Отходы отложили на осень

В конце июня Комиссия по здравоохранению и экологии приняла решение отложить рассмотрение во втором чтении проекта закона «Об обращении отходов производства и потребления в Санкт-Петербурге».

Как сообщил председатель Комиссии Олег Сергеев, после первого чтения, которое состоялось 22 октября 2006 года, специалисты серьезно доработали документ, подготовив 28 поправок.
Однако, Жилищный комитет настаивает на единственной поправке, полностью перечеркивающей всю первоначальную редакцию закона, устанавливающего раздельный сбор мусора. В этой новой редакции законопроекта, внесенного депутатом Константином Серовым, даже не учтены наработанные специалистами Комиссии изменения. Во-первых, эта редакция не запрещает сжигание несортированного мусора, что является самым вопиющим экологическим преступлением по европейским параметрам. Во-вторых, не прописаны полностью полномочия органов государственной власти, поэтому раздельный сбор останется существовать только на бумаге, ведь неясно, кто и за что отвечает. В-третьих, предусмотрены наказания за «нераздельный» сбор мусора. Но как же тогда поступать с жителями домов, оборудованных мусоропроводом? Они все будут оштрафованы? В-четвертых, необходимо отрегулировать правовые отношения собственности города и объектов в сфере оборота отходов. Непонятно, кто имеет право получать прибыль от переработки вторичных ресурсов. Ведь по закону мусор – собственность города, и попытки любого предприятия – управляющей компании или ТСЖ – извлечь прибыль из переработки, правоохранительные органы могут посчитать присвоением доходов бюджета города. И это далеко не полный перечень «промахов» новой редакции закона, – отметил г-н Сергеев, подчеркнув, что депутаты обеими руками за раздельный сбор мусора и понимают, что городу крайне необходим «мусорный» закон. Однако полноценно рассмотреть все 29 поправок на последнем заседании Законодательного собрания 4 июля практически было невозможно, поэтому большинство членов комиссии не поддержали его спешное рассмотрение.
Напомним, что разработка данного закона ведется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2006–2014 годы, одобренным Постановлением N 1151 городского Правительства 2 августа 2005 года. Законопроект должен был разработан еще в 2006 году, так же, как и целевая программа по использованию бытовых отходов. Очевидно, что законопроект «завис» во втором чтении, а Программа, разработанная Общественным советом по проблемам отходов производства и потребления при Законодательном собрании, давно ждет своего рассмотрения на заседании Правительства.
Принятый Правительством План мероприятий «стоит» более 13,5 млрд рублей, из них 11,3 млрд рублей – это привлеченные внебюджетные средства. Основные ресурсы предполагается выделить на модернизацию действующих и строительство 2-х новых мусороперерабатывающих заводов (11,6 млрд рублей) и 2-х полигонов (1,5 млрд рублей). На мероприятия по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов, строительство шести сооружений для перегруза и сортировки бытовых отходов, приобретение оборудования для сортировки бытовых отходов) запланировано 324 млн рублей. При этом если завершение строительства новых заводов и полигонов – это дальняя перспектива (2014 год), то все мероприятия по раздельному сбору мусора должны быть закончены уже в 2008 году.
Принимая данную концепцию, Валентина Матвиенко тогда подчеркнула: «Это приоритетная задача для города. Нам нужна осмысленная, понятная концепция, выстроенная законченная схема переработки мусора». Она также дала указание главам районных администраций активно развивать селективный сбор мусора. В 2006 году из бюджета Петербурга было выделено более 40 млн рублей на приобретение более 4000 контейнеров для раздельного сбора мусора. «Однако, большая часть из них до сих пор пылится на складе», – утверждают в Гринпис. Общее количество контейнерных площадок в Санкт-Петербурге – около 4,5 тысяч. В январе этого года активисты Гринпис исследовали 207 мусорных площадок города, претензий не было лишь к 20 процентам, на 63 площадках раздельный сбор мусора отсутствовал.
