Проблемы, перспективы, опыт

Международный форум «Мир мостов», организованный Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, Ассоциацией «Дормост» и ВО «РЭСТЭК», уже четвертый раз проводится в Санкт-Петербурге. Свыше 90 организаций из России и дальнего зарубежья заявили о своем участии в нем.

Впервые идея создания столь масштабного мероприятия возникла несколько лет назад, когда в Санкт-Петербурге начала осуществляться грандиозная программа в области транспортного строительства. Как сказал заместитель председателя КБДХ Андрей Левакин, форум, организованный под эгидой правительства Санкт-Петербурга, даст возможность ознакомиться с региональными и федеральными программами, а также с опытом строительства и реконструкции важных объектов транспортной инфраструктуры. «У нас есть четкая программа на последующие годы, – отметил чиновник, – и уже определены тенденции, которые мы будем развивать. Есть и проблемы, которые мы будем обсуждать на форуме».
По словам генерального директора ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе, «возросшие объемы строительства требуют новых подходов от заказчика. Проблема нехватки проектировщиков, вопросы ценообразования, поставщиков, – все эти вопросы широко освещаются на форуме и дают возможность участникам поделиться опытом, обменяться мнениями».
Многие участники форума представили интересные проекты, которые привлекли внимание специалистов.
Проект-утопиЯ?
Генеральный директор архитектурной мастерской Марк Ицков предложил свое видение решения проблемы транспорта в центре города. Он отметил, что строительство Орловского тоннеля увеличит нагрузку на центр с северо-востока и востока. Большие транспортные потоки в этом случае пойдут по Невскому и Суворовскому проспектам. Марк Ицков предлагает создать в городе хорды, соединенные «поясом», включающим центральные набережные, Невский проспект. В качестве дополнения к строящимся масштабным проектам – Западному скоростному диаметру и Орловскому тоннелю – архитектор предложил проект строительства двух мелкозаглубленных автодорожных тоннелей вдоль набережных Невы: Кутузова, Дворцовой, Адмиралтейской и Английской, а также в створе Ново-Адмиралттейского канала и 16-17, 18-19 Линий Васильевского острова. Тоннели прокладываются по дну Невы на расстоянии 7-8 метров от берега и на глубине, позволяющей сохранять три метра воды над тоннелем. Длина трубы по набережной Невы составит 2,8 км, длина каждой секции – 75 метров. «Такие тоннели, – комментирует автор проекта, – образуют надежный транспортный каркас, снимающий напряжение в центральной части Петербурга. При этом появится возможность превратить главные набережные города в пешеходные с ограничением допуска автомобилей». Стоимость строительства, по расчетам специалистов, составит 27 млрд рублей.
Надежные технологии
О методе укрепительной цементации для усиления оснований мостовых сооружений и набережных в Санкт-Петербурге рассказали специалисты ГУП «Мостотрест» и ООО «Экотехнология». Разработанный в ООО «Экотехнология» метод был успешно применен на объектах при реконструкции многих мостов города: Инженерного, Барочного, Ново-Калинкина, Варшавского через Обводный канал, и др. Данный метод заключается в нагнетании известково-цементных растворов под давлением через пробуренные скважины в бутовой кладке. Они заполняют возникшие за долгие годы каверны и пустоты в кладке и при затвердевании образуют прочный искусственный камень. В результате конструкция в целом омоноличивается, уплотняется, а ее несущая способность и долговечность увеличиваются. Применяемые растворы по составу близки «родным», цементирующим бутовую кладку.
Авторы метода предлагают современную щадящую технологию для усиления оснований набережных Санкт-Петербурга. В качестве довода было представлено компетентное мнение начальника сектора гидротехнических сооружений КГИОП Людмилы Воронцовой, в котором она озвучила цифры «из 150 км благоустроенных набережных нашего города 140 км находится под контролем КГИОП. Из них 38 км представляют архитектурно-художественную ценность». По оценкам КГИОП, около половины набережных города требуют капитального ремонта. Из-за деформации оснований и смещений гранитных плит закрыто несколько участков. Людмила Воронцова считает, что щадящая технология может применяться параллельно с капитальным ремонтом, когда необходимо устройство нового свайного основания. Это позволит поддерживать набережные в нормативном состоянии еще долгое время. При этом потребуются незначительные материальные затраты. Также потребуется целенаправленно выделять средства на текущее содержание набережных.
Зарубежный опыт
Гостья мероприятия – Ассоциация дорожных и мостовых инженеров федеральной земли Берлин-Бранденбург – поделилась опытом управления транспортным комплексом, строительством и эксплуатацией дорог и мостовых сооружений. По словам Франка Шмидта, директора Ассоциации, в Германии при строительстве дорог и мостовых сооружений руководствуются правилами Европейского Союза. Основные ограничения существуют по охране окружающей среды. Строители сначала получают разрешение на строительство, а уж потом согласовывают его с администрацией и другими организациями. При этом основной акцент делается на экологические аспекты. Дорожные и мостовые сооружения проверяются постоянно. Текущий ремонт проводится один раз в год, серьезный – один раз в два года. Неудивительно, что дорожно-мостовое хозяйство Германии находится в идеальном состоянии. Правительство страны выделяет значительные средства. В федеральной земле Берлин-Бранденбург проживает около 4 млн человек. Протяженность государственных дорог – 5789 км. Длина автобана – 791 км.
На ремонт и строительство улиц и мостов ежегодно выделяется примерно 1 млрд 100 млн EURO. Строительные материалы в Германии недорогие. Цемент, который стоит дешево в Польше, используется для бетонного раствора в Германии. Средняя цена кв. метра бетонного моста составляет 3600–3800 EURO, 120 EURO – кв. метр дороги. Немного выше цена стальных конструкций.
Менеджер специальных проектов по маркетингу компании VSL из Швейцарии Рассел Фостер рассказал о строительстве мостов со члененными строениями. Проекты, выполненные этой компанией во многих странах мира, поражают своей грандиозностью. Во-первых, их опыт ценен тем, что строить мосты можно, не прерывая транспортного потока. Специалисты применяют особый метод надвижки пролетных строений. Еще одна особенность заключается в том, что конструкции для мостовых сооружений привозят на объект в готовом виде. Высококачественная готовая продукция, которая изготавливается на заводе, позволяет избежать проблем при строительстве в городе. Использование модулей очень эффективно и занимает мало времени. Компания построила 105 мостов протяженностью более 6 млн кв. метров в 26 странах мира. Наиболее яркие – вантовые мосты Цинг Ма и Тинг Као в Гонконге. У них опорные конструкции с отрицательной нагрузкой в виде сосудов и шаровые – боковые направляющие. В Греции у вантового моста Рион-Антирон – гидравлические амортизаторы и устройства с заранее установленным разрывом.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Городская среда
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.