Трудно только первые сто лет

Сто лет исполняется инженерно-строительному факультету Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Он стал первой в России высшей инженерной школой, готовящей специалистов-строителей, и именно из него «выросли» такие уважаемые вузы, как ГАСУ и Военный инженерно-технический университет.

Профессоры и преподаватели вновь образованного Политехнического имени Петра Великого института прекрасно сознавали, что страна, переживающая промышленный подъем, остро нуждается в людях, обладающих специальными знаниями. Поэтому летом 1907 года профессора Дружинин, Кирпичев, Шателен (кстати, будущий ректор ЛПИ) подготовили записку, в которой обосновали необходимость открытия трех новых отделений: инженерно-строительного, механического и химического. К чести членов совета института, решение профессорского собрания было поддержано, и уже осенью 190 студентов, принятых на 1 курс строительного отделения, приступили к занятиям.
Главпрофобр рекомендует…
Учебный план отделения включал семь семестров для прохождения теоретического курса и семестр дипломного проектирования. Начиная с третьего курса, предусматривалось разделение студентов по двум подотделам: сухопутно-дорожному и гидротехническому. Значительное внимание уделялось общестроительной подготовке будущих инженеров. Так, курс гражданской архитектуры вел академик архитектуры Косяков, а рисования – академик Щуко.
Мировая война и последующие революционные потрясения, естественно, отразились на работе инженерного факультета. В это трудно поверить, но с 1918 по 1923 годы были запрещены «вступительные испытания», а в 1925 году были отменены лекции: Главпрофобр (кто-нибудь сейчас знает что это такое?) ввел «групповой метод обучения» и «непрерывную производственную практику».
Казнить нельзЯ помиловать
К счастью, деятельность «реформаторов от образования» постепенно сошла на нет. В 1926 году слово «инженер» было «реабилитировано» и его стали указывать в свидетельствах об окончание учебных заведений, а двумя годами спустя Совнарком принял решение о создании вузов нового поколения. Эта реорганизация, конечно, коснулась и Политехнического института – он был… ликвидирован, а его факультеты превращены в отраслевые вузы. Отделение водного хозяйства стало Гидротехническим институтом, отделение транспортного строительства «отошло» Институту инженеров путей сообщения (с 1930 года ЛИИЖТ), а «сухопутная» часть факультета укрепила Институт гражданских инженеров (далее – ЛИСИ, затем ГАСУ). Оставшиеся отделения мостов и инженерных сооружений, а также промышленного строительства «влились» в Ленинградский строительный институт, созданный в 1929 году, буквально на пустом месте (этот институт, многократно менявший свое название, наиболее известен как Высшее военное инженерно-строительное училище).
Оборот колеса
Четыре года продолжалось безвременье, и, наконец, в 1934 году инженерно-строительный факультет возродился в составе Политеха под именем «гидротехнический».
Гидротехнический факультет помнят многие поколения политехников, которые на этом факультете обучались основам инженерного искусства. Название «гидротехнический» отвечало необходимости подготовки специалистов и проведения научно-исследовательских работ для укрепления энергетической базы Советского Союза за счет использования гидроэнергетических ресурсов. Особенностью этого периода развития является концентрация всех сил на решении одной четко поставленной задачи – строительство гидроэлектрических станций.
После развала Союза существенно изменились направления подготовки специалистов и требования, предъявляемые к ним. Ввиду резкого сокращения количества строящихся ГЭС и других гидротехнических объектов, снизилась потребность в инженерах-гидротехниках. С другой стороны, в результате интенсификации жилищного и гражданского строительства резко повысилась потребность в специалистах в области охраны среды, городского хозяйства, управления водными ресурсами, недвижимостью. Изменение названия, в сущности, констатировало тот факт, что направление «гидротехника» перестало быть основополагающим, так как появились новые востребованные временем направления научных исследований, подготовки кадров и опытно-конструкторских работ.
Таким образом, колесо завершило свой оборот – факультет снова, как и 100 лет назад, стал готовить инженеров-строителей, тех, без которых не обходится ни одна стройка.

Автор: Петр Михайлов
рубрика: Стиль бизнеса
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.