Земельный контроль

Вступил в силу закон «О земельном контроле за использованием земель в Санкт-Петербурге», принятый Законодательным собранием 30 мая 2007 года и подписанный губернатором Санкт-Петербурга 15 июня.

Законопроект был внесен губернатором Валентиной Матвиенко 25 августа 2006 года под названием «О земельном контроле» и предлагал установить, что полномочия по земельному контролю в Санкт-Петербурге осуществляет городское правительство. Документ был разработан в соответствии с дополнением статьи 72 Земельного кодекса РФ «Муниципальный и общественный земельный контроль» (федеральный закон от 30 июня 2006 N 92-ФЗ), устанавливающим, что «законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ». Это вытекает из особенностей организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, где наиболее значимые функции органов МСУ являются прерогативой органов государственной власти.
Напомним, что согласно статье 71 «Земельного кодекса РФ» «государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ» – постановление Правительства РФ 15 ноября 2006 года №689 «О государственном земельном контроле». Утвержденное этим постановлением положение «устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами».
За почти год рассмотрения Законодательным собранием внесенными поправками законопроект губернатора претерпел существенные изменения. Как считает Юридическое управление Законодательного собрания, предложенные поправки изменили концепцию проекта закона, принятого за основу 22 ноября 2006 года. В документе появилось пять статей, вместо двух, предложенных губернатором.
Согласно преамбуле, настоящий закон «устанавливает общие принципы осуществления земельного контроля за использованием земель на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства в сфере использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами».
Закон определяет основные понятия, используемые в нем (статья 1), задачи земельного контроля (статья 2), основные направления земельного контроля (статья 3), формы его осуществления (статья 4). В соответствии с документом, земельный контроль в Санкт-Петербурге должен обеспечить «соблюдение всеми физическими, юридическими, должностными лицами требований законодательства в целях рационального и эффективного использования земель на территории Санкт-Петербурга; предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства».
Его основные направления: «соблюдение установленного режима использования земель в соответствии с зонированием территории и градостроительным регламентом; принятие мер к устранению нарушений земельного законодательства; выявление самовольно занятых земельных участков, а также земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке документов; принятие мер по недопущению загрязнения, захламления, нанесения иного вреда земельным участкам; соблюдение выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования земель».
Земельный контроль будет осуществляться уполномоченным органом в форме проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года. Возможны и внеплановые проверки – для контроля исполнения предписаний уполномоченного органа и по заявлениям о нарушениях земельного законодательства.
Отметим, что из формального документа, декларирующего лишь факт передачи полномочий муниципальных советов в области земельного контроля Правительству Санкт-Петербурга, в принятом виде закон превратился в нормативный акт, регулирующий правовые отношения в этой важной области жизни субъекта Федерации, хотя остается открытым вопрос о взаимодействии регионального уполномоченного органа с федеральными уполномоченными органами по осуществлению государственного земельного контроля, у которых задач и направлений значительно больше, но постановлением правительства РФ № 689 четко прописаны и права этих контрольных служб, имеющих разветвленную структуру до уровня городов и районов.

Автор: Евгений Герасимов
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.