизни самый первый исторический памятник города – большая радость». Он выразил уверенность, что совместный проект консервации исторических памятников города с применением новейших итальянских технологий будет успешно продолжен.
Истинное лицо
Надо отметить, что в работе над Петровскими воротами специалисты применили метод консервативной реставрации, основанный на принципах «Венецианской хартии». В ней объект наследия рассматривается как носитель ценной исторической, эстетической, технологической и других видов информации, а оперативное вмешательство допускается лишь в исключительных случаях. По словам инженера проекта Паоло Мароне, ему хотелось возродить ворота как археологический памятник. «Ни в коей мере нельзя трансформировать старое в молодое, – констатировал специалист. – Мы хотели увидеть истинное лицо шедевра, созданного великим Трезини. И мне выпала великая честь воскресить камень». Паоло Мароне поведал, что за все время работы с ними три раза «говорил» Трезини: погружение в творчество зодчего помогало реставратору выбирать правильное решение в своей работе. Так было при работе над карнизом. По замыслу зодчего он был выполнен из камня. В XIX веке каменный карниз заменили на деревянный, затем вновь на каменный. К моменту реставрации карниз находился в ужасном состоянии. Российские специалисты предложили воссоздать его как формообразующий элемент. Однако итальянцы настояли на том, чтобы сохранить камень, который «знал» Трезини. Используя стержни из углеволокна, из каменной кладки удалили старые анкера и установили новые. Структурное укрепление камня позволило сохранить и подчеркнуть его красоту.
Паоло Мароне особо отметил работу специалистов ООО «Интарсия», которые, по его словам, «умеют использовать материал». «Они живо интересовались новыми технологиями, тщательно удаляли грязь, но не удалили «патину времени», – отметил он.
Председатель КГИОП Вера Дементьева с особым трепетом говорит о работе над этим нелегким, с ее точки зрения, проектом. «Приходилось ломать стереотипы. Споров было много, зачастую они были не мирными. Тем не менее нам удавалось слушать друг друга – ни та, ни другая сторона не «протаскивала» свои амбиции. Нашим мастерам приходилось много учиться. Но они не снимали «под кальку» чужие технологии, а адаптировали их к нашему климату и конкретному проекту», – отметила она.
Вера Дементьева лично следила за ходом работ, часто бывала на объекте и контролировала все этапы реставрации. Поэтому вполне понятно волнение специалиста, принявшего под «крыло» возрожденный памятник.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.