Инженерная жизнь крепости

Давние планы городской власти привести в полный порядок Петропавловскую крепость постепенно начинают сбываться.

Сейчас на территории первого сооружения Петербурга проводятся одни из самых сложных восстановительных работ – комплексная реконструкция инженерного оборудования и благоустройство всей площади, занимаемой историческим ансамблем. Результаты этой работы в дальнейшем повлекут довольно серьезные перемены в функционировании всего музейного комплекса.
Исторический ансамбль Петропавловской крепости несколько десятилетий ожидал столь серьезного обновления. Последний раз крупные восстановительные работы здесь проводились лишь после Великой Отечественной войны. Ремонтно-реставрационные работы по зданиям и сооружениям, входящим в комплекс Петропавловской крепости, начали проводиться только с 1990 года. Уже тогда назрела острая необходимость в восстановлении всех ее инженерных коммуникаций. Однако для проведения этих работ в то время не было должного финансирования. Источник средств на реконструкцию инженерных сетей был определен лишь в 2002 году – Всемирный банк реконструкции и развития, предоставивший в качестве займа представителю заказчика проекта, Фонду инвестиционных строительных проектов Петербурга (ФИСП), 500 млн рублей. Заказчиком проекта является Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.
В 2003 году был полностью готов проект реконструкции инженерного оборудования и благоустройства исторической территории. Однако длительные процедуры проведения тендера на выполнение всех ремонтных работ затянули реализацию проекта до 2006 года.
РжаваЯ вода
С октября прошлого года комплексную реконструкцию инженерного оборудования и благоустройство территории Петропавловской крепости выполняет генеральный подрядчик ЗАО «ПО «Возрождение». Проект предусматривает перекладку сетей водопровода, канализации, телефонных сетей, газопровода, электроснабжения, строительство приемной шахты на канализационном тоннельном коллекторе, реставрацию мощения Соборной площади и дорожек с применением различных видов камней.
Новая приемная шахта на канализационном тоннельном коллекторе будет построена недалеко от вертолетной площадки. Благодаря шахте будут канализованы все стоки Петропавловской крепости. По словам заместителя директора по эксплуатации Государственного музея истории Андрея Королькова, это сооружение в дальнейшем позволит частично разгрузить канализационный коллектор, расположенный на Мытнинской набережной, и оградить исторический ансамбль от ежегодных весенних подтоплений.
Под реконструкцией инженерного оборудования на самом деле подразумевается полная замена всех существующих коммуникаций исторического комплекса. За несколько десятилетий инженерные сети пришли в абсолютную негодность. Сотрудники Государственного музея истории уже привыкли, например, к тому, что из старого чугунного водопровода течет вода темно-коричневого цвета. Специалисты надеются, что после реконструкции вода изменит свой цвет. По словам ведущего инженера отдела технического надзора ФИСП Александра Чевычелова, вместо старых коммуникаций будут проведены полимерные и металлопластиковые трубы, которые могут исправно служить в течение 30-50 лет. До февраля следующего года замена всех сетей, по планам ФИСП, должна быть завершена. Специалисты признают, что работы столь крупного масштаба впервые проводят за такие короткие сроки.
Неудобства длЯ туристов
Основные работы по реконструкции инженерных сетей и благоустройству территории Петропавловской крепости выполняются именно сейчас, в летнее время, в самый разгар туристического сезона. Александр Чевычелов признается, что у представителей заказчика «было большое искушение в этом году вообще закрыть Петропавловскую крепость для посетителей». На радость туристам, заказчики этому искушению не поддались, в результате чего себе добавили трудностей, а посетителям – неожиданных впечатлений от огромного количества шумной землеройной техники, строительной пыли и многочисленных преград во время экскурсий. «Нам жаль, например, тех туристов, которые хотят сфотографироваться на фоне памятника Петру I работы Михаила Шемякина, потому что мы именно там сейчас проводим телефонию, – говорит Александр Чевычелов. – Жаль, что мы мешаем. Все-таки 27 машин одновременно... Возле каждого экскаватора стоят по два-три КАМАЗа».
Все участники проекта оправдывают эту ситуацию тем, что сложнейшая работа будет выполнена всего за один туристический сезон. Между тем нынешний сезон станет одной из значимых страниц истории Петропавловской крепости. Это связано не столько с полной заменой инженерии, сколько с благоустройством территории, в частности, мощением Соборной площади и дорожек.
Примета
третьего тысЯЧелетиЯ
По проекту территория должна быть благоустроена так, чтобы посетители музейного комплекса вообще не испытывали никакого дискомфорта. Главные неудобства, как посчитали авторы проекта благоустройства, специалисты компании «Ленгипроинжпроект», туристам доставлял булыжник на Соборной площади и других исторических участках архитектурного комплекса. Вопреки распространенному мнению о том, что именно булыжник и создает особый исторический колорит на территории Петропавловской крепости, проектировщики все же предусмотрели обустройство ровной поверхности наиболее посещаемых туристами участков. Как объясняет Александр Чевычелов, ровная поверхность будет обеспечена благодаря тому, что камень будет расколот на две части и выложен гранями вверх. Результат станет не столько видимым, сколько ощущаемым. «Мы постоянно наблюдаем за тем, как людям неудобно ходить по Соборной площади, – говорит Александр Чевычелов. – Да, историческая часть должна сохраняться, но нужно учитывать, что мы живем в третьем тысячелетии». Историческая часть в этом отношении меняется ради удобства не только туристов. Как поясняет Андрей Корольков, ровные площадки нужны и для хозяйственной техники, принадлежащей музею и Монетному двору.
НезаметнаЯ стоЯнка
Сегодня сотрудники Государственного музея истории рассматривают воплощение еще одной новаторской идеи – строительства автостоянки. На Заячьем острове нет ни одной площадки для парковки автомашин. Пока все туристические автобусы останавливаются прямо на Соборной площади, перед Великокняжеской усыпальницей. Вывести транспорт за пределы исторической территории планируется давно, но для этого пока нет ни проекта, ни финансирования. «Музей выступил с предложением сделать автостоянку в том месте, которое наименее востребовано и наименее заметно, – говорит Андрей Корольков. – Это место находится между Головкиным и Меншиковым бастионами. Там можно обустроить площадь на размещение порядка 120 автобусов. Если учесть, что одновременно более сорока автобусов обычно не бывает, то, естественно, там поместятся и автобусы, и личный транспорт. Рядом находится вертолетная площадка, там же – Кронверкские ворота, которые выходят на центральную аллею, ведущую в исторический центр Петропавловской крепости. Место удобно еще и тем, что эту стоянку могут прикрывать деревья с внешней стороны музейной территории». Решение этой проблемы во многом зависит от согласия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Пока предложение сотрудников музейного комплекса Петропавловской крепости находится на рассмотрении в КГИОП. Сотрудники Государственного музея истории утверждают, что зона парковки будет закрыта зелеными деревьями, а вся территория крепости станет пешеходной. Андрей Корольков говорит, что решить проблему с автостоянкой планируется в течение этого года.
До февраля следующего года все работы по благоустройству и замене инженерных коммуникаций, как планируют представители заказчика, должны быть завершены. Один из самых крупных и самых главных музейных ансамблей Петербурга будет функционировать не хуже современных комплексов третьего тысячелетия. Правда, будут исключения: нетронутыми останутся внутридворовые территории Нарышкина, Государева, Меншикова, Головкина, Зотова и Трубецкого бастионов. Они просто не вошли в реализуемый сегодня проект. Кто, на что и когда будет заниматься их благоустройством – вопрос времени.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Градостроительство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.