Корабелы объединяются

В Законодательном собрании 18 июля состоялись депутатские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития судостроения в Санкт-Петербурге», организованные комиссией по промышленности, экономике и собственности.

Напомним, что 21 марта 2007 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ 394 о создании ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», 100 процентов акций которого будут принадлежать государству, на базе ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро», со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Указом предложено учредить на правах 100-процентных «дочек» ОСК: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск, Архангельская область) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток) и реорганизовать десятки судостроительных предприятий, расположенные в различных уголках России: от Калининградской области до Дальнего Востока, от Мурманска до Краснодарского края. В состав Корпорации войдут практически все кораблестроительные предприятия Санкт-Петербурга, за исключением ОАО «Балтийский завод», собственник которого (ОАО «Межпромбанк») предлагает переместить основные производственные мощности на ОАО «Северная верфь», а освободившиеся территории использовать для строительства элитного жилья.
Как сообщил заместитель руководителя рабочей группы по организации ОСК Олег Шуляковский, 21 июля заканчивается четырехмесячный срок, отведенный Президентом России на регистрацию ОСК. Уже осенью намечено совещание у Президента с докладом о ходе выполнения Указа. По мнению г-на Шуляковского, судостроительная отрасль для многих российских производств является системообразующей и сейчас испытывает определенные трудности. «Сегодня у отрасли далеко не самые лучшие времена, поскольку долгое время государство уделяло мало внимания развитию кораблестроения. В лучшем положении находятся предприятия, работающие по заказам Министерства обороны РФ и иностранных военных ведомств. Гражданское же судостроение России на мировом уровне является неконкурентоспособным. Многие предприятия судостроительной отрасли «лежат на боку», повсеместно нарастает кадровая проблема. Главная задача создаваемой ОСК – это улучшение ситуации в российском судостроении, повышение конкурентоспособности отечественных производств судов и оборудования», – отметил г-н Шуляковский, особо подчеркнув необходимость принятия федерального закона о государственной поддержке судостроения, который обсуждается в Государственной думе РФ более десяти лет, причем аналогичные законы давно действуют в более чем 50-ти странах мира. Г-н Шуляковский напомнил, что для закрытия «Балтийского завода» необходимо согласие Министерства обороны и Минатома. Прежде всего, свое слово должно сказать государство, владеющее «золотой» акцией акционерного общества.
По мнению первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Евгения Лукьянова, «в митинговое прошлое безвозвратно ушло мнение о том, что государство является неэффективным собственником. Главной задачей создаваемой корпорации станет техническое перевооружение отрасли и реализация гражданских проектов. Это, прежде всего, рыбопромысловый флот, это создание судов и средств для освоения шельфа, это научно-исследовательский и ледокольный флот, а также речной флот и суда двойного назначения – река-море. «Я убежден, мы способны выпускать конкурентоспособную технику, как для военного кораблестроения, так и гражданского», – заявил он, заметив, что строительство элитного жилья на болотах не очень разумное решение.
В ходе слушаний представители профсоюзов судостроительной отрасли и специалисты были озабочены возможным закрытием «Балтийского завода» с последующей продажей освободившейся территории завода под коммерческую застройку. При этом они обосновывали невозможность перенесения основных производственных мощностей на территорию завода «Северная верфь».
«Эксперты предрекают крах обоих предприятий. Такая реорганизация производства нанесет ущерб всей судостроительной отрасли Санкт-Петербурга», – заявило большинство участников слушаний.
В принятом заявлении участники слушаний отметили, что «петербургское судостроение, будучи одной из ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга, является важнейшей частью российского судостроения, во многом определяющей его будущее развитие и в полной мере отражающей кризисные процессы в отрасли. При этом без глубокой модернизации судостроительных и судосборочных производств в Санкт-Петербурге невозможно обеспечение потребностей растущей российской экономики в современных судах (в том числе, ледоколах), а Военно-Морского Флота – в кораблях, особенно, крупнотоннажных. Техническое отставание производства, недостаточное количество новых проектов ограничили конкурентоспособность российского и, в частности, петербургского судостроения на мировом рынке; негативные тенденции могут усилиться после вступления России в ВТО. Необходим комплекс организационных, экономических и законодательных мер на федеральном и региональном уровнях для вывода судостроения из кризиса, создания условий для дальнейшей рентабельной деятельности отрасли. Успешная деятельность судостроительных предприятий во многом определяется уровнем квалификации персонала; в ходе модернизации отрасли особую значимость приобретают вопросы сохранения трудовых коллективов и профессиональной подготовки кадров». Депутаты рекомендуют правительству РФ предусмотреть в федеральной целевой программе развития судостроения средства на модернизацию основных фондов петербургских судостроительных предприятий. Государственной думе РФ участники слушаний рекомендовали до 2008 года принять федеральный закон о поддержке судостроения, а правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность предоставления за счет средств городского бюджета льгот по уплате налога на землю для судостроительных предприятий, осуществляющих научно-исследовательские разработки. Также правительству города предложено рассмотреть вариант покупки контрольного пакета акций ОАО «Балтийский завод».

Автор:
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.