Необходимо принять меры

В Петербурге прошло совещание по вопросам государственного строительного надзора. Оно было организовано федеральной Службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) при участии российской сети центров нормативно-технической документации.

В работе зонального совещания приняли участие представители федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, крупнейших строительных компаний, ассоциаций и союзов Северо-Запада, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В связи с принятием закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 232 кардинально изменился порядок осуществления государственного строительного надзора.
Первые пять месяцев действия нового закона выявили наличие большого количества неурегулированных вопросов как при осуществлении строительного надзора, так и во взаимоотношениях между заинтересованными сторонами.
Участники совещания обсуждали проблемные вопросы в осуществлении государственного строительного надзора; недостаточность нормативно-правовой базы в строительстве; взаимодействие с органами федеральной власти; взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации.
На совещании выступил Александр Орт, начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы.
Он напомнил, что Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга с 1 января 2007 года выполняет функции и государственного строительного надзора, и государственной экспертизы. За период с декабря прошлого года по сегодняшний день служба выпустила целый ряд нормативных документов, которые направлены на исполнение Постановления № 145 Правительства РФ об экспертизе и Федерального закона № 232 о государственном строительном надзоре. По словам Александра Орта, многое уже удалось реализовать. «По решению губернатора Санкт-Петербурга для выполнения тех функций, которые переданы от федеральных региональным органам исполнительной власти в области строительного надзора и экспертизы, штатная численность службы увеличилась на 50 человек. Сегодня мы завершаем комплектование штатного состава, в котором появились специалисты Пожнадзора, Роспотребнадзора, экологи. Некоторые сотрудники этих ведомств перешли в состав нашей службы», – сказал Александр Орт. «Во время формирования штатов мы заключили соглашения с ведомствами о выполнении части работ по проведению экспертизы, по осуществлению надзора (Пожнадзор). Сейчас уже наступил второй этап этого сотрудничества, на котором четко разграничатся обязанности службы и ведомств по осуществлению надзора, – отметил он. – Приведу пример. Мы оставили за районными пожарными частями и главным управлением соблюдение норм и правил по пожарной безопасности: это размещение гидрантов, проверка их исправности и т.д. Мы будем привлекать пожарных для совместного решения по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию».
По его словам, такая же схема работы существует и с лабораториями, которые располагают соответствующим инструментарием для проведения экспертизы. «Привлекаем и СЭС, и экологов на договорной основе, чтобы они дали свое заключение по проекту строительства. После этого подводим итоги», – сказал глава службы.
«В течение первых четырех месяцев этого года мы приняли те объекты, которые ранее находились под надзором федеральных органов, а с 1 января этого года находятся под надзором службы. На сегодня закончилась передача объектов от главгосэкспертизы управлению государственной экспертизы службы.
В конце года многие строительные организации сдали свои проекты в ведомственные экспертизы. В течение января, февраля и марта заключения ведомственных экспертиз нами принимались. В марте начала работать и новая схема проведения госэкспертизы. Сегодня то, что регламентировано законодателем (сокращение сроков экспертизы и сокращение общей стоимости экспертизы), по нашим предварительным оценкам, нам удается соблюсти. 45 суток отводится на проекты жилищного строительства, три месяца – на прочие объекты. В своих соглашениях с ведомствами мы установили срок выдачи замечаний: в течение 10 суток – по жилью, 25 – по прочим объектам», – рассказал Александр Орт.
Многие вопросы, которые обсуждались на совещании, выявили необходимость их совместных обсуждений и доработки.
В частности, статьей 54 пунктом 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, подлежащих государственной экспертизе федерального уровня, указанных в пункте 51 статьи 6 данного кодекса. Перечень объектов уточнен и расширен по характеристикам и параметрам «Временным положением о распределении полномочий по государственной экспертизе проектной документации на строительство объектов в Главгосэкспертизе России» (приложение 2 к распоряжению Главгосэкспертизы России от 5 апреля 2007 года № 34-р).
Вывод: необходимо уточнить, какие из объектов этого расширенного перечня подлежат государственному строительному надзору Ростехнадзора.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации государственный строительный надзор по объектам, определенных пунктом 51 статьи 6 и статьей 481 в Санкт-Петербурге, отнесен к ведению МТУ Ростехнадзора по СЗФО. В ходе проведения плановых проверок установлено, что в настоящее время строительство линейных сооружений осуществляется без разрешений на строительство. По сложившейся в Санкт-Петербурге практике, разрешения на производство работ (ордера) при строительстве, реконструкции и ремонте подземных инженерных сетей, сооружений, дорожных покрытий в соответствии с п. 3.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года № 223 выдаются ГАТИ. Однако в соответствии с п. 2.3 распоряжения Комитета по строительству от 12 октября 2004 года № 19 ГАТИ должна выдавать разрешения на строительство указанных объектов. Форма разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698.
Вывод: необходимо принять меры по приведению в соответствие Градостроительному кодексу РФ порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении линейных объектов поднадзорных Ростехнадзору по СЗФО.

