Аничков ушел на ремонт

С 20 июня начаты работы по капитальному ремонту Аничкова моста. Объем финансирования на 2007 год составит 250 млн рублей. Эти средства в основном пойдут на ремонт кирпичной кладки и инъектирование сводов.

Аничков мост – один из архитектурных памятников XVIII века, которые украшают наш город, – расположен в створе Невского проспекта. Назван он по фамилии строителя – инженера-полковника М.О. Аничкова. Строительство моста началось в 1715 году по указу Петра I, в котором предписывалось: «на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». Вначале это был деревянный балочный многопролетный мост на свайных опорах длиной 150 метров. Его вновь капитально ремонтировали в 1726 и 1742 и 1749 годах. В 1783 году предположительно по проекту Ж.-Р. Перроне сооружается постоянный Аничков мост – трехпролетный каменный, со средним деревянным подъемным пролетным строением. В 1841 году Аничков мост был расширен до красной линии Невского проспекта, все пролеты сделали арочными. Проект нового моста разработал инженер И.Ф. Буттац при участии инженера А.X. Редера. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок была выполнена архитектором А.П. Брюлловым. На гранитные пьедесталы устоев моста установили четыре скульптурные группы коней, созданные скульптором П.-К. Клодтом. В 1905 году из-за конструктивных недостатков мост еще раз реконструировали. В 1906–1908 гг. по проекту Г.Г. Кривошеина мост получил кирпичные своды, облицованные розовыми гранитными камнями.
Поскольку с 1841 года мост капитально не ремонтировался, со временем началось разрушение кирпичного свода с вывалом отдельных кирпичей из-за значительных протечек воды. В 2000 году в верхней части свода была установлена так называемая улавливающая сеть, чтобы обрушающаяся кладка не падала на проезжающие прогулочные суда, а два пролета закрыли для судоходства.
В соответствии с концепцией развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Аничков мост был включен в план капитального ремонта. По срокам ремонта он должен реконструироваться в 2008 году, но появилась возможность сделать это на год раньше. Длина моста составляет 54,6 метра, ширина – 37,9 метра.
Работы по реконструкции ведет ЗАО «Пилон». По словам заместителя технического директора ЗАО «Пилон» Ефима Лейкина, в кирпичной кладке сводов имеются пазухи, и кирпичная кладка постепенно разрушается. «Для этого, – говорит специалист, – необходимо выполнить работы по инъектированию сводов и ремонту кирпичной кладки. Работа очень объемная, поскольку весь процесс будет происходить без закрытия движения как на мосту, так и под ним. Для того чтобы суда могли беспрепятственно двигаться по Фонтанке, обеспечено их движение под одним пролетом. Поэтому до конца этого года будет выполнено 50 процентов работ от общего объема. Гораздо проще работать, когда движение перекрыто полностью, но город этого позволить себе не может. Поэтому будем работать в сложных условиях, но выполняя сроки реконструкции».
В следующем году предполагается выполнить работы по гидроизоляции и ремонту тротуаров. «Поскольку проект был составлен в 2002 году, – констатирует Ефим Лейкин, – а с тех пор прошло 5 лет, – он претерпевает значительные изменения. В частности, по первоначальному проекту тротуары с обеих сторон моста ремонтировать не намечалось. Однако в этом году решили, что без снятия тротуаров нельзя качественно выполнить гидроизоляцию. При этом ремонт тротуаров требует особого отношения, так как каждая плита весит около 20 тонн, и должна быть вывезена на отдельную площадку, отреставрирована и возвращена на место. Плита сохранит первоначальный облик, полученный в XIX веке.
Работы по гидроизоляции и замене тротуарных плит будут проходить без закрытия движения. Между тем на мосту находятся провода контактных сетей для движения троллейбусов, которые также представляют собой сложности в техническом плане для производства работ.
Для инъектирования сводов и ремонта кирпичной кладки моста будут устроены сплошные подмости, на которых установят специальную установку. Подмости установят установлены в каждом из трех пролетов последовательно, обеспечивая проход судов в один из свободных от подмостей пролетов. Работы продлятся до конца 2007 года.
Весной, после окончания зимнего периода, начнутся работы по реконструкции тротуаров и гидроизоляции проезжей части.
Стоит особо отметить, что постамент со скульптурной группой коней демонтирован не будет.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Градостроительство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.