Проект целевой Программы «Использование твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге на 2006-2014 годы», предлагает новый подход к отходам как к ресурсам. Улучшение очистки города от отходов здесь прямо связано с развитием ресурсосбережения посредством технологий раздельного сбора. Основные затраты на программу: сооружение контейнерных площадок – 1500 млн рублей (60-70 млн рублей на район – благоустройство), приобретение контейнеров – 360 млн рублей, НИОКР – 76 млн рублей, создание перерабатывающих производств – 256 млн рублей, сооружение пунктов сортировки – 736 млн рублей. То есть в сумме около 3 млрд рублей. Согласно расчетам, за 9 лет будет собрано сырья в ценах 2006 года на 7,5 млрд рублей, существенно повысится качество компоста. Санкт-Петербург сохранит энергию, затраченную на производство этих ресурсов, в пересчете на условное топливо в 3 млн тонн. Если комплекс мероприятий к 2011 году будет выполнен, то 50 процентов, а в 2014 году – 70 процентов отходов города будут вместо полигонов переработаны на месте и использованы в качестве вторичного сырья. Вывод разработчиков: целевая программа позволяет в два раза снизить общественные затраты на обращение отходов.
Как утверждает член Совета директоров ОАО «Автопарк 1 «Спецтранс» Николай Колычев с 2007 по 2014 годы население Санкт-Петербурга выбросит в отходы ценного сырья на 20 млрд рублей, в том числе: 4,7 млн тонн пищевых и влажных органических отходов, 4 млн тонн бумаги, около млн тонн пластмасс, по 500 тыс. тонн черных металлов и текстиля, 270 тыс. тонн цветных металлов, 400 тыс. тонн стекла и т.д. На оплату вывоза, переработки, обезвреживания и захоронения этого «мусора» потребуется 26 млрд рублей, в связи с увеличением объема накопления ТБО и инфляционными процессами сбор средств на указанные цели к концу рассматриваемого периода с жителей придется увеличить в 2–3 раза.
Специалисты считают, что внедрять в городе раздельный сбор мусора, не стимулируя жителей к сортировке отходов, бессмысленно. По словам генерального директора НПК «Механобр-техника» Леонида Вайсберга, чтобы поддерживать жизнеспособность системы раздельного сбора мусора, в Германии уже требуется экологическая полиция, теленаблюдение, введение колоссальных штрафов и т. д. По прогнозам главы «Спецтранса» Анатолия Язева, если организация раздельного сбора мусора будет продвигаться нынешними темпами, то проблема отходов в Санкт-Петербурге будет вечной.
Ситуация может кардинально измениться осенью этого года. На выездном заседании комитета Государственной думы по экологии в Санкт-Петербурге планируется обсудить вопросы законодательного обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и охраны петербургского региона, а также вопросы международного сотрудничества по защите среды Балтийского моря. Как сообщил председатель Комитета Владимир Грачев губернатору Санкт-Петербурга, один из вопросов выездного заседания предлагается посвятить проблеме отходов, в том числе и ТБО. В этом контексте г-н Грачев предлагает оценить «опыт работы петербургских предприятий – создателей и пользователей оборудования для переработки отходов с целью получения вторичного сырья и его возврата в хозяйственный оборот». По мнению депутата Госдумы, «поддержать и развить этот опыт позволит новый Федеральный закон «О вторичных материальных ресурсах», с принятием такого закона будет активизирован рынок переработки отходов как один из видов природоохранной деятельности, а в Петербурге, в частности, отпадет необходимость в строительстве, по крайней мере, одного мусоросжигающего завода. В результате будут сэкономлены значительные бюджетные средства города». Закон должен быть принят до конца этого года и поможет решить финансовые проблемы внедрения ресурсосберегающих технологий, так как одно из положений Закона – введение налога на последующую утилизацию продукции производителей, который планируется направлять в специальный фонд, предназначенный для дотации предприятий переработчиков отходов.

Автор: Евгений Герасимов
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.