В соответствии со статьей 481 Градостроительного кодекса РФ и ч. 6 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ федеральные органы исполнительной власти уполномочены на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов (используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия).
Вывод: необходимо решить вопрос об осуществлении государственного строительного надзора федерального уровня за строительством жилых и общественных зданий, оборудованных крышными или пристроенными газовыми котельными, так как в состав проекта входит участок подводящего газопровода среднего давления (до 0,3 МПа).

В соответствии с Положением о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению (КЭ и ИО), утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757 к полномочиям Комитета не относится выдача разрешений на строительство объектов инженерной инфраструктуры, а только согласование их схем и проектов (п. 3.10 Положения).
В то же время Комитетом выдаются разрешения на строительство (реконструкцию) таких объектов, причем эти разрешения не соответствуют форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Вывод: необходимо привести ситуацию в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ в ряде случаев предусматривается выдача разрешений на строительство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вывод: необходимы разъяснения о том, какой федеральный орган уполномочен на выдачу разрешений на строительство или какому органу планируется передача этих полномочий.

В настоящее время выдача разрешений на производство реконструкции и капитального ремонта в Санкт-Петербурге осуществляется администрацией районов. Пунктом 15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривается выдача разрешений на строительство уполномоченным органом местного самоуправления. Форма разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698. В то же время администрации районов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство выдают эти разрешения не по установленной форме.
Вывод: необходимо привести сложившуюся практику в соответствии с законодательством.

В статье 481, пункт 2, раздел 5 указаны следующие параметры отнесения объекта капитального строительства к уникальным – наличие конструкций и конструктивных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Вывод: указанный раздел допускает слишком широкие толкования. На практике часто возникают сложности с отнесением объекта к категории уникальных по данному параметру. Необходимы комментарии и разъяснения.

В соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ органами Росохранкультуры выдаются разрешения на проведение реставрационных работ на памятниках федерального значения. Зачастую на основании таких разрешений осуществляются общестроительные работы, не связанные с реставрацией или сохранением памятника.
Вывод: необходимо более четко разграничить область действия разрешений на проведение реставрационных и общестроительных работ.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор при капитальном ремонте объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Ростехнадзор). Зачастую строительство, реконструкция зданий или сооружений, формально не поднадзорных Ростехнадзору, осуществляется в непосредственной близости (в охранной зоне) памятника федерального значения, что может нанести ущерб его сохранности.
Вывод: следует определить степень участия Ростехнадзора в осуществлении государственного строительного надзора за строительством и реконструкцией таких объектов.

В соответствии с разделом 3 пункта 1 статьи 481 к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам относятся сооружения связи, которые подлежат федеральному строительному надзору.
Однако операторы сотовой связи оспаривают поднадзорность своих сооружений связи Федеральной службе государственного строительного надзора в связи с тем, что, по их мнению, 30–120-метровые сооружения связи (мачты, башни, антенные опоры) являются временными постройками.
Вывод: необходимо однозначно определиться по данному вопросу.

Как следует из вышеизложенного, МТУ Ростехнадзора по СЗФО в своей работе постоянно сталкивается с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления своих функций или превышением ими своих полномочий.
«Считаем необходимым осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности со стороны Ростехнадзора», – говорится в заявлении, принятом участниками зонального совещания.

Автор:
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.