Петербург превзошел себя

В Петербурге состоялось событие мирового масштаба. XI Международный Петербургский экономический форум на два дня собрал без малого 9 тыс. участников из 65 стран мира.

Гостями форума стали 54 официальные иностранные делегации, девять президентов, четыре премьер-министра, 44 министра, 40 послов, 1400 журналистов, более 40 телекомпаний, около 450 средств массовой информации. На форуме было подписано порядка 30 протоколов о намерениях и инвестиционные соглашения на общую сумму $13,5 млрд, в том числе $4 млрд – это прямые иностранные инвестиции.
Министр экономического развития Герман Греф на итоговой пресс-конференции с удивлением заметил: «Мы называли предварительную сумму контрактов в $3,5-4 млрд. И когда сегодня все сложили, были чрезвычайно удивлены такой огромной сумме инвестиций». Договоры на $7,5 млрд подписаны частными компаниями, на $6 млрд – на условиях частно-государственного партнерства совместно с инвестиционным фондом РФ.
Самые крупные
В числе наиболее крупных проектов – строительство завода «Вольво» в Калужской области, «Пепсико» в Ростовской области, «Судзуки» в Петербурге, соглашение с компанией «Пежо-ситроен» на строительство завода в России (компании предложили пять площадок, одну из которых она выберет, предположительно, к сентябрю). Российская нефтяная компания «Лукойл» построит в республике Калмыкия нефтеперерабатывающий завод. Кроме того, подписаны соглашения «Боинг-Сухой» на совместное производство гражданских самолетов, «Боинг-Аэрофлот» и еще целый ряд соглашений. В рамках форума состоялось четыре пленарных заседания, 16 круглых столов, более 70 презентаций российских регионов, различных компаний и проектов.
На выездном заседании комиссии Инвестиционного фонда РФ было отобрано четыре проекта на сумму 1,2 трлн рублей, в том числе 47 млрд рублей – это инвестиции самого фонда. В число проектов попали сразу две дороги, которые пройдут и по территории нашего города: это скоростная автомобильная трасса «Москва – Петербург» и скоростная железная дорога «Петербург-Хельсинки».
Сопредседатели форума Герман Греф и Валентина Матвиенко высоко оценили подготовку и проведение этого глобального мероприятия. Это и понятно. Более значимо, пожалуй, высказывание маэстро Валерия Гергиева, который сообщил, что «многие ехали на форум с сомнением, после прошлого года несколько не доверяя тому, что все будет хорошо. Но люди не могли скрыть восхищения».
По высшему разрЯду
Организация форума действительно впечатляет. И когда Герман Греф говорит, что «Петербург превзошел сам себя», в этом есть значительная доля истины. Буквально за несколько месяцев построили новый павильон с конгресс-холлом на 2500 мест (строительство шло под непосредственным контролем вице-губернаторов Александра Вахмистрова и Михаила Осеевского), прекрасно его оборудовали, всю территорию Ленэкспо благоустроили, озеленили, привели в порядок дороги в Василеостровском районе. Для гостей форума во временных палатках работали рестораны, где, по словам г-на Грефа, «в этом году кормили и вкусно, и быстро, что также немаловажно». Для переговоров и встреч были оборудованы специальные переговорные комнаты, которые работали чуть ли не круглосуточно, так много встреч было запланировано. Возможно, резкий рост уровня проведения Петербургского экономического форума стал возможен потому, что его подготовке помогали организаторы Всемирного экономического форума (наш, петербургский, с нынешнего года является частью Давосского) и компания-организатор Лондонского форума.
Накладок
избежать не удалось
По мнению Германа Грефа, именно благодаря такой солидной помощи в этом году явных накладок было значительно меньше. Хотя полностью их избежать не удалось. Одна из самых больших проблем, которая проявилась в Петербурге – это неготовность инфраструктуры отелей города к такому большому мероприятию. Впрочем, Валентина Матвиенко не согласилась с таким выводом. Просто в прошлом году мест в гостиницах было заказано гораздо больше, чем приехало гостей, а потому пришлось платить значительную неустойку отелям за то, что были раскуплены не все места. В этом году произошло все с точностью до наоборот. Ждали 5 тыс. гостей, а приехало почти в два раза больше. В итоге владельцы гостиниц воспользовались случаем и взвинтили цены. Организаторам форума пришлось раскошелиться. В конечном итоге, всех поселили. Но неприятный осадок остался. Валентина Матвиенко сообщила, что в настоящее время в городе в разной стадии проектирования и строительства находятся 145 объектов гостиничного бизнеса, так что к следующему году эта проблема исчезнет.
Новый уровень требований
Кроме гостиниц, по мнению министра, серьезного развития требует вся инфраструктура Петербурга. Начиная от аэропорта, который, в принципе, принял огромное количество чартерных рейсов (от 200 до 250), хотя были сбои и задержки, и заканчивая уличной дорожной сетью, логистическим комплексом и так далее. «Новый уровень форума, – отметил Герман Греф, – предъявляет новый уровень требований, и мы должны в следующем году ему соответствовать». Министр экономического развития пришел к выводу, что «в будущем следует изменить во многом формат форума». Он предложил двигаться в сторону большей специализации Сочинского форума как инвестиционного, а Петербургского – как экономического. Этого, по его мнению, требует и формат участников, и масштаб участия. «Думаю, что в следующем году надо будет серьезно менять формат, – сказал г-н Греф. – Уже есть идеи, как сделать форум еще более содержательным и интересным.
Организаторы полагают, что наш форум «уже стал глобальным мировым событием» и что «многие, кто был на форуме, получили объективную картину происходящего в России и перспективах ее развития до 2020 года». А в дальнейшем он будет развиваться как площадка для анализа экономики России и стран СНГ.
Ложка дегтЯ,
или Маленькие нюансы
Впервые журналистов на форуме держали, что называется, в резервации. В закрытую зону, где, собственно, и происходили все мероприятия, водили группами по 30–50 человек в сопровождении представителя пресс-центра и сотрудников ФСО. Для того чтобы попасть в пул на заседание, круглый стол или пресс-конференцию, приходилось выстаивать очереди, так как количество мест было ограничено, а как уже говорилось выше, журналистов аккредитовалось порядка 1400 человек. У информационной стойки, где выдавали пулы, телеэкраны работали без звука, так что стоять в очереди и одновременно следить за событиями хотя бы по телевизору возможности не было. Это первый минус в организации.
Второй – это наложение событий. Мероприятия шли в плотном графике. И посетить два или три, следующих друг за другом, не было возможности по одной причине. Придя с одним пулом, с ним же и нужно было покидать закрытую зону даже в том случае, если у тебя был пул на следующее мероприятие, проходящее в соседнем зале.
Третий минус. Иногда пресс-конференции проходили в главном зале, куда транслировались все события. В таких случаях трансляцию отключали, не считаясь с тем, что большинство журналистов Интернет-СМИ работали в он-лайн режиме. Одним словом, создав неплохие условия для работы участникам форума, представителей СМИ просто обидели. Конечно, не всех. Был кремлевский пул, который передвигался свободно по закрытой зоне. Вот только в этот пул петербургские журналисты, к сожалению, не входили.
И еще небольшой штрих. Арендовав одиннадцатипалубный современный лайнер у Эстонии (предложившей наиболее подходящую цену), наши организаторы заклеили слово Таллинн по тому борту, которым корабль-гостиница примыкал к берегу. Заклеивали как раз в тот момент, когда на корабле проходило мероприятие для журналистов. Так что весь мир смог посмеяться над нашим лицемерием.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.