Мозговой штурм Пулково

Зона влияния аэропорта Пулково, по расчетам специалистов КГА, занимает 100 кв. км городских земель.

Сюда, помимо территории, занимаемой самими «воздушными воротами», входят зоны нежилой застройки Предпортовая-2 и Предпортовая-3, общественно-деловая зона Пулково-3, садоводства и огородничества. Как распорядиться этой стратегически важной территорией, обсуждали на прошлой неделе в Смольном.
Пристальное внимание к перспективам освоения территории вокруг аэропорта Пулково, в первую очередь, обусловлено планами города и руководства аэропорта провести его комплексную модернизацию. По действующему генеральному плану зона влияния аэропорта охватывает площадь в 10 тыс. га, куда попадают различные по своему функциональному назначению территории: зоны промышленно-деловой и жилой застройки, земли сельхозназначения. Подобная функциональная неоднородность может негативно отразиться на характере будущей застройки. Чтобы этого избежать, в феврале текущего года КГА издал распоряжение №35 «О резервировании земель в районе аэропорта Пулково на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому документу территории, прилегающие к аэропорту, не подлежат освоению до тех пор, пока не будет утвержден проект планировки всей зоны влияния аэропорта.
ПерспективнаЯ землЯ
Приаэропортовая зона ограничена на западе нежилой зоной Юго-Западная, прилегающей к Юго-Западным очистным сооружениям, на северо-востоке нежилой зоной Предпортовая-2, на северо-западе – нежилой зоной Предпортовая-3, на севере – около 400 га садоводчеств, на юге – землеотводом аэропорта.
Все эти территории обладают колоссальным ресурсом. Они имеют связь с кольцевой автодорогой, связь с федеральными трассами: Москва, Киев, Прибалтика. Транспортная схема в перспективе предполагает обеспечение этой территории системой наземного экспресса. В настоящее время ведется разработка проектов планировки и межевания отдельных частей всей этой зоны. Так, за проект планировки и межевания Предпортовой-2 и Предпортовой-3 отвечает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, за часть территории, расположенной в непосредственной близости от границ аэропорта, несет ответственность Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. По заявлениям чиновников обоих комитетов работа будет завершена к ноябрю текущего года и представлена на утверждение на заседание правительства города.
Однако до принятия постановления об утверждении проектов планировки, необходимо провести работу по определению их функционального назначения.
«Мы должны сегодня обсудить, что надо предпринять, чтобы развитие территории шло комплексно, в рамках единой идеологии, – заявила губернатор Валентина Матвиенко, открывая совещание. – Все территории вокруг аэропорта должны осваиваться не бессистемно, объекты, расположенные на них, должны быть логически вписаны в аэропортовую инфраструктуру. Мы здесь и собрались для того, чтобы правая рука знала, что делает левая».
ГрадостроительнаЯ
стратегиЯ
Сейчас в приоритете – определить концепцию объектов, которые должны тяготеть к зоне аэропорта, и для которых должны быть зарезервированы места на этой территории. Очевидно, приоритетным направлением должно стать строительство объектов торговли, логистики, гостиничных комплексов и бизнес-центров, таможенных терминалов. Это должно учитываться при подготовке проектов планировки прилегающих территорий.
«Зону Предпортовая-2 можно либо зарезервировать для размещения двух-трех стратегических объектов на площадках размером 50–70 га, как это планировалось при образовании Шушар, либо для создания более мелких по структуре участков в рамках создания бизнес-зон, – осветил позицию КГА заместитель председателя комитета Виктор Полищук. – Но успешная реализация этих проектов будет возможна только при развитии инфраструктуры. Это связано с целым комплексом вопросов обеспечения энергетикой, а также имущественных вопросов. Поэтому мы просим провести инвентаризацию земельных участков КУГИ и Комитет по земельным вопросам».
В течение лета представители КИСП, КЭРПиТ, Комитета по энергетике должны подготовить свои предложения по использованию земель и перечню возможных для размещения на них объектов. Эти данные будут затем переданы в КГА, который разработает технические условия для вынесения на торги свободных земельных участков со строительством на них зданий и сооружений со строго определенными функциями.
Пересмотреть зонирование
Основное функциональное назначение зоны влияния аэропорта Пулково в соответствии с генеральным планом – размещение промышленных предприятий четвертого-пятого классов вредности с включением объектов общественно-деловой застройки. Также значительная часть территории отведена под функцию рекреационную и транспортно-инженерное обеспечение промзон. «Производство четвертого-пятого классов вредности не предполагает наличие санитарно-защитных зон вокруг предприятий, либо их ССЗ находятся в границах выделенных земельных участков. Это, в первую очередь, сборочные производства, – пояснил вице-губернатор Александр Вахмистров. – Они по своему профилю схожи с логистическими центрами, так как производственный процесс напрямую связан с доставкой, фасовкой, распространением продукции».
Однако КИСП предлагает разграничить логистическую и производственную функции, что в Генеральном плане 2005 года не прописано. «Бывают случаи, когда инвестор, приходя в город, не может сориентироваться и понять, где стоит размещать логистические объекты, а где промышленные, – пояснил позицию комитета первый заместитель председателя КИСП Николай Асаул. – Мы предлагаем вокруг аэропорта сформировать прежде всего логистические зоны».
Помимо этого, в зоне влияния Пулково не исключено появление свободной экономической зоны или зоны, где будут действовать таможенные льготы.
Все варианты развития 10 тыс. га будут рассматриваться рабочей группой, и результаты планируется представить на втором совещании, которое губернатор назначила на сентябрь. Если сделанные наработки будут сочтены приемлемыми, то уже в начале следующего года свободные участки будут выставляться на торги. На сегодняшний день это около 30 процентов всей территории.
Но освоением свободных участков, скорее всего, ограничиться не удастся. Поэтому городу предстоят переговоры с частью собственников земельных участков, попадающих в зону активного градостроительного развития. Губернатор пообещала, что частные земли будут выкупаться.

Автор: Вероника Шеменева
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.